Что же такое литература по Марксу?

Очень люблю Сартра, но "Что такое литература?" вызывает пару вопросов.

Почти половину книги занимает «историческая справка», призванная продемонстрировать путь писателя, писательского мифа от средних веков до наших дней. Анализ, предлагаемый Сартром, как мне кажется, очень глубокий и комплексный. В нём есть очень много ценных мыслей об организации писательской среды, о разделении «реальной» и «потенциальной» публики. О том, как это соотношение менялось и как это влияло на темы и способы письма. Но одна единственная проблема этого анализа, на мой взгляд, это тот факт, что он донельзя марксистский. Конечно, Сартр последовательно придерживался левой идеологии, и этого стоило ожидать. Может быть, такой эффект производит опыт чтения советских учебников, но складывается впечатление, что убежденные социалисты совершенно не способны взглянуть на историю шире марксистской оптики. Сартр описывает, может быть, сложные для понимания процессы, но с точки зрения исторического анализа – совершенно плоские. Он обобщает опыт всех писателей, всех дворян, всех пролетариев и всех капиталистов (которых он, разумеется, именует буржуа).

Пусть даже он в какой-то момент критикует и сам марксизм, говоря о том, что, уничтожив всех конкурентов, марксистская идеология осталась в одиночестве и лишила себя возможности развития. Но он совершенно отказывается отступиться от неё. Отказывается от комплексного анализа исторических процессов. Он сводит все литературные явления какого-либо периода к определенной концепции, диктуемой духом Маркса. Иначе говоря, он не берёт факты и создаёт на их основе концепцию – он берёт концепцию и подгоняет под неё факты. Отчего появляется огромное количество оговорок, «несмотря на…» и «но всё же…».

По большому счёту, вся эта концепция как раз противоречит идеи свободы литературы. Но Сартр, будто осознавая это, пытается притянуть свою «свободу» при любом удобном случае. На мой взгляд, это сводится к подобной схеме: писатель, конечно, был не свободен от идеологии, но он, конечно, всё равно требовал свободы – просто свободы разного порядка. От подобных кульбитов создаётся впечатление, что Сартр пытается и усидеть на стуле социализма, и не дискредитировать собственную философию.