Демоны художника Врубеля
«Демон сидящий» (1890) Государственная Третьяковская галерея
«Огромную зависть вызывал М. А. Врубель своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения совершенно неповинного ни в чем человека. М. А. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье - встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. Врубель ни разу не сказал о том, что не так, что не интересно. Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве». Так о своем друге вспоминал художник К. А. Коровин. К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел.
М. А. Врубель, 1898
М. А. Врубель родился в дворянской семье польского происхождения (фамилия от слова «wrоbel» — воробей) в Омске, где в тот момент служил его отец. В семье было четверо детей. Двое младших умерли в раннем возрасте, зато старшая сестра Анна на долгие стала для будущего художника близким другом. Когда ему было три года, мать умерла от чахотки, а еще через несколько лет отец вновь женился. Мачеха и ее родственники не жалели сил и времени на воспитание детей от первого брака, но близкими людьми для Врубеля так и не стали. Позже семья переехала в Саратов, где отец живописца командовал губернским гарнизоном, затем в Одессу. Там он с золотой медалью окончил знаменитую Ришельевскую гимнзию, затем поступил в столичный университет. Но юристом он так и не стал, сначала остался на второй год, а затем не защитил конкурсную работу. Способствовали этому и богемный образ жизни, и то, что интересовался Врубель всем и сразу, не на чем не сосредотачиваясь. Перебивался Врубель случайными заработками, репетиторством, а также работал гувернером. Вообще для сына достаточно высокопоставленного офицера подобная карьера была весьма сомнительной. Но зато, пестуя отпрысков богатых семейств, Врубель имел возможность путешествовать и заниматься живописью. В 1880 году он стал вольнослушателем Академии художеств, а также брать частные уроки у известного художника П. П. Чистякова. Академию Врубель так и не закончил, в том числе потому, что получил заказ в Киеве на реставрацию фресок Кирилловской церкви XII века. Пригласил его известный историк и искусствовед А. В. Прахов. За время работы художник успел совершить путешествие в Италию для «повышения квалификации». В тот же период у него был бурный роман с супругой Прахова Эмилией. Фреска «Богоматерь с младенцем» писалась с нее. Пара то сходилась, то расходилась, и Врубель даже успел сделать уже замужней женщине предложение. В итоге своими выходками он так замучил возлюбленную, что она не знала, куда от него скрыться. Примечательно, что сложные личные отношения не помешали ее супругу и дальше помогать художнику.
фреска «Богоматерь с младенцем»
Надо заметить, что тяга к богемному образу привела к тому, что Врубель то кутил, то бедствовал, и иногда к нему были совсем небезосновательные претензии заказчиков. Любовные похождения тоже накладывали свой отпечаток. Так однажды он заявил, что должен уехать, потому что у него в другом городе умер отец, и коллеги поддержали «сироту» деньгами. А на следующий день неожиданно приехал живой Врубель-старший, и оказалось, что Врубель-младший просто загулял с кафешантанной певичкой. В след за очередной любовницей-цирковой артисткой художник отправился в Москву.
Задумка создать картины, посвященные лермонтовскому демону, появилась еще до переезда в Москву. Самый первый вариант картины автор написал в Одессе и предположительно уничтожил. Отец художника счел, что герой был больше похож на сердитую женщину. Так совпало, что в Москве в 1890 году издатели П. Кончаловский (отец известного художника) и братья Кушниревы планировали выпустить юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова. Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель. Критики сочли его работы уродливыми. Оценили их по достоинству через намного позже. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не захотела приобрести у Врубеля картину «Демон», которая была написана в то же время. Но после смерти художника же комиссия выкупила ее и заплатила в пять раз дороже.
Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890
Когда в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке по инициативе известного мецената С. И. Мамонтова Врубель начал работать в одном из павильонов над панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», работу эту быстро свернули, так как комиссия сочла их некрасивыми. В комиссию входили именитые художники В. А. Беклемишев, К. А. Савицкий и П. А. Брюллов. В ответ на это Мамонтов заплатил Врубелю 5000 рублей, предоставил возможность завершить панно, а затем рядом с основным входом на выставку выстроил павильон с вывеской «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств», но последние 5 слов пришлось закрасить. Сюжет «Принцессы Грезы» был навеян пьесой Ростана, в свою очередь вдохновленной средневековой легендой. Трубадур Жофруа Рюдель «заочно» влюбился в принцессу Мелисинду, которую никогда не видел, просто наслушавшись рассказов о ее дивной красоте. Он решил отправиться за ней на корабле, но по дороге заболел и в итоге умер на руках возлюбленной, при этом играя на лире и распевая песни о любви. Впечатления у зрителей были разные, некоторые хвалили, но критиков было намного больше. Пресса «эпитетов» не жалела, особенно «усердствовал» Максим Горький, не оценил он современного искусства. Керамическая копия, изготовленная в Абрамцевских мастерских, вскоре украсила фасад гостиницы «Метрополь». Оригинал же долго считался утраченным, пока не нашелся в 1957 году среди груд старого реквизита в Большом театре. Сейчас это панно можно увидеть в Третьяковской галерее.
здание гостиницы "Метрополь"
панно «Принцесса Греза», Государственная Третьяковская галерея
Сам Мамонтов тоже картины автора поначалу не оценил, однако это не помешало ему пригласить Врубеля руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций» в селе Абрамцево. Благодаря этой работе художник начал получать выгодные заказы, но богаче так и не стал. Из воспоминаний художника Коровина: «Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов - он считал, что после них в литературе русской был упадок.
- Нет возвышенности, - говорил Врубель.
Как- то летом у Врубеля, который жил со мною в мастерской на Долгоруковской улице, не было денег. Он взял у меня 25 рублей и уехал. Приехав вскоре обратно, он взял большой таз и ведро воды, и в воду вылил из пузырька духи, из красивого флакончика от Коти. Разделся и встал в таз, поливая себя из ведра. Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные. За флакон духов он заплатил 20 рублей…
- А чудно, - говорю я ему. - Что же это ты, Миша…
Он не понял. Словно это так необходимо. Раз он продал дивный рисунок из «Каменного гостя» - Дон Жуан за 3 рубля. Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. Надев их раз, бросил, сказав: “Как вульгарно”… Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал, Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем.
- Как я счастлив, - сказал он мне. - Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады.
Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.
Метрдотель-иностранец из ресторана “Эрмитаж” в Москве однажды сказал про Врубеля, что ему приятно служить, так как он “понимает”: “Это господин настоящий, и с ним я говорю по-английски”».
«Царевна-Лебедь» 1900
В 1896 году в жизни автора произошло еще одно знаменательное событие. Во время работы над декорациями в частной опере С. И. Мамонтова он познакомился с Н. И. Забелой, которой буквально в тот же день сделал предложение, и та к удивлению многих согласилась. Сама она вспоминала эту судьбоносную встречу так: «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Считается, что именно Надежда Забела изображена на картине «Царевна-лебедь». К сожалению, их единственный сын умер в двухлетнем возрасте, а семейную жизнь омрачала болезнь художника.
«Демон поверженный» (1902)
В 1898 году Врубель вернулся к «демонической» теме. Над картиной «Демон поверженный» он работает по 14 часов в день. Возможно, это усугубило имевшиеся у него психические отклонения. Вначале В. М. Бехтерев предположил, что виной всему «неизлечимый прогрессивный паралич» (третичный сифилис), позже Ф. А. Усольцев поставил ему диагноз «спинная сухотка», то есть сифилис затронул только спинной мозг, а странности в поведении связаны с сопутствующим маниакально-депрессивным психозом. В этот период пресса оказалась неожиданно благосклонна к творчеству, и многие критики даже взяли свои слова обратно. Болезнь то отступала, то обострялась. Даже находясь в психиатрических лечебницах, Врубель продолжал рисовать, пока не ослеп.
Ну и некоторые другие картины автора
«Девочка на фоне персидского ковра» (1886), Киевский музей русского искусства
«Венеция» (1893) панно
«Гадалка»
«Утро» (1897)
«Пан»
Полотно написано в имении Тенишевых.
«Валькирия»
В образе валькирии изображена Мария Тенишева, хозяйка имения. Княгиня Тенишева увлекалась современным искусством и была знакома со многими художниками. Ну а князь Тенишев не столько из любви к искусству, сколько из любви к жене, как сказали бы сейчас, оказывал им щедрую спонсорскую поддержку.
«Сирень» (1900) Государственная Третьяковская галерея
Коровин рассказывал об этой картине историю. Когда Николай II «Сирень», она ему понравилась.
«Великий князь Владимир Александрович, стоявший рядом, горячо протестуя возражал:
— Что это такое? Это же декадентство…
— Нет, мне нравится, — говорил государь.
— Кто автор этой картины?
— Врубель, — ответили государю. <…>
…Обернувшись к свите и увидев графа Толстого, вице-президента Академии художеств, [государь] сказал:
— Граф Иван Иванович, ведь это тот, кого казнили в Нижнем?»
Часть информации взята тут
Зильберштейн И. С. Самков В. А. «Константин Коровин вспоминает…»
https://vladimirdar.livejournal.com/87659.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Врубель,_Михаил_Александрович
Другие мои посты о живописи
Русская живопись
Живая история на картинах Владимира Маковского
И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)
Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)
Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)
Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)
Житейские истории в картинах Василия Пукирев
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева
И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)
Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)
И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)
И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий
Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)
Новоселье до революции и после
Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины
Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)
Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)
Художник, ставший символом времени (Эрте)
И снова живая история в картинах Маковского
Английская живопись
Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)
Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)
Кто есть кто в британском искусстве
О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)
И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)
Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)
Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)
И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)
Другие художники
Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях
Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)
Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)
«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)