Дерьмовый длиннопост. (стырено)

Из книги о дерьме берлинского культуролога Флориан Вернера «Темная материя».

1. Человеческая культура основана на дерьме. Только расставаясь с экскрементами, мы начинаем осознавать, что такое культура вообще. В детстве, во время так называемой «анальной фазы», мы учимся или задерживать в себе, или избавляться от содержания нашего кишечника. Именно так мы познаем границы, отверстия и мышцы нашего тела.
На примере наших выделений мы узнаем, что такое отвращение, гигиена и запахи. Мы нуждаемся в дерьме – как в чем-то, что находится вне культуры, - как раз для того, чтобы в самом начале жизни познать нашу культурность.
2. Спустя примерно 15 минут дерьмо перестает пахнуть. Наше обоняние заточено на то, чтобы воспринимать произошедшие изменения – точно так же, как наш глаз сильнее реагирует на движение, а слух – на громкие или чужеродные звуки.
Я проверил это эмпирическим путем: в прошлом году оказался с нашей футбольной командой в Манчестере. В субботу вечером мы зашли в паб. Там отвратительно пахло, а хуже всего – рядом с мужским туалетом. Однако свободные места оставались только там. Я сказал своим товарищам: «Давайте проведем тест: спорим, через 15 минут вы перестанете обращать внимание на запах?» И действительно, мы отлично провели вечер.
3. Примерно треть всего мирового населения не имеет нормальных туалетов. Разумеется, эти люди относятся к дерьму намного проще, чем мы. Западный мир же очень подвержен влиянию темной материи.
4. Ходил ли Иисус Христос в туалет? – Эта дилемма уже 2000 лет сводит людей с ума.
Вольтер утверждал, что если человек создан по образу и подобию божьему, значит, у бога должна быть задница, и он должен испражняться. Конечно, представление о боге в христианстве не могло ужиться с мыслями о такой приземленной действительности. Но с Христом вопрос еще сильнее усложнялся по причине двойственности его натуры: бога и человека. Как смертный человек, он, конечно, должен был ходить в туалет, но как сын божий – нет.
Во втором веке один гностик по имени Валентий попытался найти решение: он заявил, что Иисус ел пищу, однако не совершал процесс дефекации. Спустя почти 2 тысячи лет пациент Зигмунда Фрейда Сергей Панкеев использовал ту же модель, чтобы избавить себя от образа испражняющегося Иисуса. «Раз Христос сделал вино из ничего», - говорил он, - «то точно так же он мог и еду превращать в ничто, чтобы не ходить в туалет».
5. Дерьмо – одна из главных тем для юмора. И именно потому, что многие вопросы, связанные с дерьмом, неразрешимы. А юмор – это не в последнюю очередь одна из стратегий разрешения конфликтов.
«Мы смеемся, потому что не можем с чем-то справится. Смех – это возможность дистанцироваться от ситуации, в которой человек не может найти ответа», - говорит немецкий философ Одо Марквард.
Наше тело ежегодно производит до 100 кг сильно пахнущей, непригодной к употреблению и не имеющей ценности массы. Это приводит нас в такое же замешательство, как и тот факт, что то же самое тело в какой-то момент просто умрет и в течение кратчайшего времени превратится в не менее неприятную материю. Смеху приходится заполнять пугающую тишину. Или же, как выразился русский ученый Михаил Бахтин: «Кал – это веселая материя».
6. Синонимом чего-то бесполезного дерьмо стало лишь в 20 веке. С одной стороны, это совершенно логично, ведь дерьмо – это то, что выводится из человеческого организма, поскольку не может быть больше использовано. С другой стороны, в 19 веке дерьмо еще имело ценность: его продавали крестьянам, которые использовали человеческие экскременты в качестве удобрений. Французский философ Пьер Леруа даже предлагал, что каждый гражданин должен сохранять свои экскременты и отдавать их государству в качестве налоговых отчислений.
Только в конце 19-го века, с появлением сплавной канализации, отношение к дерьму изменилось: теперь от него надо было избавиться как можно быстрее, пусть и тратя на это деньги, воду и энергию.
Фактически, если раньше граждане могли заработать на продаже своего дерьма, то теперь они стали платить за его устранение. Стыд и брезгливость внезапно победили денежный интерес – возможно, это уникальный прецедент в истории западной цивилизации.
7. Дерьмо играет очень важную роль в современной демократии. Американский философ Гарри Франкфурт утверждал, что дерьмо в переносном смысле («bullshit») производится тогда, когда «обстоятельства принуждают людей говорить о вещах, в которых они ничего не понимают». Демократия как таковая, если следовать аргументации Франкфурта, увеличивает количество производимого дерьма, поскольку создает у людей впечатление, будто каждый гражданин не только может, но и обязан иметь и выражать свое мнение на любую возможную тему.
8. Дерьмо способствует развитию капитализма, но в то же самое время и бросает ему вызов. По Фрейду, экскременты – это первый объект, которым ребенок может «одарить» родителей. В определенном смысле, первая валюта. Детская фиксация на экскрементах впоследствии сублимируется: дети, которые отказываются делать свое дело на горшке, повзрослев, стараются копить деньги и испытывают потребность обладать фирмой или фабрикой. Становясь таким образом «какапиталистами».
В начале 1990-х годов банк немецкого города Вальденбух установил перед входом скульптуру человека со спущенными штанами, который, казалось, испражнялся в бассейн золотыми монетами. Согласно заявлению городской администрации, памятник должен был символизировать то обстоятельство, что «люди нуждаются в банке, производящем и пускающем в обращение деньги».
Разумеется, эта точка зрения имеет свои корни в народных верованиях: люди многие годы считали, что дерьмо и золото мистическим образом родственны друг другу, и что с помощью алхимии можно одно превратить в другое.
9. Человечество будет искать способы использования дерьма. В Индии примерно половина потребляемой энергии добывается путем сжигания коровьего навоза. В некоторых культурах экскременты служат материалом для строительства домов. Мне приходилось бывать на очистных станциях, в которых энергию добывают, используя канализационные газы.
Запасы фосфора на планете медленно подходят к концу, и вероятность того, что человеческие экскременты вновь будут использоваться в качестве удобрений, увеличивается. Новая отрасль добывающей промышленности «Urban Mining» будет заниматься добычей «коричневого золота» городов.
10. Уже в наши дни вполне можно говорить о «Ренессансе дерьма». Дерьмо переживает поразительное возрождение – прежде всего в тех областях культуры, которые всегда были склонны прощупывать границы благопристойного и разрешенного.
Такие произведения искусства неизбежно привлекают к себе внимание очарованной, заинтригованной и возмущенной общественности. Однако теперь уже и поп-культура с удовольствием копается в дерьме: вспомните такие кинофильмы, как «Борат», «Чудаки» или завоевавший несколько «Оскаров» «Миллионер из трущоб». Постоянно растет популярность фекальных и анальных жанров в порнографии. Да и в литературе обнаруживается известный интерес к экскрементальным описаниям: в романе Владимира Сорокина «Норма», например, детально описано, как люди питаются детским дерьмом.
«Ренессанс дерьма», помимо прочего, является реакцией на продолжающееся вытеснение экскрементов из нашей общественной жизни. Подавляемое, как известно, снова и снова выплывает на поверхность. Объявленная вне закона материя рвется из глубин земли и подсознания, и с громким стуком бьется о крышку канализационного люка.