Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву

Данная статья относится к Категории: Методология науки


Ещё в Древней Греции было замечено, что, выражаясь современным языком, знания можно условно разделить на «прикладные» и «высоко-теоретические»…


В 30-50 годах XX века, учитывая, что к работе со знаниями привлекалось всё больше людей, ряд отдельных учёных и научных коллективов в Европе и США вернулись к этой проблеме. Было предложено несколько терминов и классификаций знаний, но лично мне больше нравится четыре термина:


- Декларативные / Declarative knowledge (Описательные знания) и

- Процедурные / Procedural knowledge (Алгоритмические знания),


основные характеристики которых я свёл в таблицу (в источнике, здесь преобразовано в список):


Сравниваемые параметры

- Отвечают на вопросы

- Где наиболее распространены

- Трудозатраты на получение

- Число разработчиков

- Позволяют

- Проверяемость

- Фактическое применение

- Известность / распространённость

Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву Наука, Методология, Знания, Алгоритм, Технологии, Длиннопост

Отвечают на вопросы


Декларативные / Описательные знания

- Что это?

- Как это бывало / бывает / случается?

- Я чувствую / думаю, что…


Процедурные / Алгоритмические знания

- Как это сделать?

- Как это сделать оптимально?

- Как исключить типовые ошибки?


Где наиболее распространены


Декларативные / Описательные знания

- Философия

- Культурология

- Искусствоведение

- Художественная критика


Процедурные / Алгоритмические знания. Физика, химия, медицина, технические дисциплины, менеджмент


Трудозатраты на получение


Декларативные / Описательные знания. Не всегда, но часто: один или несколько вечеров, подборка книг и Internet


Процедурные / Алгоритмические знания. Отрабатываются годами, иногда десятилетиями – см.: Методика К.С. Станиславского


Число разработчиков


Декларативные / Описательные знания. Один или несколько человек


Процедурные / Алгоритмические знания. Основной разработчик может быть один, но в обкатке алгоритмов так или иначе участвуют десятки и сотни людей


Позволяют


Декларативные / Описательные знания. Умно рассуждать не действуя; писать глупые статьи и книги; защищать диссертации; выступать на халтурных конференциях; читать лекции невинным в предмете студентам


Процедурные / Алгоритмические знания. Решать практические задачи или – в случае творческих задач – не гарантировать, но существенно повышать вероятность их решения…


Проверяемость


Декларативные / Описательные знания. ???


Процедурные / Алгоритмические знания. Принципиально проверяемы…


Фактическое применение


Декларативные / Описательные знания. Позволяют обзорно / неглубоко поговорить о всей теме – см. термин: «Гениальность»


Процедурные / Алгоритмические знания. Узко «заточены» на определённый класс задач


Известность / распространённость


Декларативные / Описательные знания. Повсеместно в крупных городах


Процедурные / Алгоритмические знания. Немногочисленные работы


Английский физик лорд Кельвин в курсе лекций, изданных в 1884 году, предложил свой «критерий понимания»: «Вопрос о том, понимаем ли мы или не понимаем природный процесс, сводится к другому вопросу, именно: способны ли мы построить механическую модель, которая воспроизводила бы процесс во всех его частях».


Цитируется по: Свасьян К.А., Становление европейской науки, М., «Evidentis», 2002 г., с. 351.


Источник — портал VIKENT.RU

Изображения в статье

Викентьев И.Л., фото Пантина И.Н.