6

Чем цепляет фантастика квалифицированного читателя? Фантассамблея-2018

Уважаемые Пикабушники и подписчики Лиги Писателей,


Предлагаю вашему вниманию выступление современного критика Галины Юзефович на недавно прошедшей в Санкт Петербурге Фантассамблее-2018.


Можно по-разному относиться к критикам и фантастике. Но в этом выступлении есть несколько моментов по работе над произведениями, которые авторам полезно учитывать. Особенно, если они хотят выйти из узкой ниши "специализированной" художественной литературы, и писать для более широкого круга читателей.


Приглашаю к обсуждению этой темы в комментариях.

Дубликаты не найдены

+2

Мне кажется что народ не уловил много важных мыслей из этого выступления.
Первое: писатель фантаст, еще до того как начал писать, должен решить, на какую аудиторию он рассчитывает.
Второе: если он рассчитывает на малую "кулуарную" аудиторию, то он должен быть готов к тому, что он не будет популярным у читателей, которые не подготовлены прочтением десятков и сотен подобных произведений. И в этом случает ему следует сосредоточиться на пожеланиях малой, закрытой группы читателей.
Третье: если автор хочет быть популярным у большего числа читателей, то он должен выходить за рамки "классических" произведений "своего" жанра.
Для примера возьму очень узкую область фантастических произведений - LitRPG. Если кто не знает - это произведение, в котором важная часть сюжета происходит внутри компьютерной игры или виртуальной реальности. Многим фанатам этого жанра интересно перечитывать по 10 раз простыни текста с описанием характеристик и навыков персонажа, системные сообщения о достижениях и пр.. Другие просто пролистают такой отрывок, я отношусь ко вторым. Из-за этого зачастую объем читаемого текста значительно сокращается.
Четвертое: сейчас автор - медийное лицо. Да он не актер кино, он не певец эстрады и не представитель бомонда. За ним конечно не смотрят десятки тысяч людей, но он все равно на виду. Читатели и потенциальные читатели будут заходить на его страницу в вк, инстаграме, однокласниках и пр. Автору нужно работать не только с книгой, но и со своим образом.
Пятое: вокруг фантастики сложилась такая ситуация, что качественной отчитки и редактуры в издательстве - можно не ждать. Если автор хочет выйти за рамки "пипл хавает", то ему нужно самостоятельно научиться очень качественно работать с текстом, или самому искать бета и редакторов.
Шестое: есть тенденции к тому, что читательские группы разбиваются на более мелкие, и замыкаются в себе. Раньше был один жанр - фантастика. Потом отделилась научная фантастика. Следом - фентези. Сейчас я могу назвать больше десятка отдельных жанров фантастики. Космическая фантастика, LitRPG, бояръ-аниме, фантастический боевик, попаданцы и пр. это приводит нас к первому пункту. Автор должен определить читательскую аудиторию.
Седьмое: есть еще одна тенденция, уменьшение количества читателей. Причем уменьшение количества читателей-потребителей. Это значит что если раньше автор который мог рассчитывать что вот эти 10 000 человек могут купить его книгу, теперь должен помнить что эти самые 10 000 человек предполагаемой целевой аудитории, скорее всего будут листать инстаграм, смотреть видосики на ютубе и читать пикабу. Они не захотят тратить деньги и время на книгу.
Восьмое: следует из седьмого, пятого и еще нескольких ранее перечисленных пунктов. Именно автору фантастики нужно более качественно подходить к работе с текстом, сюжетом и постановкой сцен. Сейчас нет широкой читательской аудитории, нет качественной обработки текста издательством, почти невозможно придумать кардинально новых сюжетов или миров. При этом есть большое количество конкурентов и предубеждение к любой фантастике у некоторых потенциальных читателей.
Это пересказ видео, как его увидел я.
В комментариях к этому видио, было очень мало обсуждений которые касались хотя бы одной из перечисленных мною мыслей, предлагаю это исправить.

раскрыть ветку 13
+1

P.S. И да, это лига писателей, а не скамейка с бабушками, и не клуб любителей подискутировать. Поэтому считаю что основой обсуждения должны стать, например, такие вопросы. Каких ошибок при создании произведений стоит избегать начинающим и именитым авторам? Как смотреть на произведение "со стороны"? Чего стоит опасаться при создании фантастического сеттинга? И т.д.

раскрыть ветку 12
0

Полностью поддерживаю) Кстати, сталкиваюсь периодически с тем, что авторы в основном на первый план выводят именно сеттинг, а персонажи там как бы фоном, чтобы показать этот самый сеттинг. Другой перекос - когда сеттинга нет вообще, только общими штрихами.

И еще - использование специфических сленговых слов, которые никак не влияют на историю, а только тормозят продвижение читателя по сюжету.

раскрыть ветку 11
+4

99% современной российской фантастики это чистой воды графоманство и откровенное говно. Я не знаю как редакторы в издательстве соглашаются печатать этот шлак, но на полках в магазинах найти что то стоящее очень сложно.

раскрыть ветку 30
+3

Открою вам глаза. 99% любой литературы графоманство и говно.  Даже на "благословенном Западе" и в так называемой "болитре". Просто у нас принято на последние две фапать, какое дерьмо там бы не писали, а свою фантастику всячески унижать. И да, с недавнего времени авторы не стремятся на полки в магазины. Им это ничего не даёт кроме как почесать ЧСВ. Но это сделать можно и другими способами.

раскрыть ветку 21
0

И да, с недавнего времени авторы не стремятся на полки в магазины


Потому что это говно перестали покупать. Хорошие книги будут покупать.

раскрыть ветку 20
+1

К сожалению, 99% вероятности на то, что книги, отобранные по вашему критерию стоящего, продаваться не будут - или почти не будут. Отсюда и редакторская политика издательств.

раскрыть ветку 1
0

К сожалению, 99% вероятности на то, что книги, отобранные по вашему критерию стоящего, продаваться не будут - или почти не будут


Глупости. Редакторская политика издательств тупорылая, которая ведет к выпуску откровенного говна

0

Про это в выступлении тоже есть. Почему-то серьезные редакторы не берутся за фантастику. Некоторые произведения не только не отредактированы нормально, но и корректорами не вычитаны.

раскрыть ветку 5
+3

Я имел ввиду что редактора изначально допускают шлак к печати. Т.е. это говно даже редактировать не нужно, а сразу выкинуть.

раскрыть ветку 4
+1

Да всё уже обсудили. И в ЖЖ, и в фейсбуке.

По поводу этого выступления уже все высказались - и Лукьяненко, и Дивов, и Каганов - и вообще все, кто хотел...

У Юзефович проблемы с фактологической частью (в частности, цифрами тиражей) и налицо эффект утёнка, что она как минимум частично и сама признаёт. Ну, и явная нелюбовь к Лукьяненко.

А всё остальное мы и сами знали...

+1

Ах, да! Беда российско  фантастики так же в том, что в большинстве книг 70-80 диалогов. Т.е. бла бла бла + 20 страниц

Похожие посты
31

Инерилин (Глава 2, часть 2)

- Так ты Арсений, - воскликнул Дмитрий, - Сеня!


- Да, а ты - Дима, я уже понял, - отмахнулся мальчик, - идем уже.


Для Дмитрия перемена в поведении Сени выглядела крайне странно. По неизвестным причинам, он вдруг полностью стер с лица эмоции и стал крайне сосредоточенным. Его лицо не покидало задумчивое выражение, пока их вели к специальным креслам.


Когда они уселись по креслам, девушка начала что-то вроде инструктажа.


- Учтите, укол инерилина весьма болезненный: большинство компонентов состава - минералы и трудно реагируют с биологическими жидкостями. Однако, боль пройдет в течение пяти следующих минут. Укол инерилина подарит вам абсолютное здоровье, больше вы не сможете заболеть никогда. Также, укол замедлит ваш процесс старения и вы сможете намного дольше приносить пользу Глоссарию и нашей стране!


Дмитрий недоуменно взглянул на Сеню.


- Так мы называем нашего царя гороха на олимпе, - шепнул он.


Дмитрий отметил, что сам подумал в первую очередь про олимп, когда увидел верхний город. Уж больно он был похож на олицетворение чужого эго.


- Итак, вы готовы? - осведомилась девушка.


Получив утвердительные ответы, она кивнула сама себе и стала заправлять в инъектор состав. Состав был голубоватого цвета, лишь чуть-чуть не дотягивая до светло-салатового, от него исходило неровное, пульсирующее сияние, которое гасло, когда состав колебался в пробирке.


- Эй, псс, - вдруг позвал Сеня, - ты знаешь о побочных эффектах инерилина?


Дмитрий досадливо поморщился.


- Может позже поговорим об этом?


- Потом будет поздно, друг. Ты знаешь, что этот элексир вечной жизни вовсе не так совершенен, как о нем говорят?


- Я слышал, что человек становится стерильным, - неохотно проговорил Дмитрий.


- Думаешь, это все?


- Никак не пойму, о чем ты толкуешь...


- Не все выживают после его употребления, - злобно улыбнулся Сеня, - кроме того, существует еще целый список побочных эффектов.


Дмитрий нахмурился.


- Зачем им такое скрывать?


- А разве тогда замануха работала бы?


Дмитрий увидел, как девушка воткнула в его руку инъектор и дотронулся до ее руки.


- Погодите! - воскликнул он и повернулся к Сене, - о каком списке ты говоришь?


- В чем дело?! - возмутилась девушка, - вы задерживаете людей?


Дмитрий посмотрел на девушку с нескрываемым гневом.


- Это правда, что инерилин вреден? Что я могу умереть от него в ближайшее время?!


Девушка отпрянула. На ее лице читалась легкая тревога.


- Кто вам такое сказал? - она состроила гневное выражение лица, - глупости! Так, вам делать укол, или нет? Не задерживайте людей!


Пока Дмитрий размышлял, девушка издала досадливый возглас и нажала на кнопку.


Рот Дмитрия открылся в беззвучном крике, глаза закатились, а голова запрокинулась назад. Новые ощущения были сходны с тем, что чувствует человек во время изжоги, только по всему телу повсеместно, будто из тела пытается выйти страшнейший жар, обжигая кровеносные сосуды, разбивая кости и превращая мышцы в желейное подобие рыбы-капли.


Дмитрий точно не знал, сколько продлилась эта агония, но, как и обещала девушка, через некоторое время боль стала утихать и сходить почти на нет.


- Ёж моё ж! - выдохнул Дмитрий, - вы не говорили, что это настолько больно! По мне будто асфальтоукладчик проехался!


Девушка лишь отстраненно повела плечами.


- А кто вам говорил, что бессмертие дается безболезненно?


- Да не такое уж оно и бессмертие, - буркнул Дмитрий.


- Вам сделан новый укол, - отозвалась девушка, - мы еще не знаем, какое влияние он может оказать на организм. Так что, возможно и бессмертие.


- Он еще и новый? - прошептал Дмитрий.


Он огляделся и нашел взглядом Сеню. Мальчуган уже сидел на кушетке, как ни в чем ни бывало и, дрыгая ногой, улыбался во весь рот.


- Проснулся?


- Да вроде.


Дмитрий попытался встать на ноги и ахнул от ощущений. Во всем теле образовалось чувство, которое появляется в конечности, которую "отсидишь". Дмитрий стерпел ощущение и подошел поближе к Сене.


- Ну и как тебе?


- Пока трудно сказать, - растерянно пробормотал Дмитрий, - и что со мной будет теперь?


- А пес его знает, - пожал плечами Сеня, задумавшись, он продолжил, - у меня тут есть одно дело, хочешь со мной?


Дмитрий поднял бровь.


- Ну пойдем, почему нет.


Мальчик улыбнулся, спрыгнул с кушетки, схватил ящик с пузырьками инерилина и поместил его Дмитрию в руки.


- Ну, за язык я тебя не тянул. Бежим!!!


Договорив, он сам схватил еще один ящик и бросился прочь из кабинета.


Дмитрий на мгновение растерялся и припустил бежать вслед за Сеней, однако, спустя пять шагов, остановился и нахмурился.


- Так стоп! Какого я делаю?! - сказал он себе.


В этот момент, в кабинет забежало четыре человека в форменной одежде.


- Вор! - закричал один из них, - стой, стрелять буду!


Дмитрий мельком увидел пробегающего мимо Сеню. Тот схватил из-за пазухи странный пузырек продолговатой формы, встряхнул его, после чего пузырек приобрел фиолетовый оттенок и швырнул прямо в стену.


Его действие возымело самый неожиданный эффект из всех возможных: внутри пузырька была жидкость, которая, попав на стену, образовала темное пятно. Оно было столь черным, что при взгляде не него становилось не по себе. Затем, пятно разошлось в сторону, уступая дорогу подобию вихря лилового цвета.


- Прошу, друг, не тупи! Прыгай! - прокричал Сеня, пробегая мимо Дмитрия.


Недолго думая, Дмитрий прыгнул вслед за Сеней в этот вихрь.


Секунды три Дмитрий опасался открывать глаза, пока не осознал, что ему в лицо дует страшный ветер. Все же приподняв веки, Дмитрий резко широко открыл глаза и закричал во всю глотку.


- Упс! Промашка вышла! - услышал Дмитрий голос Сени рядом.


- Мы падаем нахрен! - заорал Дмитрий, пытаясь перекричать ветер.


- Ну что ты орешь, как школьница на выпускном! - закричал в ответ Сеня, - не на хрен, а на землю, между прочим.


- Драный в задницу шутник! Ты нас угроби-и-ил! - пытаясь, зачем-то, держаться за ящик, Дмитрий плотно зажмурил глаза.


За десяток метров до земли, прямо на глазах у многочисленных зевак, Сеня швырнул еще одну капсулу и обоих зашвырнуло в комнату, наполненную мягкими матрацами.


Дмитрий понимал, что, хоть матрацы и смягчили удар, но на такой скорости он точно сломал пару ребер. Он так и продолжал лежать с плотно зажмуренными глазами. Сеня досадливо выдохнул и взял у него из рук ящик.


Когда Дмитрий, наконец, решился открыть глаза, Сеня сидел прямо напротив него и улыбался во весь рот.


- Во что ты меня втянул, ублюдыш?! - воскликнул Дмитрий, - где мы вообще?! Зачем ты воровал инерилин?! И, мать его, что это вообще было?! Чем ты нас вытащил?!


С дальнего угла комнаты послышался сдавленный стон. Дмитрий и Сеня одновременно повернулись на звук, широко раскрыв глаза.


Потирая рукой правую щеку, из плена матрацев выбралась та девушка, которая делала им инъекции Инерилина. Ее взгляд остановился на Дмитрие и выщипанные бровки поползли вниз.


- Ах ты жулик! - воскликнула она и двинулась в его сторону.


- Как-то многовато криков сегодня, - тихо пробормотал Сеня и встал между девушкой и Дмитрием, - тихо, милая, ты не в своих владениях.


Девушка уперла руки в боки.


- Да ну? И где же я по-твоему? - девушка помахала рукой, - иди, мальчик, не мешай мне ловить вора, - она опять направилась к Дмитрию, - вот я сейчас охрану позову!...


- Ты и правда не в своем кабинете, - холодно констатировал Дмитрий.


- Ты в диких землях, дорогая, - улыбнулся Сеня.


- ЧТО?! - одновременно вскрикнули Дмитрий и девушка.


- В каких еще диких землях?! - возмущалась девушка.


- Думаю, мы недалеко от Обрубка, - задумчиво проговорил Сеня, - это один из племенных союзов на Полях.


- Вы что... Серьезно?... - бормотала девушка, на ее глаза наворачивались слезы.


- Так стоп, - Дмитрий вытянул руку вперед, - я правильно понял, что этот мега-город далековато отсюда, верно? - Сеня кивнул головой, - так каким же образом мы оказались тут за десять секунд?!


- Инерилин, - улыбнулся Сеня.


- У Инерилина нет таких свойств, - всхлипнув, заявила девушка, хоть и слегка неуверенно.


Сеня развел руками.


- Боюсь, что вам говорят не о всех его свойствах.


- С новой планеты привезли много новых компонентов, - кивнул Дмитрий, - у них могут быть разные свойства, хотя они уже не называются инерилином.


- К примеру, этот пространственно-временной модуль, что я применил - смесь Атония с Герценитом, оба элемента - активные минералы с высокими гравитационными показателями. Их смесь оказалась полезна для создания самой настоящей "дыры" в пространстве-времени.


Девушка, слушая Сеню, медленно оседала, пока ее не поймал Дмитрий.


- Что-то ты дохрена знаешь для ребенка двенадцати лет, - недовольно буркнул Дмитрий.


- Внешность бывает обманчива, друг, - загадочно улыбнулся Сеня, - особенно когда дело касается инерилина.


Дмитрий бережно опустил девушку на пол и потер пальцами виски.


- Так. Для начала - давайте знакомиться. Меня зовут Дима, это Сеня, - Дмитрий посмотрел на девушку, - твое имя?


- Эванджелина, - дрожащим голосом сообщила девушка.


Дмитрий наморщил лоб и немного скривился.


- Очень красивое имя... Но... Что, если мы будем звать тебя Эва?


Девушка дернула плечом.


- Ну вот и договорились, - улыбнулся Дмитрий, - а теперь, Сеня, мы садимся и внимательно слушаем твою историю о том, что вообще нахрен происходит.


Сеня уселся на один из матрацев и хлопнул в ладоши.


- Так, с чего бы начать...


- Начни с того, зачем ты своровал инерилин, - буркнула Эва.


Сеня неловко усмехнулся.


- Инерилин можно разделить на компоненты. Обрубок - это один из немногих оплотов цивилизации на Полях. Там живет целая группа людей, которые мастерят из этих компонентов потрясающие штуки. Видите ли, планета, с которой привезены новые химические элементы, находится очень близко к своей звезде, звезда же там значительно холоднее, чем наше Солнце, у нее весьма специфическое излучение. Энергии, которую получает Проксима центавра, не существует в солнечной системе, благодаря синтезу этой энергии и некоторых стандартных химических элементов, получаются новые. Это излучение не похоже на радиацию, оно имеет свойства влиять на пространство-время, - Сеня стиснул зубы, - к сожалению, воздействие их на биологические организмы с планеты Земля предсказать почти невозможно. Не правда ли, Эва? - Сеня лукаво наклонил голову.


Эва нахмурилась и поджала губы.


- Кстати да, - отозвался Дмитрий, скрестив руки на груди, - про побочные эффекты - правда?


- Да, - тихо сказала Эва.


- Ты давай подробнее, - подначивал Сеня, - что случалось с людьми, принявшими инерилин?


- У некоторых синтез веществ происходил не по плану, - недовольно бурчала Эва, - и они начинали испытывать проблемы в плане взаимодействия с атмосферой Земли.


