Донорство костного мозга

Здарова, щеглы!

Хочу поделиться с вами событием, произошедшим со мной весной этого года. Я являюсь приверженцем «теории малых дел». Считаю, что если каждый сделает хотя бы по малому доброму делу, то мир вокруг будет лучше. В моем случае это доброе дело проявляется в донорстве крови, а теперь и в донорстве костного мозга. Я надеюсь, что мой опыт будет вдохновением для вас и вы сможет принять подобные решения, чтобы стать частью движения к лучшему.

10.2019 г.
Подвергшись агитации Дарья Потапкина, выложившей пост «ВКонтакте» о вступление в регистр доноров костного мозга, решаю последовать её примеру. Посещаю ближайшее отделение invitro и озвучиваю администратору свое намерение стать донором костного мозга. Для этого необходимо сдать кровь на HLA-типирование и подписать соглашение о вступление в регистр доноров. В моем случае для определения HLA брали кровь из вены, но в данный момент можно сдать мазок из ротовой полости. Оба варианты бесплатны для потенциального донора.

Через пару месяцев на почту пришло письмо что HLA типирование пройдено и мой фенотип внесен в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Теперь, ежели моему генетическому двойнику потребуется трансплантация клеток костного мозга в связи с злокачественными заболеваниями крови, ему чертовски повезет, если так, конечно, уместно выражаться в его ситуации, т.к. вероятность найти подходящего донора 1 к 10000.

10.2022
Спустя три года, около 6 часов вечера раздается звонок с неизвестного номера. Времена были такие, что отвечать на незнакомые номера никто не спешил, но интерес взял верх. «Здравствуйте – говорят - помните, Вы давали согласие быть донором стволовых клеток»? В общем, напомнили мне о том, на что я подписывался и сообщили, что время мое настало. Обговорив все нюансы, я был направлен на сдачу анализов и повторное HLA типирование в invitro. Список анализов, мое почтение, на все, что только можно, начиная от биохимии крови и заканчивая разнообразными инфекциями, и совершенно бесплатно.

01.2023
Прошло 3 месяца. Уже начал думать, что «услуги» мои не понадобятся, но в конце месяца получаю сообщения от куратора о том, что сдача запланирована на март и необходимо подписать волонтёрский договор.

03.2023
По просьбе куратора, одним днем прилетаю в Москву на дополнительные обследования в invitro. Делают эгк, узи внутренних органов со всех сторон. Также знакомят с трансфузиологом, которая будет проводить процедуру. Обедаю в столовой при больнице и отчаливаю домой.
С собой можно взять сопровождающих, беру жену и ребенка. Все расходы, а это оплата анализов, трансфер и жилье донору и сопровождающим оплачивает фонд, донору даже выплачиваются суточные на еду. Итак, сдаем анализ на ковид и помчались.

0 день.
Такси на вокзал, электричка в аэропорт, самолет, такси из аэропорта. Отбой.

1 день.
С утра знакомлюсь еще с одним донором, будем сдавать материал вместе. Добираемся до мед. учреждения. Знакомимся с гематологом, нам проводят небольшую экскурсию, показывают, где и как будет происходить забор клеток, отвечают на вопросы.
Есть два способа забора клеток - из тазовой кости, когда путем прокола под наркозом клетки забирают из тазовой кости донора, либо, как в нашем случае, клетки забирают из крови через вену. Перед сдачей стволовых клеток из вены, в течение нескольких дней (в моем случае 5) вводится специальный препарат, который стимулирует выход стволовых клеток из костного мозга в периферическую кровь. Нам выдают препарат «Граноген», указывают каждому свою дозировку и делают первый укол, показывая, как и куда колоть. Одним из побочных действий активного вещества препарата является боль в мышцах и костях. Первое время из-за новизны ощущений была неприятная боль в районе поясницы, которую можно сравнить с болью в мышцах при гриппе с высокой температурой, но со временем организм привыкает и это не доставляет особых трудностей. Советовали в случае сильных болей употреблять обезволивающие типа нурофен, но в итоге этого не потребовалось.

2,3,4 день
В течение последующих нескольких дней каждое утро делается инъекция препарата и сдается анализ крови. Косвенными признаками «работы» препарата в моем случае являлось повышение с первых дней гемоглобина с 130 до 160 и лейкоцитов с 4 до 25.

5 день.
Делаем укол, легкий завтрак, отправляем сопровождающих на прогулку и идем на сдачу. Усаживаемся по-удобней в специальное кресло, ножки укрываем одеялком. В локтевые вены обеих рук устанавливают катетеры и подключают к специальному аппарату, фактически организовывая внешнее кровоснабжение. Кровь забирается из одной руки, стволовые клетки «отсеиваются» в аппарате, и кровь возвращается в другую руку. В нашем случае скучно не было, можно было пользоваться телефоном, пообщаться с трансфузиологом, которая всегда была рядом с нами и, если зачесался нос, могла помочь с этой проблемой. А это действительно было проблемой, ибо руки из-за катетеров, которые хоть и были гибкими, особо не хотелось сгибать. Если будет невмоготу, то могут отпустить в туалет или помочь покушать. Сидишь, сжимаешь мячик-дело не хитрое. Спать также разрешается, но на усмотрение трансфузиолога, т.к. необходимо соблюдать хорошие кровоснабжение/давление крови в системе. Весь процесс сдачи занял около 6 часов. Для моего коллеги это был конец приключения, моих же клеток оказалось недостаточно, поэтому мне дополнительно выдали пару ампул препарата и попросили прийти еще завтра.

6 день.
Укол, завтрак и опять бежим на сдачу. Одеялко, катетеры и все сначала. В процессе сдачи клеток в систему подключается пакетик с препаратом типа антикоагулянта, который разжижает кровь и предотвращает её свертываемость, не допуская закупоривания системы. Процесс разжижения крови понижает количество минералов в ней, что может привести к судорогам и покалываниям в мышцах. В таком случае в систему вводят кальций, магний, и при этом в теле ощущается кратковременный жар и жжение, поэтому заранее лучше не нарушать режим питания и соблюдать водно-солевой баланс. Досдаём необходимое количество стволовых клеток, и мы свободны. Собираем вещи, такси в аэропорт, самолет, такси из аэропорта и вечером мы уже дома.
По прошествии нескольких месяцев каких-либо негативных последствий от процедуры не замечено, спиной мозг на месте, волосы не выпали. По факту сама процедура оказалась не болезненней обычного донорства крови. Побочное действие препарата также абсолютно терпимо, хотя у каждого, предполагаю, может быть все индивидуально. По результату анализа крови через месяц после процедуры показатели биохимии крови вернулись к значениям до начала приема препарата.
В целом, донорство костного мозга для всей моей семьи обернулось сплошными преимуществами. Для жены - отпуск с работы, для ребенка – приключение с возможностью побывать в другом городе, для меня - обследование с анализами, страховка жизни на год, знакомство с прекрасными врачами и сотрудниками фонда. Ну и самое главное - это шанс на жизнь для совершенно незнакомого, но генетически самого близкого человека. Так что теперь дверь в рай могу открывать не то чтобы с ноги, но с высокой поднятой головой:)

Донорство костного мозга Медицина, Лечение, Рак и онкология, Донорство костного мозга, Донорство, Длиннопост