Чарья Чарья (правила) секты Ананда Марга

Чарья Чарья (правила) секты Ананда Марга Секта, Ананда Марга, Шри шри анандамурти, Индуизм, Религия, Длиннопост
Чарья Чарья (правила) секты Ананда Марга Секта, Ананда Марга, Шри шри анандамурти, Индуизм, Религия, Длиннопост

Критикуя искажение принципов ямы и ниямы в Дживан Веде необходимо хотя бы кратко затронуть вопрос правил организации.

Рассмотрение всех пунктов требует значительного труда, но что более важно относительно данного сборника статей — большого количества текста. Поэтому кратко обозначим основные проблемы правил в АМ:

1) Неофиту не доводят правила до получения инициации, особен-но 1-я и 2-я части ЧЧ;
2) Правила не приводят к повышению уровня осознанности марга, как духовного искателя, а отдельные пункты снижают ее;
3) Правила составлены таким образом, чтобы загнать адепта в рамки удобные для организации.

Для начала приведем текст предисловия Чарьи Чарьи:

«Шри Шри Анандамурти, основатель духовного движения «Ананда Марга», создал тришастру, куда входят дхармашастра (духовный трактат), даршаншастра (философский трактат) и самаджашастра (социальный трактат). Тришастра базируется на монистической философии «Ананда Марги». Серия книг «Ананда Марга Чарьяча-Чья» (чарьчарья означает «свод правил») является самаджашастрой и включает в себя три части, она была написана в 1956 году» (ЧЧ1/Предисловие).

«Ша́стра (санскр. शस्त्र, IAST: śāstra, «наставление, правило, руководство, сборник, священная книга или трактат», «призыв, гимн») — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях; комментарий к сутре» (Wiki).

По определению свадхьяи АМ, ЧЧ обязательна для прочтения и понимания маргами, так как ЧЧ является самаджашастрой, а пункты правил в ЧЧ обязательны для выполнения маргами.

««Ананда Марга Чарьячарья» (часть 1) включает в себя правила, касающиеся социальной жизни общества, взаимоотношений между людьми. В ней описываются порядок проведения праздников, социально-духовных фестивалей и церемоний, таких, как присвоение имени младенцу, вхождение в дом, свадьба, похороны, посадка дерева, приглашение гостей. Также книга содержит информацию о структуре организации «Ананда Марга Прачарака Самгха»» (ЧЧ1/Предисловие).

Социальные нормы — это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. В трактовке АМ они как раз и отражены в ЧЧ.


С правилами общества взрослый человек должен знакомиться перед тем, как становится его дееспособной частью. Следовательно, ЧЧ должна быть предложена к изучению перед инициацией и вступлением в АМ.


Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение.


Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.


Ритуал - серьезно стилизованный и тщательно распланированный набор текстов и движений, исполняемый специально подготовленными для этого людьми.


Важное отличие церемонии от обряда и ритуала в том, что стилизация и определенный набор текстов и движений не обязательны в церемонии.


Когда действия и повторение одних и тех же слов стандартизированы как в ЧЧ, то этот обряд является оккультным ритуалом.

Ритуальные обряды выключают вычисления мозгом возможных ошибок в действии, снижая гормоны беспокойства и негативную реакцию, связанную с ошибкой в действии. Другими словами, воспроизведение обрядов при отсутствии понимания включаемых механизмов отучает людей быть осознанными в своих действиях.

Все практики АМ, подпадают под определение ритуальные обряды. Даже проговаривание гуру мантры и идеация второго личного урока медитации в системе сахаджа-йоги АМ – мадхувидья, представляют из себя ритуальный обряд, проводимый перед каждым действием. Такой подход снижает осознанность. Вместо того, что бы действовать из принятия идеи, что всё есть бог, марги начинает представлять, как он служит богу в этот момент, как бог его руками совершает действие. Это приводит к выработке стереотипа, что все сделанное с гуру мантрой — правильно, независимо от последствий и характера действия. В действительности принятие такой идеи должно напоминать о сосредоточенности на самом действии, об осознанном его выполнении, об ответственности за действие и его последствия.

В среде маргов, распространено не только неосознанное действие с ГМ, но и утверждения о том, что совершение кармически негативных поступков, к примеру, таких как воровство, с ГМ поможет маргу избежать последствий создания неблагоприятных самскар. Исходя из таких утверждений, можно совершать всякого рода бесчинства по отношению к окружающим, главное не забывать проговаривать ГМ.


Вот она, сила неосознанного действия, подкрепленная разрешением ритуального обряда.

Правила ЧЧ часто содержат прямое указание к действию, не объясняя причину выполнения действия.

«18. В разговоре предоставляйте собеседникам возможность высказать свою точку зрения.
Слушая собеседника, время от времени негромким голосом давайте ему понять, что слушаете внимательно» (ЧЧ2/НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ).

Такое указание к действию, не несет искренности и не объясняет причину этих норм приличия. Причиной этих действий, вполне может стать лицемерие и выгода, что не будет являться нарушением этих правил. Реальной причиной дать высказать свою точку зрения собеседнику, для искреннего человека, является уважение.


Искренность позволит слушать собеседника внимательно, если это действительно важно, без всяких поддакиваний, а так же сразу сообщить, что слушать собеседника нет смысла, это устранит лицемерие и желание выгоды.


Выполнение действий без осознания их необходимости приводят к большей неосознанности индивида. Примером является щелканье пальцами во время зевания, даже если зевающий не находится в прямом диалоге или зрительном контакте с другим человеком.


«5. Зевая, прикрывайте рот рукой, одновременно щелкая пальцами» (ЧЧ2/НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ).

Щелканье пальцами требуется для отвлечения собеседника от рефлекса повторяющего зевания. Но маргов можно застать в одиночестве и даже в темноте, щелкающими перед собой пальцами, тем самым наоборот привлекая внимание других людей к их зевоте. Из-за непонимания причины действия, из-за неосознанности, рождаются сказки о том, что этими щелчками разгоняют негативные микровиты. Эти оправдания также смехотворны, как и звуки щелчков по ночам в темноте. Отсутствие объяснений необходимости действия и неосознанность сделали из этого действия бессмысленный и смешной ритуал.


Специфика правил ЧЧ, это неукоснительные правила, сравнимые с «воровским законом». Выполнять правила ты должен, а почему должен, тебя не касается. Жить по понятиям не задумываясь или соблюдать правила осмысленно —это разные виды дисциплины.

Только осознанность, осмысление и понимание действия, приводят к развитию моральных качеств человека.


В ЧЧ немало пунктов, касающихся преданности именно организации, причем очень жестких. Особенно явно это отражено в Панчадаша шила (Пятнадцать правил поведения):

«4. Готовность пожертвовать всем в жизни ради идеологии.
11. Если ошибка совершена по небрежности или неосознанно, следует немедленно признать ее и просить о наказании.
14. Подчинение кодексу дисциплины организационной структуры.»
(ЧЧ2/Панчадаша шила),

Это больше похоже на правила для построения организации парамилитарного или криминального типа, нежели общественной организации или сообщества проповедующего духовность. Но правила не ограничиваются только ЧЧ:

«(Кроме того, существует отдельный свод правил поведения для семейных ачарьев и других работников организации: ЛФТ, ЛПТ, таттвиков, ачарьев и авадхут).»
(ЧЧ2/Правила поведения для садхаки)

Однако, узнать их вы сможете только получив соответствующий уровень посвящения и погружения в организацию. Основной замысел написания Чарьи Чарьи прикрыт пунктами о физическом, психическом и духовном развитии, которые без осмысленного погружения в материал сбивают начинающего адепта с толку. Именно поэтому изучение ЧЧ в организации рекомендуется проводить с 3-ей части, которая касается диеты, асан, танцев и т. п. Также жёсткость правил часто компенсируется избирательностью в их применении. Даже требования по знаниям правил и философии АМ к получению урока в разный момент времени у разных ачарьев может отличаться. Что приводит к тому, что в угоду потребности в вербовке новых адептов правила часто не афишируются, погружение в культ происходит постепенно, с отсеиванием неугодных и задающих слишком много вопросов.

Скачать книги Чарьячарья
Часть 1 https://cloud.mail.ru/public/Gx9d/F75vrxMyR/чарьячарья1.pdf
Часть 2 https://cloud.mail.ru/public/Gx9d/F75vrxMyR/чарьячарья2.pdf