Что общего между "выборами 2018", "кипящим чайником" и "выходом из незнакомого леса"?

Кофе, чай или какао, не важно, чем наполняется кружка за завтраком. Сахарница, ложка один, ложка два, ложка три. Сладко, хорошо. Поместив известное количество сахара в сосуд с жижей, мы поучили качество – вкусный напиток. Сахар сам по себе нас не интересует. Жижа сама по себе тоже. «Волшебство» произошло только после третьей ложки. Т.е. мы знаем: сколько, чего, ради чего. Фазовый переход из «жижи» в «напиток» на третьей ложке сахара. Где здесь подвох? А он есть. «Жижа» стала «напитком» задолго до того, как третья ложка сахара окунулась в наполнение кружки и сахар в ней растворился. Это значит, что точка бифуркации, фазовый переход, флюктуация, скачок, макроэволюция, революция и всё, что связано с резким изменением происходит не тогда, когда мы фиксируем это изменение, а раньше, значительно раньше.

Мы привыкли представлять бифуркацию условно как «развилку». Развилку мы видим, и осознанно выбираем куда идти. Глобальный экологический кризис? У нас есть развилка: направо пойдёшь – к коллапсу придёшь, налево пойдёшь – природу спасёшь. Можем ещё несколько путей выделить, суть развилки не изменится. Важно то, что мы так себе представляем эту точку, точку бифуркации. Из самого понятия «точка бифуркации» вытекает, что это некая координата, находясь на которой есть возможность выбрать дальнейшее развитие событий. И это беда.

Представим, что мы идём по лесу. У нас есть карта, компас, но лес нам не знаком. Идём-идём, и подходим к холму. И понимаем, что на карте этого холма нет, по карте вообще неясно где мы, а компас нас ещё больше убеждает, что мы заблудились. Мы констатируем, что мы заблудились и холодной головой осознаём, что у нас два пути: или идти вперёд, незнамо куда, или идти назад к знакомому маршруту, что очевидно. Но, важно, что на момент понимания того, что мы заблудились, мы уже были в новом качестве, мы его поняли, констатируем. Но заблудились мы когда? Когда это поняли, или некоторым временем ранее? Мы подошли к точке бифуркации тогда, когда поняли, что у нас появилось новое качество, и более того, это нового качество само определяет выбор пути (имеется в виду пути наиболее предпочтительного). Реальная точка бифуркации, когда произошла смена качества – осталась незамеченной, мы заблудились много раньше, чем поняли, что заблудились. Когда мы констатируем, что вода в чайнике закипела (по Гегелю это «прибавление», переход количества температуры в качественное состояние воды), в чайнике происходит фазовый переход воды в пар. У нас бифуркация: либо выключить чайник и сделать «жижу», в которую мы опять «прибавим» сахар и получим новое качество «напиток», либо подождать, когда вся вода превратится в пар. Но, вода «закипела» задолго до того, как чайник нагрелся до нужной температуры. И выбор в пользу «жижи» был сделан много раньше, чем мы поняли, что вода в чайнике кипит. Этот путь, который выбирается при осознании точки бифуркации назовём «аттрактором». Все остальные возможные, но как правило невыбираемые пути назовём «репеллерами». Т.е. условно у нас есть выбор между аттрактором (очевидным путём) и репеллером (очевидным не-путём, в силу его непутёвости). И все разговоры о самостоятельности выбора на точке бифуркации практически бессмысленны. Почему «практически» - чуть позже, а сейчас…

Есть точка бифуркации, которая называется «18 марта 2018». Именно в этот день все осознают в полной мере, что заблудились в лесу и сделают свой выбор. Не буду привязывать к аттрактору фамилию, это не к чему. Но суть не меняется, есть аттрактор, есть репеллеры, выбор уже сделан. Даже если он не будет очевидным для всех «19», «20» или любого последующего «марта», то, что этот выбор сделан уже сегодня – это факт такой же, как то, что утром чайник кипит не для того чтобы выкипела вся вода.

Почему выбор на точке бифуркации практически бессмысленный? Потому что теоретически он имеет смысл в одном конкретном случае. Если мы заблудились так, что вышли на магистраль со знаком «до светлого будущего 1 км в том направлении», то нет смысла идти к аттрактору, есть смысл идти по знаку. Этот путь называется «странным аттрактором». Увы, пока нет странного аттрактора, который ждёт своего выбора «18 марта». Поэтому, запасаемся сахаром, чтобы «жижа» как можно дольше превращалась в «напиток», либо ищем «странности» в «повседневности».