Для общего развития 2.0

Много букв и немножко картинок.
Где то, больше года назад, один хороший человек пролил свет на устройство опоры высоковольтной ЛЭП. Пост зашел многим, включая меня. Я решил продолжить просветительскую деятельность (поднять плюсов) по этой теме.
Представляю вашему вниманию!!!
АВТОТРАНСФОРМАТОР 330 киловольт!

Получает 330, отдаёт 110 и 10, а на остальные гудит.

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Взято с просторов тырнета.

Что то похожее гудит у меня на работе... А начнем мы с масла. Кто то вспомнит подсолнечное, кто то сливочное, а у нас трансформаторное!
а выглядит оно примерно так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Почти как анализы, только более вязкое.

И что оно смазывает? А ничего! Оно служит для того что бы отводить тепло от обмотки Автотрансформатора и в качестве дополнительной изоляции токоведущих частей. А еще оно любит расширяться от нагревания и наоборот. И вот мы плавно переходим к расширительному баку для масла.
Видишь какой он большой стоит вверху?
А если я скажу что внутри он имеет 2 отделения и большооооой мешочек?
Без мешка это выглядит примерно так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Взято с открытых источников.

а мешочек, который помещается в большой отсек бака трансформатора выглядит так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Надеюсь Гугл меня не обманул....

Как это работает? Все просто, масло расширяется в трансформаторе и "лишнее" уходит в расширительный бак. Про РПН чуть позже. А мешок, он же "пленочная защита" служит что бы масло расширялось и сужалось без контакта с воздухом.
А еще масло любить вытекать.... всегда, везде, безудержно и неумолимо (подстанционщики тихо матерятся в сторонке).
Так как это неизбежно, инженеры придумали приделать указатель уровня масла на расширительный бак, дабы диспетчер мог контролировать сколько еще масло осталось.
Без остановок движемся дальше.
Как уже было отмечено выше, масло забирает себе тепло от обмоток трансформатора. А следовательно его нужно охлаждать, дабы вернувшись к обмотке оно забрало очередную порцию тепла. Для этого у Автотрансформатора есть радиаторы с электродвигателями охлаждения, которые, не покладая лопастей, обдувают радиатор потоком свежего воздуха. А что же стоит под радиатором? Это маслонасос. Тут я думаю все понятно. Насос прокачивает масло через радиаторы для лучшего охлаждения.
А что же будет если произойдет внутренне повреждение Автотрансформатора? Масло нагреется и бак автотрансформатора лопнет? А вот и нет. Для таких случаев придумали сбросной клапан(или предохранительный, не нужно ругаться). Уже посмотрел на картинке? Молодец. Что же он из себя представляет? Представляет из семя мембрану, которая крепко держит масло внутри трансформатора когда все хорошо, однако не выдерживает и лопается когда масло решит резко расшириться.
Как известно, в узких кругах, масло служит еще и для изоляции внутри самого Автотрансформатора. А на это свойство масла влияет его "химическое" состояние. Наличие примесей, влаги и всего того что может образоваться в процессе эксплуатации. Однако и тут есть свои примочки, а именно: термосифонный фильтр. Это бочонок в который засыпан абсорбент (у нас это селикагель) и через который проходит масло, оставляя ненужные примеси.

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Это он самый, селикагель.

А теперь популярно поговорим про РПН. Что бы не мучать честной народ формулировками (да простят меня энергетики) максимально упростим повествование. Когда вы включаете чайник или лампочку - вы не предупреждаете вашу энергоснабжающую организацию об этом. Нагрузка в сети увеличивается, а значит напряжение проседает (нет). Почему нет? Потому что есть оно - Регулирование Под Нагрузкой. Это устройство которое меняет число витков обмотки в Автотрансформаторе, а следовательно увеличивает или уменьшает выходное напряжение. Поэтому у вас в розетке практически неизменные 220 вольт. Всё это работает от автоматики, которая подаёт команду на электродвигатель который находится в электроприводе РПН, который вращает всю систему для переключение витков обмотки. Тавтология.
Вот мы подбираемся к завершению просветительского поста.
На десерт у нас остался высоковольтный ввод 330кВ. Для чего же надо, этот ваш ввод?
Все до безумия просто. Что бы ток, который проходит по проводу, прошёл к обмотке автотрансформатора, а не корпусу автотрансформатора. И представьте себе, ввод тоже может быть с маслом. А масло, как вы уже узнали, любит расширяться. Куда же оно уйдёт? Правильно, в расширительный бак ввода 330кВ. Правда есть один нюанс. Как вы могли заметить, расширительный бак ввода стоит ниже самого ввода, а следовательно должен был заполниться маслом. Тогда куда же должно расширяться масло? Все туда же. Внутри этого расширительного бака есть сильфоны. На просторах интернета, картинки с разрезом такого бака я не нашел. Однако, мы можем использовать воображение. Представьте бочонок, внутри которого есть шарик заполненный азотом. Когда жарко, масло расширяется, а шарик с азотом сжимается. А когда холодно, масло сужается, давление падает и шарик опять становиться больше, заполняя пустое пространство в бочонке. Бочонок - это расширительный бак, сильфон - шарик заполненный азотом. Очень важно что бы весь ввод оставался в масле.

У автотрансформатора есть еще много интересных вещей. Возможно о них напишу отдельно.
Буду рад услышать дополнения, замечания и пожелания.
На этом мой пост заканчивается. История вымышленная, все совпадения случайны.
P. S. Мой первый пост на Пикабу. Не судите слишком строго.

Как это сделано

1.1K постов17.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно публиковать видео разного формата, вертикальные, горизонтальные, также фотопосты с производственным процессом, и о том, как устроены инженерные сооружения, как работают различные машины и агрегаты.

Также приветствуются посты исторического характера с описанием процессов. Посты не производственного формата не публикуются.

В остальном нужно придерживаться правил пикабу. За хамство и оскорбления - бан

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
22
Автор поста оценил этот комментарий
Сколько тек и кап ремонта я сделал на ТНТНЖ и У-220, блять аж страшно посчитать, 9 избушек на плече. Ну их нахуй, Как вспомню так вздрогну
раскрыть ветку (25)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, мне штук 5 профилактить довелось. Замена всех резинок, сушка масла))) всё б ничего, но 2 из них в Печоре осенью, ремонт заканчивали в декабре. А транс надо было сначала в цех затащить, а потом вернуть на место >_<

раскрыть ветку (22)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вот если бы у нас можно было бы загнать трансформатор в цех и делать профилактику. А еще был бы навес, который можно было бы подогнать.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас на ГЭС так и делают,есть отдельное огромное помещение

1
Автор поста оценил этот комментарий

Навес делается из говна и палок политеновой пленки и досок прям на месте. Колокол когда снимаете тоже в цех закатываете?

раскрыть ветку (17)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Колокол ни разу еще не снимали и даже не видел как снимают, вживую. А вот внутрянку доставали.... для сдачи на цветмет)

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Внутрянку через люки? Пиздец вы затейники✊
раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Так и знал что надо будет пояснить. Я не против. У трансформаторов, которые на 35 кВ. Может какие то и на 110кВ, но это точно, колокол другой формы. Выглядит как БОЛЬШАЯ кастрюля. Сливаешь масло, отвинчиваешь все что на крышке бака, потом отвинчиваешь крышку, отвинчиваешь распорки внутрянки (вроде внутрянка керном зовется) и вытаскиваешь нормальным автокраном. Потом разбираешь медь к меди, а чермет к чермету. А в пасмурную или дождливую погоду трансформатор вообще нечего трогать).

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я работал только с 220/35/27 и 110/27/10, на 220 ввода больше двух метров, там снимать колокол или чекам через люки для ремонта изоляции. 35/10 существенно проще конечно
Можно и в сырость но нужно дегазировать масло
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А как вы ремонтируете изоляцию обмоток?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я с 19 там не работаю, но, чаще всего была мокрая проставка между корпусом и крепежом металломагнитной связи, резинки продавливались - работала газовая защита
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А что такое металло-магнитная связь?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Можно проще, трактором опрокидываешь бак на бок, а потом так же трактором активную часть вытаскиваешь…

3
Автор поста оценил этот комментарий

На я-панорамах даже немного видно. Транс и ворота в цех соразмерны. Ещё масло хранилище отдельное при необходимости, а не надувные емкости-подушки. Кстати, ходили слухи что на этом масле дизельное авто поедет. Не проверял никто?

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Насчет езды авто с дизельным двигателем не скажу, но вот заправлять им котел отопления эт можно :)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, можно заливать в бак, однако там есть свои особенности. Если не вдаваться, то в свою легковую машину лучше не заливать.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Что-то старое как зил поедет, даже в 90х в некоторых сетевых ездили, потому что топлива нет, а трансформаторное масло поставляется целыми составами. Что новое уже не заведешь.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да ездит. Сам видел лично. Это был маленький немецкий грузовичок с кабиной зелёного цвета,не помню марки. Использовались они в Германии как коммунальные машины. Только чадит нещадно, как паровоз, но едет бодро. Давно правда было, современные авто наверное не поедут. У владельца даже самодельная приспособа была приколхожена,для запуска в морозы, из паяльной лампы.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Едет, едет, проверяли не раз) правда краны типо Галичанина заправляли, норм едет! У этого масла температура вспышки, как у дизеля, только запах другой от выхлопа)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Там здоровенная ГРЭС, с мостовым 100тонным краном) да, колокол там снимается, стоит голый транс на испытаниях

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот вижу что в каждом месте свой подход. Я 100 тонника не видел, однако трансформаторы возили и ставили. Был 65 тонник, 45 тонник. С трансформатора снимали все навесное оборудование. Кран становился вплотную. Подымал трансформатор, а под него подъезжал трал. Муторно, а по другому никак.

Автор поста оценил этот комментарий

Сочувствую вам 😢

Автор поста оценил этот комментарий
А можно сделать навес и подогнать дегазацию и делать хоть зимой
2
Автор поста оценил этот комментарий

ТНТНЖ - это что за зверь?

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Трехфазный дутьевой трехобмоточный рпн железнодорожный
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку