Дорожная лаборатория

Всем привет! Решил немного рассказать о своей работе. Я инженер дорожной лаборатории. Мы занимаемся испытаниями дорожных материалов, диагностикой и экспертизой дорог и благоустройств территорий. Заранее прошу прощения за ошибки и нудное повествование.)

Отвечу на самый популярный вопрос: «Какого хера у нас дороги дерьмовые?»

На самом деле всё очень просто, как и везде в нашей необъятной люди пытаются спиздить бабло сэкономить на материалах. Ну и без «квалифицированных» работников никуда. Есть нормативные документы, по которым мы собственно и проверяем дорожную одежду, но к сожалению при производстве работ часто технология не соблюдается, поэтому и асфальт разрушается гораздо быстрее чем должен. С этим к сожалению бороться сложно, но мы пытаемся. Честно)

Сейчас тенденция качественных дорог возрастает в связи с новыми технологиями и более серьезным подходам к назначению подрядчиков и технадзора. Все реже встречаются нарушения на федеральных трассах. Конечно нужно делать поправку, что в большей степени наша организация занимается Московскими и подмосковными дорогами, но совсем недавно мы участвовали в экспертизе дорог в Якутии, сылочку оставлю в коментах.

В этом посте хочу вам рассказать о том, как же проводится проверка асфальтобетона.

Наверное каждый из вас встречал такие отверстия в асфальте? Это значит, что здесь проводился отбор проб асфальтобетона, чтоб в дальнейшем провести испытания. На объекте мы выбираем место, отбуриваем пробы и замеряем толщину покрытия. Дальнейшее волшебство проводится в лабораторных условиях.

Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост
Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост
Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост

Для начала образцы моются, потом высушиваются при 50 градусах до постоянной массы.

Затем начинаются испытания. Для определения качества выполненных работ достаточно двух показателей: водонасыщения и коэффициента уплотнения. От названия можно догадаться, что водонасыщение – это количество воды, которое асфальтобетон может в себя набрать. Чем больше водонасыщение, тем выше пористость уложенного материала. Из физики мы помним, что вода в твердом состоянии расширяется и тем самым, разрушает все на своем пути. Поэтому после зимы становится так много ям и канав.

Водонасыщение определяется с помощью вакуумной установки и весов (простите, лично испытаниями не занимаюсь, некоторые фото из интернета)).

Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост
Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост

Граница показателей зависит от марки асфальтобетона, об разновидностях его расскажу как-нибудь в следующий раз.

Второй важнейший показатель – это коэффициент уплотнения, для того чтобы его определить нужно переформовать образцы (керны) которые мы привезли с объекта исследования. Делается это так:

Образцы кладут в сушильный шкаф и разогревают до 140-150 градусов для того, чтобы этот керн превратился в месиво из битума, песка, щебня и добавок

Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост
Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост

После этого смесь формуется в специальной форме в виде цилиндра и испытывается в таких же условиях, что и образцы до переформовки.

Дорожная лаборатория Лаборатория, Асфальт, Российские дороги, Материал, Бурение, Длиннопост

По итогу мы имеем плотность и водонасыщение образцов и асфальта и теже показатели переформованных образцов примерно в идеальных условиях.

Плотность образца из покрытия делим на плотность переформованного и получаем тот самый коэффициент уплотнения. Идеальный коэффициент уплотнения единица, но допускаются незначительные отклонения от данной цифры. Например минимальный коэффициент уплотнения для асфальтобетона на тротуарах должен быть 0.93. На дорогах минимум 0.99 для верхних слоев покрытий.

После полученных результатов мы пишем заключение и на его оснований люди дорогу сдают или переделывают) Но на самом деле конечно это минимальные работы, которые мы выполняем. Очень много других испытаний проводится дополнительно. Если пост зайдёт, то напишу еще пару постов про асфальтобетон, дорожную одежду и их испытания.

Если будут вопросы пишите, постараюсь на все ответить.)