- Астронавты! - выдохнул Дмитрий, - говорили, что их тела разрушились буквально за пару месяцев от того, что они не смогли снова приспособиться к Земле!


Эва коротко кивнула.


- Да, именно, было как минимум триста смертельных случаев. Бывало и еще хуже: у человека могли отняться конечности, или даже наступить паралич всего тела. Некоторые слепли, некоторые даже сходили с ума, но это уже в прошлом! - выпалила Эва, - формула инерилина не была полной, ее дорабатывали по мере испытаний. Тот, что я уколола тебе - один из новейших образцов!


Дмитрий вздохнул.


- То есть, у инерилина невероятный потенциал? - обратился он к Сене.


Сеня помотал головой.


- Скорее, у некоторых его компонентов. Я же сказал, новые химические элементы имеют специфическое излучение и структуру. Какие-то мы изучили и даже применяем почти хорошо, а какие-то до сих пор загадочны и непонятны.


- Та штука, которой ты нас сюда перенес... Как она работает?


- Она создает взаимосвязанный туннель в пространстве-времени. При реакции этих двух элементов между собой, они как бы... - Сеня почесал затылок, - размягчают пространство-время... Наверное так... И, между собой, образуют проход, проходя через который, объект становится одним целым с этой материей, вновь обретая целостность после выхода из нее.


- Я так и не понял, как вы задаете ей направление?


- Направления нет, просто делаем одну в месте, куда нужно прибыть и вторую на месте отбытия.


- А если их будет три? - хмыкнул Дмитрий.


- Этот проход работает, создавая альтернативную материю, понимаешь? Двигаться в ней можно также, как ты ходишь по земле, навигация остается на пользователе. При этом, эта материя столь однородна и повсеместна, что перемещение по ней у человека занимает считанные секунды.


- Да как в ней ориентироваться, если ты становишься непонятно чем?! - воскликнул Дмитрий.


Сеня развел руками.


- Я не сказал, что технология совершенна!


- Я так понимаю, - протянул Дмитрий, - что ты не из Столицы, верно?


- Нет-нет, я не врал, я действительно живу в Столице, просто сотрудничаю с людьми на Полях!


- Что мы теперь будем делать? - обеспокоено спросила Эва, - я могу вернуться обратно?


- Прости, дорогая, но проход открывается ненадолго, а новых капсул у меня нет, - развел руками Сеня.


- Вопрос, тем не менее, отличный! - рявкнул Дмитрий, - что дальше?


Сеня прищурился.


- Пойдете со мной, знакомиться с жителями Обрубка.


- Это обязательно? - со страхом в голосе спросила Эва.


Сеня хмыкнул.


- А куда вам теперь деваться?




https://vk.com/devilhistory

https://author.today/u/logrinium/works

Показать полностью
175

Страхи и ненависть писателей-фантастов

Доброго времени суток, как говорится. Пикабу почитываю не первый год, но ленился даже региться, не говоря уже чтобы что-то писать, но решил всё-таки запилить пост. Так сказать, по профессиональному профилю.

Речь о таком треше, как современная русскоязычная фантастика (ну и фэнтэзи заодно).

Не секрет, что в области фантастики у нас нынче издают такое, отчего теряешь веру в разумное, доброе, адекватное и начинаешь желать человечеству заслуженной кары.

Например, вот:

Страхи и ненависть писателей-фантастов Фантастика, Писательство, Угар, Издательство, Длиннопост, Творчество

Да, "Товарищ Гитлер". Нет, не фотошоп. Да, попаданец в Гитлера. Да, действительно издали. И да, я это читал. На самом деле всё не так плохо и упорото, как можно подумать, глядя на обложку и читая аннотацию - просто очень уныло.
Но если продолжить копаться в разном треше, то можно найти и вот такую книжку, изданную в уже далёком (плак-плак) 2011 г.:

Страхи и ненависть писателей-фантастов Фантастика, Писательство, Угар, Издательство, Длиннопост, Творчество

Ещё можете догнаться аннотацией:


Студент Виктор Северов спешил в университет, а попал в автомобильную катастрофу. Досадно умирать так глупо! Другое дело погибнуть героем, в дыму сражения… И Северову выпал еще один шанс. Он очнулся в незнакомом мире. Вокруг него гремели взрывы, проносились боевые ракеты, сгорали подбитые военные вертолеты. Когда Виктор разглядел, с кем сражаются люди, он с ужасом узнал мир однажды виденной им японской «анимэшки». Людям противостоял чудовищный монстр, ростом с небоскреб! Но не это стало для Северова главным шоком, а то, что он вселился в тело 13-летнего японца! Виктор не отчаялся и не сошел с ума, он принял правила странной игры. Тем более что, став пилотом гигантского боевого робота, он получил возможность бросить вызов инопланетным чудовищам, возжелавшим поработить мир. Его, Виктора Северова, мир!


Казалось бы - насколько отбитым надо быть, чтобы лепить такое в текстовом и графическом варианте? Какой блин "Наш человек в аниме"? Неужели аффтор неизлечимо болен, раз не понимает, что от такого бреда любой нормальный человек должен держаться подальше?
Однако рассмотрим-ка весь путь нетленки от просто набранного в вордовском файле малосвязного текста до малосвязного текста, отягощённого трешовой обложкой и не менее трешовой аннотацией.


Шаг первый - соорудить нетленку.

Шаг второй, сомнительный - отправить на электронку одного из издательств, занимающихся фантастическим худлитом, нетленку. Срок рассмотрения - до года. Два гиганта, отожравших большую часть рынка - Эксмо с вассальным АСТ и Альфа. Альфа умеет отвечать "ваш роман нам не подходит", Эксмо чаще молчало. У остальных издательств всегда были ниже тиражи, соответственно ниже гонорары, а конторы типа Лениздата "славились" тем, что не просто были случаи невыплаты гонораров, а скорее были отдельные случаи, когда они всё-таки платили. нынче ситуация ухудшилась и фантлит стали заворачивать ещё чаще, чем раньше. почему - предмет отдельного разговора.

Шаг 2а - дождаться предложения из издательств. Раньше издательства мониторили тот же Самиздат, смотрели кто популерян и делали тем предложения. Нынче неактуально.

Шаг 3 - получить добро из издательства, начать переговоры, запастись валокордином, водкой, подушкой-обнимашкой и прочими антидепрессантами, ибо нервов вы на этом этапе потратите массу.

И вот, с вами связываются по поводу обложки, аннотации и названия...


