107

DC-8 на перроне

Здравствуйте, любители крылатых машин.


Сегодня перейдём во времена первых. Итак, первое реактивное гражданское детище компании Douglas, первый гражданский самолёт, преодолевший звуковой барьер и второй американский реактивный пассажирский самолёт — Douglas DC-8.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

На фото самолёт Douglas DC-8-21 авиакомпании Eastern Air Lines с бортовым номером N8610, MSN 45431 и порядковым номером 103. Был принят на службу в АК в 1960 году.


Перейдём к истории этих революционных самолётов.


Середина 40х. Только что закончилась Вторая Мировая война, огромное количество военных бомбардировщиков выводилось из эксплуатации. Douglas же посреди всего этого относительно спокойно исполняла заказы на гражданские и на военные самолёты. Проверенный Douglas DC-6 неплохо продавался, за компанией Douglas закрепилось первенство в области гражданских лайнеров.


Через несколько лет, в конце 40х, взлетели революционные машины - Vickers Viscount и De Havilland Comet (первый гражданский турбовинтовой и реактивный соответственно). Да, у них было огромное количество детских болезней, но стало понятно, что за их породой первенство на рынках. Все же, в Douglas сохранялся некоторый скепсис насчёт выбора реактивной силовой установки, так как тогда, в 40-50х, они были жутко ненадежными и потребляли очень много топлива. Решили делать поршневой самолёт, впоследствии получивший индекс DC-7. Компания имела огромный опыт в создании таких машин, у Boeing, например, его не было. Их Stratocruiser-ы отовсюду выводились.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Douglas DC-7

Но в тех же 50х выходит на арену ВВС США c их тендером на разработку реактивного топливозаправщика. Дело в том, что новые военные бомбардировщики — B-47 и B-52 — были слишком быстрыми, а военные модификации стратокрузеров — слишком медленными. Boeing, который имел уже опыт приручения реактивного двигателя, начал разработку топливозаправщика с явным прицелом на гражданский рынок. Дуглас наоборот — делали гражданский самолёт с модификацией топливозаправщика. (Спойлер: весь заказ на топливозаправщики отдали Boeing. Они знали подход к Пентагону, а также были опытными в плане работы с бомбардировщиками).


Весть о разработке будущего Boeing 707 настигла Douglas aircraft corp. в 1955м. Сразу же были инициированы работы по разработке, этапы испытаний форсировались, чтобы перегнать Боинг. Не получилось. Стали делать дальнемагистрал, летающий на 7000км. Хуан Трипп (гендиректор Pan Am) сделал беспрецедентный шаг - заказал 20 самолётов Boeing 707 и 25 DC-8. Всё перевернулось с ног на голову. Заказы сыпались. Авиакомпании даже брали лайнеры ради имиджа и статуса. Иметь тогда реактивный самолёт в парке было круто.


Поговорим о конструкции.

Это классический реактивный самолёт - низкоплан с четырьмя низкорасположенными двигателями под крылом.

Своеобразной фишкой лайнера является система кондиционирования, отбирающая воздух из передней части фюзеляжа через "ноздри".

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Те самые "Ноздри"

В 1958 году первый борт, через несколько месяцев после полета 367-80, оторвался от земли. Это ознаменовало долгую веху в развитии мировой авиации.


Компания Дуглас очень сильно подгоняла цикл испытаний, в тестах участвовали 10 самолётов.

Не обошлось и без детских болезней, это одно из последствий спешки.


Подробнее о модификациях:

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Series 10 — базовая. Летает на 7000км.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Series 20 — ремоторизированная версия десятки с двигателями JT4A, близкими к двигателям 707.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Series 30 — трансатлантическая (дальность 7400км).

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Sеries 40 включала двигатели Rolls Roycе и обновленную конструкцию.

Самолет этой версии, кстати, и кинули на сверхзвук.


Подробнее об этой истории. Эксперты и некоторые люди называли DC-8 слишком медленным самолётом. Группа пилотов решила доказать на живом примере, насколько может разогнаться самолёт. Серийный борт под управлением троих пилотов подняли на 12500 метров и бросили в пике на максимальной тяге двигателей. В процессе самолёт достиг скорости в 1,012 Маха, что делало Douglas DC-8 первым гражданским самолётом, преодолевшим звуковой барьер.

Мало этого, так самолёт сопровождал F-104 Starfighter, которым пилотировал Чак Йегер - первый человек, преодолевший звуковой барьер в 1947. Хорошая рекламная кампания, не так ли?

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Series 50 - британские двигатели заменили американскими. Версии хоть и менялись, а пассажировместимость была одной и той же. Авиакомпании из-за этого уходили к Boeing с их 707, у которого было полно версий. О нем в следующих постах.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Series Super 60 - самая масштабная. Имеет модификации 61, 62, 63 (с разной вместимостью и дальностью).

Super 61 вмещает много пассажиров;

Super 62 летает далеко

Super 63 имеет сниженный расход топлива.

Является самой массовой из всех.

Вот дальности и длины фюзеляжей относительно предшественника -50:

Super 61 - 6000км; +11 метров

Super 62 - 10000км; +2 метра

Super 63 - 7500км; нечто среднее.

DC-8 на перроне Самолет, Авиакомпания, Pan American, Mcdonnell Douglas, США, История авиации, Сверхзвук, Длиннопост, Douglas dc-8

Один из ремоторизированных лайнеров

Series Super 70 же является ремоторизацией Series 60 (старые двигатели заменили на четверку CFM56). Новые самолёты не делали, просто ставили новые двигатели на 60ки.


Все версии DC-8-50/60/70 имеют возможность конвертации в грузовики. Такая модификация называется Jet Trader.

Что интересно, двигатели CFM56 позволили снизить шум на аэродромах на 70%, самолёт стал экономичнее на 23%.


Самолёты семейства DC-8 выпускались с 1958 по 72й годы. На данный момент летают чуть больше десятка. Всего выпущено 556 штук.

Широкофюзеляжные машины ввиду большей экономичности загубили как и 707, так и DC-8.


Но модернизация двигателей сделала DC-8 долгожителем. Конкуренция с Boeing 707 никогда не прекращалась. Если Boeing KC-135 и другие военные модификации остались только у военных, то восьмерка эксплуатируется до сих пор в количестве около 10 штук.


Самолёт на первом фото прослужил 17,6 лет, что относительно немного. Закончил жизнь в Aerovías Quisqueyana в 77м.


DC-8 навсегда останeтся на страничках истории авиации.


Прошлый пост


AviaChatChannel

Медиа: Airliners.net, из сети

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу