5

Древо Клипот. Мини-интервью

В преддверии ХIV научной конференции с международным участием «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: религиозные практики и мистический опыт», мы задали вопросы студентке магистратуры «Исследование мистико-эзотерических учений». Отвечает Зарубина Валерия Дмитриевна, предоставившая доклад на тему: «Древо Клипот как инициатическая модель храма восходящего пламени».

Древо Клипот. Мини-интервью Магия, Каббала, Интервью

1. Каково происхождение концепции Древа Клипот в западном эзотеризме, и какие исторические факторы способствовали ее развитию и распространению?

Впервые Древо Клипот появляется в западном эзотеризме благодаря Элифасу Леви, в «Древнем фрагменте ключа Соломона» Леви описывает Древо Жизни или Древо Сефирот и находящееся в оппозиции к нему Древо Клипот. Каким образом связаны два древа, и какой версии их возникновения придерживается автор, не уточняется. От Элифаса Леви концепция Древа Клипот перекочевала в Орден Золотой Зари, глава которого, МакГрегор Мазерс, дополнил идеи Леви собственными оккультными изысканиями и схемами. После распада ордена Древо Клипот, как и другие части учения Золотой Зари, стало неотъемлемой частью западного эзотеризма.

2. Что отличает Древо Клипот от традиционного Древа Сефирот, и почему оно стало центральным элементом в современном западном эзотеризме?

Не во всем современном западном эзотеризме, разумеется. Есть ряд эзотерических сообществ, для которых Древо Клипот приобрело особое значение. Изначально, в еврейской каббалистической традиции, откуда Древа Сефирот и Клипот ведут свое происхождение, они отличались, как живое и мертвое. Работать с Древом Клипот ни одному ортодоксальному каббалисту не могло даже прийти в голову. Работая с Сефирот, каббалист шел путем очищения и богопознания; начав работать с Клипот, он бы просто в некотором смысле умер, потому что Клипот в каббале – место, куда стягивалось все самое слабое, нечистое и нежизнеспособное, что только было в творении, за счёт своей удаленности от Бога мертвое, лишенное животворящей искры. Разумеется, существовали демонологические каббалистические трактаты, например, «Трактат об эманации Левой Стороны» Исаака ха-Коэна, но демоны Левой Стороны, позже трансформировавшейся в Клипот, не могли что-либо всерьез противопоставить божественной воле или обособиться от нее.

3. Какие основные аспекты и символы Древа Клипот выделяются в современном эзотерическом учении Храма Восходящего Пламени, и как они взаимодействуют с традиционной каббалистической космологией?

Думаю, основное отличие Древа Клипот Храма Восходящего Пламени от Древа Клипот в понимании каббалистов – его независимое существование. В каббалистическом мире, где ничего не может существовать без Бога, Древо Клипот фактически мертво в силу своей удаленности от источника творения. В постмодернистском мире Храма Восходящего Пламени иудейский Бог и Древо Клипот существуют по отдельности, не завися друг от друга. Это позволяет посвященным храма воспринимать Древо Клипот как одухотворенную инициатическую модель безотносительно к существовавшим ранее каббалистическим теориям.

4. Какие вызовы и перспективы существуют для дальнейшего исследования роли Древа Клипот в эпоху постмодерна, особенно в свете изменяющихся культурных и социальных контекстов?

С исследованиями как Древа Клипот, так и Древа Сефирот все в принципе непросто; в частности я не могу вам назвать ни одной научной монографии, посвященной истории восприятия этих концепций в западном эзотеризме; эзотерических источников много, но эзотериологи до них пока не добрались. Тем более нет антропологических или, скажем, психологических исследований современных практиков, воспринимающих Древо Клипот и Древо Сефирот как инициатические модели.

5. Какие ресурсы и публикации вы бы порекомендовали тем, кто только начинает интересоваться этой темой?

Как я уже говорила выше, научных исследований порекомендовать не могу, их только предстоит написать. Что касается эзотерических источников, их много. По Древу Клипот на русский переведена работа Томаса Карлссона «Каббала, клипот и гоэтическая магия», также издан сборник выдержек из работ нескольких магов «Книга тайн Алистера Кроули и теневое древо жизни». По Древу Сефирот на русском изданы Дион Форчун «Мистическая каббала», Израэль Регарди «Гранатовый сад» и «Liber 777» и другие

Эзотерика и магия

2.5K постов4.6K подписчика

Правила сообщества

- Включена премодерация, по правилам пикабу. Ускорить - пишите в тг- Lythor

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!