Черкес – человек, а черкеска – одежда
Черке́ска (абх. акәымжәы; азерб. Çuxa; арм. չուխա; груз. ჩოხა; лезг. Чуха; ингуш. чокхи; кабард.-черк. цей; карач.-балк. чепкен; осет. цухъхъа (диг. цохъа); чеч. чокхиб) — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа. Черкеску носили абазины, абхазы, адыги (черкесы), азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, чеченцы, народы Дагестана, терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная или народная.
Офицерская черкеска Лейб-Гвардейской казачьей сотни (1829—1855) (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)
.
Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение. Она была распространенным видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ, в том числе и аланами. Первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах.
Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна недемаскирующих темных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьироваться. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от тюркск. "хазыр" — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружье на всем скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти подмышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, хранили капсюли. На праздники одевали черкеску более длинную и тонкую.
Последний глава Белого движения барон Врангель с сентября 1918 года носил прозвище чёрный барон за свою традиционную повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями. Во время Гражданской войны он предпочитал черкеску другой военной форме одежды.