Но тут тонкость в том, что аффтор на обложку и аннотацию может повлиять исключительно, если редактор настроен более-менее благодушно или ему лень сочинять отсебятину (вещества на упоротые аннотации всё-таки время от времени кончаются). Даже в стандартном договоре прописан такой пункт, как "издательство оставляет за собой право изменить обложку... бла-бла-бла". А весь креатив в этой области описывается фразой "...предоставить для ознакомления".
Смекаете? Никто не сидит и не посылает аффтору макет за макетом, чтобы уточнить детали или оценить степень упоротости. Чаще всего автора тупо ставят перед фактом - "жри що дають, падло". Так что если самостоятельно не бомбить редактора, то это всё очень быстро уходит на самотёк.
Во многом это связано ещё и с тем, что занимающиеся обложками художники в издательствах сидят на окладе - дядя получит денюжку за обложку в любом случае, так что особо стараться смысла ему нет.
При том, что нынче от авторов требуют ещё и ТЗ обложки.
Фон такой-то, на переднем плане изображен тот-то, попирает ногами из вселенной того-то. И с приложением рисунков, картинок и скриншотов для наиболее наглядного изображения.
Чуете, чем это чревато? Правильно, теми самыми голливудскими актёрами и кусками игровых артов на обложках. Отсюда и какой-нибудь Энтони Старр на обложке:

Страхи и ненависть писателей-фантастов Фантастика, Писательство, Угар, Издательство, Длиннопост, Творчество

Как ТЗ "суровый бородатый мужик, ну ТИПА такого, идёт на переднем плане" превратилась в "тупо перерисовываем один в один, плохонько отрисовываем пистолет, добавляем безумство в виде футболки"? Тайна сия велика есть.
С аннотациями ровно та же беда.Если редактору лень, то он воткнёт ту, что пришлёт ему аффтор. Обычно требуют минимум три варианта аннотации - одно и то же, но разными словами, из которых редактор выберет наиболее понравившуюся ЕМУ.

Если же его сиятельству ничего не понравится, то он воткнёт свою. Или слепит из трёх нейтральных одну безумную. Или возьмёт нормальную, но парой штрихов превратит её в текст с лёгким налётом долбанутости.
И с названием ровно то же самое. Несколько вариантов, выбирают то, что понравилось.
И это уже не говоря о тех случаях, когда редактор начинает лезть в сам текст. Но о советского образца корректуре и редактуре речи нет - часто даже банальные ошибки не вычищают, тут начинается чисто редакторская вкусовщина.

"А чо у тебя ГГ такой омежка? Нет, пусть будет чотким, дерзким, как пуля резким. Где патриотизм? Где завывания о подвиге крейсера "ВарягЪ" и литания Александру Невскому? Почему действие происходит не в Москве?" И всё в таком духе.

Касательно сабжевого анимешного поделия... Суть вкратце - Евангелион, Япония, Токио-3, 60-метровые мехи, 14-летние пилоты мех.Пожелания редактора? "Россия, Алтай, мехи по 10 метров, пилотам лет по двадцать". Зачем? Почему? Так много вопросов и так мало ответов...
Тут, думаю, уместен вопрос - где пруфы на всё это и откуда у чувака инфа конкретно по данному клиническому случаю графомануса вульгариса? Ответ, в принципе, прост:

Страхи и ненависть писателей-фантастов Фантастика, Писательство, Угар, Издательство, Длиннопост, Творчество

Таки да, я и есть Сергей Ким. Наверное, могу претендовать за звание издающегося (ну или издавашегося в прошлом) графомана - шесть книг, рассказ, повесть, суммарно 31К экземпляров (аргумент в спорах с прочими графоманами, которые упарываются по тезису "не издавался - не аффтор"). 31 год, начал писать в 21 год, этого мерзкого занятия не бросил до сих пор. Характер стойкий идиотический, истинный кореец. Живу на Сахалине.

Да, издал фанфик. Нет, не стыдно:) Почему не стыдно?:)

Это были лихие десятые, мы выживали как могли.
Японцы должны ответить за притеснения моих предков!
В условиях внешнеполитического давления нет понятия ворованное, есть понятие трофейное.
Представьте ситуацию - вы студент, вам 23, из оставшейся до конца недели еды у вас гречка без ни хрена, вам предлагают деньги за чисто фанатское творчество.
То есть, фанфик, да. Сугубо нишевое поделие для фанатов. Пишешь просто потому что хочется и потому что это прикольно. Потом тебе предлагают деньги за хобби и уже готовый хоббийный продукт. Насколько большие? Не миллионы, да.
Как уже говорил - гонорар зависит от тиража. За каждый экземпляр платят определённое количество рублей - т.н. роялти. В основном 4-7 рублей за экземпляр для новичков и середнячков. Итого за тираж ЧЖ 2011 г. в 10 000 экземпляров - 50К деревянных. Честно говоря, весьма пригодились после армии. Сейчас же тиражи просели до 2-3 тысяч... А вот роялти особо не изменилось. Разве что считаться стало немного по-другому - в процентах от отпускной цены. Но когда вы видите в магазине книжку по 400-500 руб., это, если что. и близко к отпускной цене отношения не имеет - обычно она составляет 100-120 руб. Из которых автору причитается, ну процентов десять. Когда издавался в 2015-м, то за тираж в 3000 экз. получил где-то 18К. Очень дофига, не правда ли?:)

Из интересного - фанфик в России издать вообще не проблема. Можно провернуть ужасную операцию с заменой имён как сделал я или как сделал писатель Распопов с его фанфиком по "Космическим рейнджерам". Можно вообще не париться и сделать как аффтор Ланцов, который запилил фанфик по Dragon Age без всякой переделки. Его у меня нет, да и читать его я бы согласился только за деньги, но зато у меня лежит в бумаге кроссовер Star Treka и Хроник Перна, некогда вышедший в издательстве Терра - Карен Эмерсон (она же, лол, Игорь А.Смирнов) "Сага о драконе". Первая публикация - 1994 г., у меня издание 2003 г. Ещё можно вспомнить галимую новеллизацию манги "Берсерк" Кентаро Миуры - "Тёмный мечник" некоего Вячеслава Грацкого, вышедшую в 2004 г.

