43

Два железнодорожных вокзала Калуги

Добрый день, дорогие пикабушники и мои замечательные подписчики!


Я некоторое время не писала, поскольку собирала материал для весьма необычный статьи.
Если вы начнете гуглить,  скорей всего встретите упоминает про ЖД Калуга - 1 и ЖД Калуга -2.  Но мало кто знает что в Калуге было когда-то два ЖД вокзала почти на против друг друга, именно об этом я и хочу вам рассказать.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Железнодорожная станция Калуга открыта для пассажиров и перевозки грузов одновременно с запуском в эксплуатацию Ряжско-Вяземской железной дороги в 1874 году (позднее Сызрано-Вяземская). Торжественное открытие первого железнодорожного вокзала состоялось 15 декабря 1874г. В2019 году был юбилей в 150 лет, но его никто не отмечал…

Железная дорога связала Калугу с крупными городами: Варшава, Смоленск, Оренбург, Пенза, Сызрань и многими другими, что способствовало развитию торговли, сельского хозяйства и промышленности во всем регионе.

К 1883 году железнодорожная станция Калуга принимала уже около 70 000 пассажиров, было обработано более 2 700 000 пудов различных грузов.

Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.

А в 1899 году открылось движение на частной ветке Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянской линии). После многочисленных ходатайств (скорей всего взяток) представителей от промышленников и купцов о скорейшем проведении к Калуге ветки от Брянской линии,— в 1901 году такая ветка была сдана в эксплуатацию паевым обществом частной Московско-Киево-Воронежской дороги, с использованием части пути казённой (государственной) Сызрано-Вяземской линии. В том же году тем же обществом был построен железнодорожный вокзал, который сохранился до наших дней - Калуга I.

Таким образом к 1902 году в городе функционировало 2 железнодорожных вокзала:

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вокзал Сызрано-Вяземской ЖД.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вокзал Калуга - 1.

Один вокзал относился к казённой (Сызрано-Вяземской) дороге.

Здание было построено в связи с открытием в 1874 году участка Ряжско-Вяземской железной дороги, соединившей Калугу с Тулой и Вязьмой.

28 апреля 1873 г. министр путей сообщения граф А.П. Бобринский (правнук той самой Екатерины II Великой) утвердил чертежи проекта единственной на всей РВЖД станции первого класса - станции Калуга.

Работы по строительству дороги шли полным ходом. А вот и первое упоминание о строящемся здании вокзала в Калуге: «Оштукатурены залы в здании вокзала, оштукатурены и наружные стены, установлены печи, вставлены рамы и настлан пол... Пассажирские платформы сделаны и покрыты железом...Работы по подготовке открытия продолжались всю осень. Торжественное открытие дороги было назначено на 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1874 года.


...15 сего декабря 1874 года последовало в калужском вокзале торжественное открытие правильного движения поездов по всей линии РВЖД, при громадном стечении местного населения, устремившегося как бы на праздншЬ возрождения местных экономических интересов. Наш Маститый Архипастырь Григорий с соборным духовенством, совершил молебствие с водоосвящением, при котором присутствовал начальник губернии Иван Егорович Шевич, губернский предводитель дворянства, Вице-губернатор, председатель окружного суда, городской Голова и начальники отдельных частей.


В советское время здание первого — «Сызрано-Вяземского вокзала» было передано одному из заводов города. Здание сохранилось до наших дней, но сильно перестроено. После революции в нем разместились производственные мастерские. После многочисленных переделок от первоначального облика не осталось почти ничего. Сейчас здесь располагается «Калужский электротехнический завод».

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вид на садик и здание вокзала с площади.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вид на фасад и центральный вход.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Кусочек здания в современности. Фото 2018 года.

Второй вокзал (Калуга I),— к частной Брянской линии. К своему вокзалу поезда частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянский мост в городе Калуга.

Здание железнодорожного вокзала встречают многие гости города как первую достопримечательную постройку Калуги.

Внешний вид сегодняшнего вокзала практически ни чем не отличается от здания 1898 года. В те времена в Калугу приходили паровозы – на территории вокзала есть памятник последней модели – их «эпоха» в городе закончилась в 1964 году, когда на вокзал из Москвы прибыл первый электропоезд.

В 2005 году городской привокзальный пейзаж дополнили остановки междугородних автобусов: сюда перенесли городской автовокзал.

Несмотря на то, что здание построено до революции, внутри была проведена реконструкция. Комфорт пассажиров обеспечивает большое количество касс, современный зал ожидания, кафе и гостиница.

В 2011 году на месте старого кассового зала открылась часовня в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вид сзади. Фото с  пешеходного моста над ЖД путями.

Два железнодорожных вокзала Калуги Железная дорога, Вокзал, Калуга, История, Длиннопост

Вид на фасад здания вокзала. пл Вокзвльная г Калуга

Спасибо за внимание! Хорошего дня (:


Пруфы:

https://nedelya40.ru/gazeta-kaluzhskaya-nedelya-37-ot-24-sen...

http://www.transformator.kaluga.ru/history


PS: Бояномерт нашел Фото станции Калуга -1.

Железная дорога

4.2K поста6.7K подписчика