ЧЕРЕЗ НЕВУ ПО ЛЬДУ - НА ТРАМВАЕ!

Что всегда  восхищало в эре стимпанка, так это то, с какой скоростью и предприимчивостью люди внедряли прогресс во все сферы жизни, на глазах изменяя мир.

И Россия здесь не была исключением: уровень развития науки и техники в России того времени позволял ей находится в группе лидеров промышленно развитых стран и внедрять в жизнь новинки научно-промышленного прогресса. Зачастую – находя им весьма неординарное применение. Об одном их таких эпизодов российской истории данный пост.

Петербург, как известно, расположен на островах. А значит, одной из главных проблем, которые возникали перед горожанами, путешествующими по городу, было пересечь Неву. Мостов было мало, и чтобы воспользоваться ими, зачастую приходилось делать большой крюк.

Сенатский перевоз. Начало 1900-х гг

ЧЕРЕЗ НЕВУ ПО ЛЬДУ - НА ТРАМВАЕ! Санкт-Петербург, Трамвай, История, Стимпанк, Нева, Россия, Длиннопост
Но на помощь приходили многочисленные перевозчики, готовые переправить человека через Неву на лодке. Занимались этим делом многие жители города. Для кого-то это был основной заработок, для кого-то - полезный приработок. Но как известно, Нева зимой покрывается льдом. С одной стороны, теперь можно идти через реку пешком. С другой стороны, это трудно, долго и неудобно. Поэтому, если у вас завалялся в кармане лишний пятак, можно было воспользоваться услугами каталя - русского коллеги китайского рикши:
ЧЕРЕЗ НЕВУ ПО ЛЬДУ - НА ТРАМВАЕ! Санкт-Петербург, Трамвай, История, Стимпанк, Нева, Россия, Длиннопост

Однако, по льду Невы ездили не только сани, но и самые настоящие трамваи. Виной тому - монополия Акционерного общества конно-железных дорог, имевшее монополию на перевозки по городу.

Еще в 1880-м году инжененр Ф. И. Пироцкий ставит эксперимент по созданию электрического трамвая. Журнал "Электричество" извещал, что "22 сего августа в 12 часов дня на Песках на углу Болотной ул. и Дегтярного переулка Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущею по рельсам, по которым катятся колеса вагона...". Но владельцы Акционерного общества не желали вкладываться в "сомнительное предприятие". Однако, идеей заинтересовалась другая компания - "Общество финляндского легкого пароходства". И чтобы не ущемлять прав Общества конно-железных дорог, электротрамваю пришлось спуститься на лед Невы.

Электрическая железная дорога через Неву. Рисунок Г. Бролинга.

3 отября 1894 года в Петербургскую Городскую управу было подано ходатайство о разрешении построить в предстоящую зиму электрическую железную дорогу по льду через Неву.

Вот как описывалась дорога в газете "Неделя строителя": "Общество проектирует проложить рельсовый путь на рамах (на 1 аршин выше горизонта льда, причем ширина пути предполагается 42 дюйма). Путь будет одиночный, с одним разъездом посредине, длиною в 75 сажен. Подвижным составом будут служить 4 вагона-мотора на 20 пассажиров каждый. Вагоны будут двигаться со скоростью 20 верст в час. Электростанция будет поставлена на небольшой барке у Мытнинской набережной с машиною в 35 индикаторных сил, павильоны же для посадки публики будут поставлены отдельно, причем станция у Дворцового моста будет выше моста, проход же для публики - по спуску ниже моста, по особо устроенным мосткам. У конечных пунктов будут устроены разъезды с особыми автоматическими стрелками для избежания столкновений проходящего вагона с готовящимся к отходу. Провода воздушные, путь будет освещаться электричством, остановка вагонов моментальная. Предполагается пускать вагоны через каждые 3 минуты и взимать с пассажира по 3 копейки за проезд в один конец".

Конечная станция перевоза "Румянцевский сквер". Начало 1900-х гг.

ЧЕРЕЗ НЕВУ ПО ЛЬДУ - НА ТРАМВАЕ! Санкт-Петербург, Трамвай, История, Стимпанк, Нева, Россия, Длиннопост

В первый сезон действовали три линии "ледовой трассы": от Сенатской площади до Румянцевского сквера на Васильевском острове; от пристани у Зимнего дворца до Мытнинской набережной на Петербургской стороне; от Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне.

В целом дорога работала вполне успешно. К трем линиям трамвая добавилась четвертая - от Суворовской площади до домика Петра I. Ледовая дорога проработала вплоть до зимы 1910/1911 года.