"Никогда такого не было и вдруг опять", в общем:) А то некоторых послушать, так я был первым и самым худшим^_^

Справедливости ради - на правообладателей выходить пытался, но электронки авторов Евангелиона так и не нашёл (а все грозившиеся пожаловаться Хидэаки Анно и Йошики Садамото адресами поделиться не пожелали). А правообладателем в России оказалася недоброй памяти студия MC Entertainment, упразднённая в 2012-м году.

Касательно отношения к фанфикам в самой Японии, насколько знаю, там ещё более лояльно - нельзя совсем уж наглеть и заниматься именно плагиатом (т.е. выдавать чужое за своё), а спин-оффы, перезапуски и альтернативы строчат весьма бодро. Опять же насколько знаю - это пошло после треша в конце 80-х, когда сами японцы офигели от вала исков кто что у кого украл, и предпочли в итоге смягчить законодательство вместо того, чтобы разбираться.


Возвращаясь же к родным осинам - подобного рода "заимствования" (аг-га, блин) случались со мной ещё дважды в чистом виде. Новеллизации игры "Spec Ops: The Line" и поначалу близкий пересказ манги "Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri", если точнее.
И ровно по таким же причинам: пишешь себе нечто фанатское, не паришься совершенно, но потом тебе пишут дяди " А давай издадим? Денег получишь" и ты такой "А чё, бьют - беги, дают - бери..."Но на текущий момент подобный ранящий прекрасные души треш вряд ли выйдет:) Я с синим завязал наглухо.Собсна, нет, совести не появилось, да и писать вроде бы не перестал. Просто нынче бумажные издательства откровенно стагнируют, кризис отечественного бумажного книгоиздания чудовищный, а крайний опыт работы с тем же Эксмо оставил ну такой вагон негатива, что зарёкся хоть что-то в ближайшем или не очень ближайшем будущем слать в издательства.В чём негатив? Ну, название пришлось выбрать компромиссное. В оригинале переделка лубков азiацкiя на отчеественный лад называлась "2018: Интервенция", в качестве варианта прделагал пафосное "Империя Девятого легиона", но редактор, видимо, вспомнил про годный фильм "Орёл Девятого легиона" и остаивл просто "Девятый легион".Воть:

Страхи и ненависть писателей-фантастов Фантастика, Писательство, Угар, Издательство, Длиннопост, Творчество

А, да, псевдоним пришлось взять. Сказали у предыдущего "карма плохая" (с), раз всё плохо продаётся. Треш на обложке? Трешовые аннотации? Может, в этом вина? Да не, не может быть...


Аннотацию тоже кое-как отвоевал. А вот с обложкой прокатили начисто - на ТЗ, со всякими картинками, скриншотами и описания тупо положили болт. Главгероиню, например. я скорее представлял как игровую версию Йеннифер, ну Морриган из Dragon Age или Моргану из "Камелота", ну что-то такое. Но явно не в виде мини-доминатрикс из Оглафа.

Хотя, чего ожидать, если художник-то ровно тот же, что забодяжил тот вырвиглазный бред на "Чужой жизни"? Некий Е.Деко, штатный иллюстратор серии Эксмо "Новые герои" (на текущий 2019 г. успешно заглохла). Судя по стилю у него вообще оставались неиспользованные скетчи к "Полному набору" Милослава Князева, вот он и пустил её в дело.

Ненависть! Тонны её.


Ну и в качестве вишенки неприятности на торте негатива - положенных по договору авторских экземпляров не прислали ("да мы просто замотались и забыли, чё ты сразу орёшь-то"), гонорар выплатили спустя 1 (один) год, вместо положенных по договору 60 дней с момента поступления в продажу. За электронку с Литреса перевели ровно 1 (один) раз за три года наличия прав. И кто покупает на Литресе - посоны, эта залипуха, из уплаченных там денег аффтору идёт хорошо если 10%. А если начинаются аттракционы невиданной щедрости с раздачей тонн книг по дешёвке - не идёт и этих копеек.


Такие дела.


П.С. Кто считает, что я пишу плохо... Народ, я с вами полностью согласен:))) Так что если хотите поругать - можем поругать вместе:)

Показать полностью 4
28

Международный литературный конкурс фантастического рассказа «Кубок Брэдбери - 2018»

Международный литературный конкурс фантастического рассказа «Кубок Брэдбери - 2018» Писательство, Конкурс, Длиннопост, Фантастика, Текст, Интересное, Новости

Уважаемые пикабушники, в сентябре состоится конкурс фантастического рассказа, в котором могут принять участие все авторы, пишущие на русском. Возможно, кто-то из вас захочет попробовать. Ниже подробности конкурса.


Организатором конкурса является издательство «Перископ-Волга» при участии литературного портала «Синий сайт» и информационной поддержке литературного сообщества «Бумажный слон».


Принимаются сюжетные фантастические рассказы (эссе, зарисовки не принимаются).


НОМИНАЦИИ:

— научная фантастика;

— социальная фантастика;

— космическая фантастика;

— киберпанк;

— фэнтези;

— мистика/хоррор

Особая номинация:

— молодежная (для авторов, родившихся не ранее 01.01.1997 г.)


К участию в Конкурсе принимаются произведения на русском языке авторов, достигших 18 лет, вне зависимости от гражданства и места проживания. В номинацию «Молодежная» — произведения авторов, родившихся не ранее 1997 года. Все произведения должны соответствовать требованиям законодательства.


Присылая свои произведения, авторы гарантируют, что все авторские права на них принадлежат именно им, а также то, что исключительные права на эти произведения не переданы третьим лицам. Направляя произведение для участия в конкурсе, автор принимает на себя обязательства самостоятельно разрешать претензии третьих лиц в отношении авторских или иных прав на предоставленное для участия в конкурсе произведение. Организаторы конкурса не несут ответственности за нарушения авторских или иных прав на конкурсные работы (произведения), возникшие по вине участников конкурса. Все работы проходят проверку на плагиат и, в случае нарушений, снимаются с конкурса.


Организаторы вправе не принять произведения банального характера, не содержащие литературной ценности и авторского своеобразия, с многочисленными ошибками.


Авторы, желающие принять участие в розыгрыше «Кубка Брэдбери-2018», должны в срок до 1 сентября 2018 года прислать заявки установленной формы на почту i-periscope@yandex.ru с пометкой «Кубок Брэдбери». Также отправить заявку можно тут через форму.


