Для общего развития 2.0

Много букв и немножко картинок.
Где то, больше года назад, один хороший человек пролил свет на устройство опоры высоковольтной ЛЭП. Пост зашел многим, включая меня. Я решил продолжить просветительскую деятельность (поднять плюсов) по этой теме.
Представляю вашему вниманию!!!
АВТОТРАНСФОРМАТОР 330 киловольт!

Получает 330, отдаёт 110 и 10, а на остальные гудит.

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Взято с просторов тырнета.

Что то похожее гудит у меня на работе... А начнем мы с масла. Кто то вспомнит подсолнечное, кто то сливочное, а у нас трансформаторное!
а выглядит оно примерно так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Почти как анализы, только более вязкое.

И что оно смазывает? А ничего! Оно служит для того что бы отводить тепло от обмотки Автотрансформатора и в качестве дополнительной изоляции токоведущих частей. А еще оно любит расширяться от нагревания и наоборот. И вот мы плавно переходим к расширительному баку для масла.
Видишь какой он большой стоит вверху?
А если я скажу что внутри он имеет 2 отделения и большооооой мешочек?
Без мешка это выглядит примерно так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Взято с открытых источников.

а мешочек, который помещается в большой отсек бака трансформатора выглядит так:

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Надеюсь Гугл меня не обманул....

Как это работает? Все просто, масло расширяется в трансформаторе и "лишнее" уходит в расширительный бак. Про РПН чуть позже. А мешок, он же "пленочная защита" служит что бы масло расширялось и сужалось без контакта с воздухом.
А еще масло любить вытекать.... всегда, везде, безудержно и неумолимо (подстанционщики тихо матерятся в сторонке).
Так как это неизбежно, инженеры придумали приделать указатель уровня масла на расширительный бак, дабы диспетчер мог контролировать сколько еще масло осталось.
Без остановок движемся дальше.
Как уже было отмечено выше, масло забирает себе тепло от обмоток трансформатора. А следовательно его нужно охлаждать, дабы вернувшись к обмотке оно забрало очередную порцию тепла. Для этого у Автотрансформатора есть радиаторы с электродвигателями охлаждения, которые, не покладая лопастей, обдувают радиатор потоком свежего воздуха. А что же стоит под радиатором? Это маслонасос. Тут я думаю все понятно. Насос прокачивает масло через радиаторы для лучшего охлаждения.
А что же будет если произойдет внутренне повреждение Автотрансформатора? Масло нагреется и бак автотрансформатора лопнет? А вот и нет. Для таких случаев придумали сбросной клапан(или предохранительный, не нужно ругаться). Уже посмотрел на картинке? Молодец. Что же он из себя представляет? Представляет из семя мембрану, которая крепко держит масло внутри трансформатора когда все хорошо, однако не выдерживает и лопается когда масло решит резко расшириться.
Как известно, в узких кругах, масло служит еще и для изоляции внутри самого Автотрансформатора. А на это свойство масла влияет его "химическое" состояние. Наличие примесей, влаги и всего того что может образоваться в процессе эксплуатации. Однако и тут есть свои примочки, а именно: термосифонный фильтр. Это бочонок в который засыпан абсорбент (у нас это селикагель) и через который проходит масло, оставляя ненужные примеси.

Для общего развития 2.0 Энергетика (производство энергии), Трансформатор, Длиннопост

Это он самый, селикагель.

А теперь популярно поговорим про РПН. Что бы не мучать честной народ формулировками (да простят меня энергетики) максимально упростим повествование. Когда вы включаете чайник или лампочку - вы не предупреждаете вашу энергоснабжающую организацию об этом. Нагрузка в сети увеличивается, а значит напряжение проседает (нет). Почему нет? Потому что есть оно - Регулирование Под Нагрузкой. Это устройство которое меняет число витков обмотки в Автотрансформаторе, а следовательно увеличивает или уменьшает выходное напряжение. Поэтому у вас в розетке практически неизменные 220 вольт. Всё это работает от автоматики, которая подаёт команду на электродвигатель который находится в электроприводе РПН, который вращает всю систему для переключение витков обмотки. Тавтология.
Вот мы подбираемся к завершению просветительского поста.
На десерт у нас остался высоковольтный ввод 330кВ. Для чего же надо, этот ваш ввод?
Все до безумия просто. Что бы ток, который проходит по проводу, прошёл к обмотке автотрансформатора, а не корпусу автотрансформатора. И представьте себе, ввод тоже может быть с маслом. А масло, как вы уже узнали, любит расширяться. Куда же оно уйдёт? Правильно, в расширительный бак ввода 330кВ. Правда есть один нюанс. Как вы могли заметить, расширительный бак ввода стоит ниже самого ввода, а следовательно должен был заполниться маслом. Тогда куда же должно расширяться масло? Все туда же. Внутри этого расширительного бака есть сильфоны. На просторах интернета, картинки с разрезом такого бака я не нашел. Однако, мы можем использовать воображение. Представьте бочонок, внутри которого есть шарик заполненный азотом. Когда жарко, масло расширяется, а шарик с азотом сжимается. А когда холодно, масло сужается, давление падает и шарик опять становиться больше, заполняя пустое пространство в бочонке. Бочонок - это расширительный бак, сильфон - шарик заполненный азотом. Очень важно что бы весь ввод оставался в масле.

У автотрансформатора есть еще много интересных вещей. Возможно о них напишу отдельно.
Буду рад услышать дополнения, замечания и пожелания.
На этом мой пост заканчивается. История вымышленная, все совпадения случайны.
P. S. Мой первый пост на Пикабу. Не судите слишком строго.

Как это сделано

1.1K постов17.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно публиковать видео разного формата, вертикальные, горизонтальные, также фотопосты с производственным процессом, и о том, как устроены инженерные сооружения, как работают различные машины и агрегаты.

Также приветствуются посты исторического характера с описанием процессов. Посты не производственного формата не публикуются.

В остальном нужно придерживаться правил пикабу. За хамство и оскорбления - бан

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

Какова скорость срабатывания автотрансформатора? Как быстро он выравнивает и поддерживает необходимое напряжение?

раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Не автотрансформатор, а автоматика рпн. Скорость зависит от заданных на терминале уставок. Точно не скажу, но у нас вроде бы до первого переключения было 60-90 секунд, до второго секунд 30-40, каждое следующее через 5. Пример с чайником несколько утрированный, что бы автоматика заработала, надо чтобы пол города чайники включило (зависит от размеров города).

Ещё от снижения напряжения зависит, если оно просело незначительно, то срабатывания не будет, опять же точно не помню, уставка вроде бы была 95 или 98% от номинального.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А тут поподробнее. Что означает до первого переключения было 60-90 секунд? А пример с чайником - это для простоты пояснения.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Посадка напряжения может произойти в результате короткого на линии или пуска мощных двигателей у потребителей. Нет смысла гонять привод туда-сюда из-за этого.

К чайнику претензий не было) просто добавил так же для большего понимания)

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы послушал как работает автоматика РПН.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Да собственно все что мог уже и рассказал)

Время электромеханической автоматики я не застал, работал только с Сириусами. В него заводится 100В с трансформатора напряжения и он контролирует изменения, при снижении или увеличении ниже/выше уставок с дискретных выходов даёт команду на переключение. Мы как правило ставили ещё промежуточные реле, что бы выхода не спалить. С контактов реле команды отправляются в привод РПН там схема на пускателях собрана, соответственно двигатель вращается в нужную сторону.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну или пуск газокомпрессорной станции после остановки магистрали ) представляю, как матерятся в этот момент энергетики

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку