Дожить до рассвета. Итоги. №48 / 234 (28.11.00)

МВФ высоко оценил состояние отечественной экономики, но это только прибавило российскому правительству проблем


На прошлой неделе миссия МВФ покинула Москву, так и не согласовав с российским правительством условия предоставления очередного кредита. На протяжении двух недель эксперты фонда встречались с вице-премьером Алексеем Кудриным, различными чиновниками и экспертами Минфина, Центробанка и Минэкономразвития, но так ни о чем и не договорились.

Аккурат к прибытию миссии в Москву на сайте МВФ в Интернете появился доклад об экономическом положении России. Точнее, не сам доклад, а краткая справка-резюме, позволяющая, впрочем, уловить общий характер оценок и выводов МВФ. Правительство, которому впервые за многие годы сотрудничества с фондом нашлось, чем похвастаться, дало согласие на их обнародование. Оценки эти вполне положительные. Вот как описывает МВФ наши достижения: объем производства, сократившийся после августовского кризиса 1998 года на 4,9%, уже в 1999-м вырос на 3,2%, а по итогам 2000 года ожидается рост на 7%. Если оздоровление экономики началось с 40-процентного снижения реального курса рубля и импортозамещения, то дальнейший подъем был обусловлен ростом внутреннего потребления, инвестиций и экспорта, причем, как отметили эксперты МВФ, не только энергоносителей. Рост рентабельности предприятий вкупе с решительными действиями правительства по сбору налогов "живыми деньгами" привел к уменьшению бартерных расчетов в экономике. Выправилась ситуация с бюджетом: после дефицита в 1,5% ВВП в 1998 году, уже в 1999-м удалось достичь профицита в те же 1,5% ВВП, а в первом полугодии 2000-го - уже в 6,5% ВВП благодаря расширению налоговой базы, введению новых экспортных пошлин и неожиданному росту доходов в энергетическом секторе. Платежный баланс улучшился за счет сокращения импорта, увеличения мировых цен на энергоносители и проведенной реструктуризации долгов перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов.


Собственно, весь сыр-бор и разгорелся из-за различных оценок будущей платежеспособности России. МВФ исходит из нынешнего сверхустойчивого положения страны. По данным Госкомстата, положительное сальдо внешней торговли за первые 9 месяцев 2000 года составило 44,3 млрд. долларов (за тот же период 1999 года набралось 22,9 млрд. долларов) и ожидается, что к концу года оно достигнет 66 млрд. долларов. По прогнозам МВФ, в 2001 году эта цифра составит 39,8 млрд. долларов, а затем будет ежегодно снижаться на 3 млрд. и в 2005 году составит 23,1 млрд. долларов. Российское правительство не согласно с такой высокой оценкой будущего платежного баланса. Отечественные чиновники от экономики тщились уверить МВФ в том, что нынешним благополучием мы обязаны исключительно выгодным для нас мировым ценам на нефть, которые должны упасть. Правда, многие эксперты считают, что 2001 год будет для России комфортным с экономической точки зрения. Средние цены на нефть вряд ли упадут ниже 25 долларов за баррель, и только в 2003-2005 годах следует готовиться к серьезному их понижению. Но, как бы там ни было, оптимизм МВФ практически лишает нашу страну шансов добиться от членов Парижского клуба согласия на реструктуризацию долгов. С одной стороны, это знак расположения МВФ к нашей стране, позволяющий начать переговоры с Парижским клубом кредиторов. Однако, принимая решение о реструктуризации российских долгов, кредиторы будут исходить из реальной платежеспособности России. А если у нас в экономике все так хорошо, то о какой реструктуризации может идти речь?


Напомним, что в будущем году нам предстоит вернуть в счет долга странам-членам Парижского клуба 3,2 млрд. долларов, и срок первого платежа падает на февраль. Правительству позарез нужно отвертеться от выплаты этих миллиардов, которые оно даже в бюджет будущего года не заложило, видимо, сочтя реструктуризацию делом решенным. О чем именно Россия будет просить кредиторов, правительство пока не сформулировало. Скорее всего, речь пойдет не о списании части долга, а об отсрочке процентных платежей, что приведет к присоединению их к основной сумме внешнего долга и его увеличению. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин опасается, что грядущая реструктуризация может обернуться кабальными для России условиями в будущем, как получилось при реструктуризации долгов перед Лондонским клубом, по которой с 2008 года начнутся не посильные для страны платежи.

Тем не менее по правилам Парижского клуба для начала переговоров с кредиторами требуется "отмашка" МВФ. Время поджимает: даже если следующий этап переговоров с МВФ, как на то рассчитывает российское правительство, состоится в декабре и увенчается успехом, потребуется еще время для улаживания всех бюрократических формальностей. По оценке исполнительного вице-президента инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Олега Вьюгина, в лучшем случае совет директоров МВФ рассмотрит вопрос о сотрудничестве с Россией не раньше марта будущего года. Таким образом, в феврале наша страна окажется в состоянии технического дефолта по обязательствам перед Парижским клубом. Специалисты пока не склонны драматизировать ситуацию. Так, заместитель генерального директора компании "Интеррос", бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко полагает, что страны-кредиторы воздержатся от юридического преследования России, как это уже было в 1998 году, когда наступил дефолт по платежам Парижскому клубу. "Если Парижский клуб увидит, что заключение соглашения с МВФ - это просто вопрос времени, то их реакция будет спокойной. Но если мы продемонстрируем полное взаимное непонимание с МВФ, то неплатеж в феврале может быть истолкован как отказ от выполнения своих обязательств", - считает Олег Вьюгин.

В день отъезда миссии МВФ участники незадавшихся переговоров обменялись протокольными любезностями. Московское представительство фонда заявило, что стороны займутся подготовкой следующего раунда переговоров, который состоится после обеспечения "достаточного прогресса" в рассмотрении нерешенных вопросов. Вице-премьер Кудрин сообщил журналистам, что сначала стороны стояли на своих позициях, но затем пошли навстречу друг другу "и сейчас мы имеем хорошую базу для дальнейшей работы". При этом он отметил, что правительство не может "пойти на любые меры", которые предлагает фонд, и, несмотря на все надежды получить кредит от МВФ, "необходимости в этом мы не видим".

Но даже если исходить из того, что кредит МВФ России действительно не очень нужен, заручиться поддержкой фонда для переговоров с Парижским клубом все равно необходимо. К тому же кредит МВФ мог бы стать своего рода страховкой на случай резкого ухудшения платежного баланса из-за снижения мировых цен на нефть.


Предсказать, чем закончится следующий раунд переговоров с МВФ, очень сложно. В декабре истекает предоставленная России двухлетняя отсрочка по платежам Парижскому клубу, поэтому нам необходимо как можно скорее начинать переговоры с кредиторами (в этот период действует мораторий на текущие платежи). Но заставит ли Россию это обстоятельство пересмотреть свою позицию или правительство решит упорствовать до конца, неизвестно. В самом худшем случае - без договоренности с МВФ и отказе Парижского клуба в реструктуризации долгов - придется изыскивать деньги для расплаты с кредиторами. И если сам поиск денег не станет большой проблемой (к примеру, можно будет одолжить у Центробанка, который уже успел увеличить свои золотовалютные резервы до 26 млрд. долларов), то проблемы с бюджетом практически гарантированы. Придется вносить изменения в утвержденный Думой бюджет, пересматривать размеры заимствований и порядок использования дополнительных доходов, пуская их на покрытие образовавшейся дыры. В случае же резкого падения цен на нефть, чего так опасается правительство, этих дополнительных доходов может оказаться недостаточно, и тогда секвестр бюджета буквально на ходу будет неизбежен. В результате придется забыть об обещанном Владимиром Путиным продолжении либеральных реформ, а нынешнее правительство, избалованное экономической стабильностью, вместо разработки различных стратегий займется латанием бюджетных дыр, закручиванием ослабленных было налоговых гаек и прочими малоприятными вещами, с которыми приходилось иметь дело всем предшествующим правительствам.

Ирина Андреева


https://itogi.ru/archive/2000/48/116777.html

СМИ из прошлого

8 постов42 подписчика

Правила сообщества

Можно:

предлагать копипасты СМИ не моложе 5 лет.


Нельзя:

1) публиковать фейки и что либо кроме СМИ

2) клубничка

3) мат

4) набросы на вентилятор

5) токсичность



Рекомендуется:

в названии поста ставить дату или год публикации


Если СМИ из сети - обязательна ссылка.