ФОРМА ЗАЯВКИ:

— Название рассказа

— Номинация

— Возрастные ограничения для читателя (если есть)

— ФИО автора (полностью)

— Email автора

— Домашний адрес (с индексом)

— Краткие сведения об авторе (давность увлечения литературным творчеством, участие в ЛИТО, выступления на конкурсах/фестивалях/концертах, прошлые публикации и прочее)

— Количество приобретаемых экземпляров итогового сборника (от 0 до 500). По желанию автора

— Файл с конкурсным рассказом


Вся информация поступает на мэйл организатора — издательства «Перископ-Волга», личные данные не публикуются и не разглашаются.


Конкурсные работы принимаются исключительно в электронном виде. Принимаем файлы формата DOC, DOCX. В текстах не должно быть авторского текста, не относящегося к произведению. Не стоит присылать свои биографии, фото и список достижений.


ЭТАПЫ КОНКУРСА:


► Прием заявок и конкурсных работ — до 01.09.2018 — заявка установленной формы на почту i-periscope@yandex.ru с пометкой «Кубок Брэдбери», либо заявка через Синий сайт по форме в анонсе.

► Лонг-лист не публикуется.

► Размещение короткого списка (шорт-листа) — 20.09.18 – 27.09.18 — на Синем сайте

► Читательское голосование — 20.09.18 – 15.10.18 — На Синем сайте

► Размещение списка победителей Конкурса, Подведение итогов — точная дата будет озвучена 20.09.18 — на сайте издательства «Перископ-Волга», на сайте «Синий сайт».

Участие в конкурсе: Бесплатное


Требования к произведениям:

- Сюжетные фантастические рассказы на русском языке.

- Права на произведения должны принадлежать автору.

- Один автор может прислать не более двух конкурсных работ объёмом до 32 000 знаков с пробелами каждая.

- Тексты не должны быть опубликованы на бумаге. Сетевые публикации допускаются.

- Одна работа не может быть подана более чем в две номинации.


Тип принимаемых произведений: Проза


Награды


Гран-при: обладатель Гран-при выиграет сертификат на бесплатное издание авторской книги.

Победители в номинациях: победители номинаций удостоятся сертификата на издание авторской электронной книги.

Лауреаты: лауреаты (авторы, занявшие 2 и 3 место в номинациях) получат в подарок оригинальную обложку для своей авторской книги

Победитель читательского голосования: получит специальный приз – услуги издательства «Перископ-Волга» на сумму 5 000 р.

Лучшие работы, представленные на соискание премии, войдут в итоговый сборник. Каждый желающий сможет его приобрести по цене 590 рублей за экземпляр (твёрдый переплёт). Победители номинаций и обладатель Гран-при получат по одному сборнику в подарок.

Всем участникам розыгрыша премии «Кубка Брэдбери-2018» мы при подготовке к опубликованию в нашем издательстве их авторских сборников бесплатно произведём корректуру.

Предполагается расширение призовой программы, в том числе – включение в сборник достойных рассказов, не занявших места в номинациях.


Учредители и организаторы: Издательство «Перископ-Волга», литсообщество «Синий Сайт», литсообщество «Бумажный Слон».


Жюри конкурса:


- Победителей и лауреатов определит коллегия жюри под председательством Евгения Лукина – знаменитого писателя-фантаста, переводчика, автора песен.

- Победителей читательского голосования определят читатели.

Показать полностью
228

Функциональность

В дверь настойчиво постучали. Гора мусора посреди комнаты зашевелилась и из нее выбрался человек средних лет. Натягивая штаны, он поспешил к источнику звука.


"Кто бы это мог быть?"


Видеофон показывал трех мужчин в одинавковых черных плащах и шляпах. Один из них протянул руку вперед и постучал еще раз.


- Да, да. Открываю.


"Неужели, это по поводу долга?"


Переключатель на видеофоне щелкнул и дверь спряталась в стене.


- Здравствуйте. Филипп Моррисон?


- Да. Послушайте, я знаю, что сильно задолжал, но я вот-вот получу деньги и смогу все вернуть. Мне оста..


- Нет, нет, - усмехнувшись прервал его незнакомец, - вы неправильно поняли. Я инспектор Уилл Феррел, а это мои коллеги: Джон Стоктон и Алан Тьюринг. Мы можем пройти?


- Конечно, только у меня небольшой беспорядок.


Все трое вошли внутрь. Небольшая комната вся была завалена мусором разного происхождения. Тут и там валялись полупустые бутылки, контейнеры из-под еды, открытые и закрытые книги, одежда, коробки со всяким хламом.

Мебели в комнате не было, разве что у огромного окна стоял мольберт, вокруг которого беспорядочной кучей валялись изорванные листы бумаги.


- Мерзость, - казалось, с ненавистью произнес Феррел. - В любом случае, это уже не важно. Вы не догадываетесь, кто мы такие, Фил?


- Если вы не сборщики долгов, то я понятия не имею.


- Что ж, - он на секунду задумался, - мы из АНВФ, Фил, слышали о нас?


Конечно, он слышал. Агенство по Надзору за Выполнением Функции следило за деятельностью каждого. Для возможности хоть как-то регулировать проблему перенаселения

Мировое Правительство учредило эту службу, задача которой состояла в выявлении "неправильных" элементов общества. Согласно целой куче поправок человек имел право занимать место

на планете, только если вносил свой вклад в процветание всего человечества. Все маргинальные и асоциальные личности подлежали резервации.


- Да, - Филипп явно занервничал, - но чем я могу вам помочь?


- Вы действительно не понимаете? - Феррел, ногами расчищая себе путь, двинулся в сторону мольберта. Коллеги остались у открытой двери. - Чем вы зарабатываете на жизнь, Фил?


- Я... - он опустил взгляд и еле слышно продолжил, - я пишу картины.


- Простите, что вы пишите? - инспектор стал копаться в куче листов, поочередно доставая наименее пострадавшие из них.


- Я пишу картины, - уже много увереннее сказал Филипп и ринулся к какому-то старому чемодану, валявшемуся где-то между коробкой от позавчерашнего обеда и кучей сваленных книг.


В этот момент коллеги Феррела двинулись с места, но тот жестом остановил их.


- Я сейчас покажу,смотрите - Филипп открыл чемодан и стал поочередно доставать свои картины, показывая их инспектору. - это вид на наш город с западной горы. Я каждый день поднимался

туда сразу же после ужина - закат в это время блещет невероятными красками. А это портрет милой девушки, что работает в кофейне, где я часто бываю. Она прекрасна, не правда ли? Вот

дети играют со скакалкой. Они вышли на улицу и просто прыгали, представляете? Посмотрите сколько счастья в их лицах, это же поразительно!


- Прыгали на улице, что за бред? - прыснул Тьюринг


- Вы понимаете, - Фил аккуратно положил полотна обратно в чемодан, - я пытаюсь запечатлеть редкие моменты. У людей нет времени, чтобы остановиться на секунду и оглянуться вокруг. Я пытаюсь

показать им, что они упускают, понимаете?


- И что же, кто-то покупает?


- Да, иногда да. Один старик хотел купить картину с детьми. Он увидел ее и заплакал,представляете?Старый,седой старик рыдал,словно был не старше этих детей с картины.

Достал из сумки носовой платок, завязанный мешочком и стал выкладывать мятые купюры, тщательно разравнивая их на столе. Я сказал ему, что отдам эту картину бесплатно, только упакую как следует, а

вечером,вернувшись в кофейню, где мы сидели днем, узнал, что он повесился у себя в квартире.


- То есть,картину он так и не купил? - спросил кто-то из коллег.


- Это все замечательно, но Филипп, разве вы не осведомлены о позиции правительства, относительно искусства? Человечество не нуждается в новых произведениях. Для удовлетворения эстетических потребностей достаточно того, что уже имеется. Того, что сотворено сотни и тысячи лет до вас. - он сделал паузу, - Неужели, вы всю жизнь этим занимаетесь?


- Вы прекрасно знаете, что я работал в галерее до тех пор, пока ее не снесли под строительство жилой высотки.


- Да, разумеется. Все,что необходимо,доступно любому человеку в электронном виде.- Феррел пнул бумажную кучу.


Бумажная куча взвизгнула и зашевелилась. Разбрасывая листы во все стороны, из нее выскочила трехцветная кошка с медальоном на шее и прыгнула на руки Филиппу.


- Ааа, Фрида, вот ты где. - он погладил кошку, та замурчала в ответ, - Уже несколько дней тебя не видно, думал, ты убежала.


- Вы содержите кошку? - насторожился Феррел, - У вас есть разрешение?


- Да, конечно. - Филипп открыл медальон и извлек из него небольшой чип, - Вот, можете проверить.


- В любом случае, это уже не важно. Собирайтесь, Фил.



Суд плохо запомнился. Государственный обвинитель около часа читал биографию подозреваемого судье, который только неодобрительно качал головой.


- Филипп Моррисон, вы признаетесь виновным в социальной некомпетентности и нефункциональности. Вы бесполезен, Филипп Моррисон.


Адвокат ничего не смог возразить. Звук удара молотка эхом отразился от стен помещения и Филиппа отправили на процедуру резервации.



Солнце только показалось на горизонте, когда улицы уже были полны людей. Все спешили на работу. Каждый боялся опоздать, ведь если задержаться, то можно подорвать деятельность остальных.

Если лифтер не исправит работу лифта, то механик не успеет починить машину электрика, которму необходимо разобраться с проводкой в телефонном центре. Тогда судебный пристав не сможет дозвониться

до врача,что должен зарезервировать Филиппа Моррисона, но к счастью все работало как надо, и доктор Роберт Джордан уже подготавливал оборудование. Ему не нравилась эта работа, но он не мог

ее бросить, иначе его место займет кто-то другой, а самому придется иметь дело с АНВФ.

Дверь большой, залитой белым светом процедурной открылась,пристав ввел осужденного, передал какие-то бумаги врачу и поспешил уйти.


- Филипп, значит, верно?


Моррисон с безразличием взглянул на доктора. Ему было около 60 на вид, но очки и седая голова с залысиной прибавляли ему лет 10.


- Художник? И что рисуете?


- Моменты. - Филипп смотрел куда-то в стену


- Моменты? Интересно. - Джордан отложил бумаги, сел на стул и пригласил Филиппа присесть напротив. Ударил себя ладонями по коленям и приступил к заученному до автоматизму объяснению, - Итак, вас приговорили к резервации,

вы знаете, что это такое?


- В общих чертах.


- Вы сядете в аппарат за моей спиной, в ваш мозг будут введены электроды, которые считают его структуру и создадут абсолютную копию, разумеется, в электронном виде. - Джордан достал из кармана

небольшую прямоугольную пластину, - вся информация, за исключением памяти, будет помещена внутрь этого устройства, которое отправится в хранилище и будет подключено к симулятору.

Симулятор полностью копирует существующую модель нашей галактики, включая всю историю человечества, всех людей и все географические объекты. В симуляции вы будете абсолютно тем же Филиппом

Моррисоном, но с исправленным поведенческим кодом, благодаря чему займете свое место в обществе, став полноценным элементом, выполняющим свою функцию.


- Это навсегда, доктор?


- Нет, теоретически нет. К сожалению, все исследования возможности возвращения сознания в тело приостановлены до тех пор, пока не решится проблема перенаселения. - Джордан вздохнул, - Послушайте, отнечитесь к этому как к возможности узнать жизнь с совершенно новой позиции, хорошо?


- Другого выхода нет.


- Тогда прошу, - Джордан небрежно указал на аппарат, - выпейте эту таблетку, она сделает процедуру безболезненной.


Филипп хотел что-то сказать доктору, но не знал что. Он пытался понять, сделал ли что-то нужное в своей жизни. Всегда казалось, что да, но выходит, что это бессмымленно. Выходит, что он действительно бесполезен, если так считает общество. Ведь полезным нужно быть кому-то, в сегодняшних условиях было бы слишком рискованным допускать мысль о том, что человек самодостаточен, а соответственно может думать только о себе.


- Я ввожу электроды, Филлип.


Сотни тончайших иголок прошли сквозь черепную коробку, словно через оболочку виноградины.


Но кто имеет право решать, что является полезным, а что нет? Почему каждый кому-то должен?


- Доктор, моя кошка...


Тумблер щелкнул, не дав Филиппу закончить. Доктор достал свой мобильный телефон и сделал звонок. Скоро приедут люди,которые заберут и сожгут тело Филиппа Моррисона. Врач,по привычке,хотел набрать еще один номер, но вспомнил, что архивной службы уже много лет не существует, а значит, его работа на сегодня закончена. Сегодня Роберт Джордан поедет домой, а завтра вернется в процедурную, где снова будет выполнять так ненавистную ему функцию

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: