Детали в структурах противоречий националистов

Детали в структурах противоречий националистов Казахстан, Нация, Противоречия, Национализм, Длиннопост

Сколько людей, столько же и мнений. У всего есть две стороны, объективная и субъективная. Объективная сторона — это то, что не зависит от субъекта. Нас же интересует субъективная сторона, как познание и понимание объективного человеком. Оба есть дополняющие друг друга стороны.

Сегодня мы разбираем национализм, его объективные категории и проблему взаимодействия между множеством групп.

Категориями, основными качествами проявления националистической вражды проявляются в:

1. Язык, как форма общения;
2. Общая история;
3. Территория проживания;
4. Экономическая связь;
5. Социальная и расовая принадлежность;
6. Культурная и религиозная.

Все эти качества полностью соответствуют понятию формирования нации. В нашем примере мы добавили ещё один пункт. Социальная и расовая принадлежность, для вас, наши дорогие читатели, может быть непонятно, почему это было выделено в отдельную категорию, что стоит объяснить на примере.

Возьмём для примера казахский народ, лишь относительно недавно начавший полноценно формироваться как нация. Что, конечно, имеет свои последствия. Ещё в 19 веке, казахи оставались множеством разрозненных племён и родов, объединённых в разные группы. Им были присущи элементы феодального и родоплеменного строя, с постепенным влияниям и формированием со стороны России капиталистических элементов. От родоплеменного строя осталось деление на род и племя, с моментами общего владения скота и кое-какого пастбища. Однако, экономические элементы этого строя начали уходить на нет, уже давно, оставляя лишь организационное и культурное деление на рода, племена и жузы. Сильно среди племён выделялись не наиболее многочисленные, а старые и влиятельные рода старшего жуза, такие как сары-уйсун и канлы, отдельной группой держатся торе - потомки чингизидов. Тут можно наблюдать проявление феодального строя, с его иерархическим делением. С экономической стороны, феодальные пережитки проявляются в монополии над пастбищами и скотом, в руках не только отдельного рода, но и представителей отдельных семей и правящей верхушки: ханов, султанов, биев и баев.

Если экономическая основа современного казахского общества давно стоит на капиталистической основе, то в ряде вещей остаётся неформальное деление на рода, где более знатные имеют право повелевать другими. Ещё одной стороной является трайбализм, где представитель одного рода, предпочитает поднимать за собой не только близких родственников, но также дальних, которого могут даже не знать до этого. Это рудимент родоплеменного строя, когда всё что возможно, уходит на благо рода. Ведь какова логика этого? Род не предаст, род поддержит тебя. С культурной стороны, это можно увидеть в традиции знать всех родственников до 7-го колена, что не есть плохо и не является особенностью лишь кочевников. Тут нужно просто понимать, что таким образом, связь с родом не потеряется и легко понять, кто свой, кто чужой, при надобности.

Подобное присуще современному казахскому населению до сих пор. Достаточно сильно это явление проявляется в сельской местности, анклавах бывшего сельского населения в городе, у представителей политики и экономики. Достаточно обособленно также выделяются оралманы, казахи, вернувшиеся на историческую родину из Узбекистана, Кыргызстана и, особенно, Китая. Как правило, они селятся компактно, среди своих и именно из той страны, откуда они вернулись — не все конечно, но многие. У этих представителей казахского народа, особенно из Китая, выделились свои определённые различия в культуре и языке.

Подводя итог по этой части, можно сказать, что часть народа, достаточно большая, формально и нет, считает себя как отдельной подгруппой, отделяясь от других. Всё это обусловливается рядом исторических вещей, таких как: общественное устройство, экономический уклад и момент переселения части казахов. В экономическом плане мы можем посчитать, что подобное есть известная связь между объективными первопричинами и субъективно человеческими. Сейчас, при капитализме, материальное расслоение увеличивается, в низах это усилило старое родовое деление. Это можно охарактеризовать как попытку сохранить, изменить или увеличить материальное положение путём совместных усилий. Как рыцари, в своё время принимавших любого в свои ряды, а потом закрывшие путь для остальных. Точно также и сейчас, начавшееся, у части население, активное деление "свой-чужой", приведёт к внутреннему дроблению среди казахского населения.

В плане национализма это качество будет проявляться в противоречиях между националистами. Сильнее или нет — в зависимости от объективных условий.

Ещё большим проявлением внутренней раздробленности и малой подвижности лишь сравнительно недавнего формирования казахов как нации является язык. Мы о нём упоминали в прошлой статье. Коротко напоминая, у казахского народа не сформировался единый литературный язык до конца. Даже в нём бываю моменты, когда два носителя литературного произношения и правописания считают, что оба не правы в правописании. Что уж говорить про диалекты! Каждый наверно слышал, что в Шымкенте свой язык, не в обиду, конечно, жителям этого прекрасного города. Отмечено так же, что на западе страны казахский вроде тот же, но значение слов другие.

Язык для националистов важное оружие, но, из-за проблемы малой развитости самого языка, они сами будут друг другу мешать. Одни предпочтут свой вариант языка, другие нет. В одном случае, кто-то выберет латиницу как алфавит, особенно свой вариант, но консервативные националисты предпочтут арабскую вязь, а третьих — рядовых членов общества, подобная политика с алфавитом наоборот отталкивает.

В культурном плане особо сильных противоречий, в теории, быть не должно. Что касается истории, в случае если будут родовые конфликты и передел, то объединение и размежевание будет происходить по принципам, описанным выше (см. итог по родовым отношениям). Там же на поверхность выходит момент экономический: все предпочтут объединиться против другой нации, уверенно полагая, что все беды из-за них. Именно экономический момент, с него всё начинается, но одновременно с этим, он гораздо проще в описании.

Часть же религиозная, она гораздо интересная. Мельком до этого были упомянуты консерваторы. Они, в плане религии, выбирают неоязычество или сохранение нейтралитета. Если начнётся давление на мусульман, то это приведёт и культурному конфликту, из-за наличия проникновения исламский элементов казахскую культуру. Исламисты, наиболее сильные, отпугивают от себя противников и умеренных от них. Вместе с тем, их ряды активно растут, соответственно росту общих материальных проблем и отсутствии тех, кто мог бы объяснить причины данных явлений. Есть и новое поколение, так называемые "западники", выросшие и воспитанные под влиянием западного мира. Им могут в принципе не нравиться наиболее радикальные представители среди религии. С тем же, их ряды растут из более умеренных, нейтральных людей, являясь наиболее крупной группой. Их нельзя в полной мере назвать националистами, глупо было бы так думать. Вместе с тем глупо было бы исключать возможность радикализации данной группы, так как центристы в принципе стоят на полу-позициях и достаточно инертны. Что касается взаимоотношений "западников" с другими группами: одни националисты их поддерживают, другие дружат, третьи не любят.

Именно исходя из противоречий разных течений в национализме, нам, сторонникам левых идей, необходимо выстраивать просветительскую работу среди трудящихся. Так как национализм является эффективным оружием для подавления у трудящихся классового сознания, всё больше возрастает потребность во вскрытии его противоречий. Трудящимся нашей страны нечего делить между собой, но нас постоянно пытаются разделить. И тем проще властвовать над нами. Единственный выход — объединяться на основе солидарности трудящихся в борьбе за свои права и будущее грядущих поколений!

Организация Трудящихся Казахстана