Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 4

Стирка и глажение белья в 50-х годах – это вообще отдельная песня. Это был сугубо ручной труд, где роль стиральной машины исполняла женщина, поскольку стиралок в наших обителях еще не было. Белье складывалось в большой оцинкованный бак, заливалось водой, добавлялось наструганное на терке хозяйственное мыло (порошка еще не было). Зимой или в холодное время, когда топилась плита, бак ставился на плиту, и белье вываривалось нужное время. Затем белье стиралось в большом корыте, наполненном мыльной водой, с помощью стиральной доски, на которой белье активно терлось до нужной степени чистоты.

Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 4 Воспоминания, Быт, Бытовая техника, Истории из жизни, Длиннопост

При полоскании белого белья в воду добавлялась синька (был марлевый мешочек с синькой, который полоскали в воде до получения нужного оттенка), а также нередко белье и подкрахмаливали. Летом в бак с бельем наливали горячую воду, согретую в большом самоваре, либо на примусе. Отжимали постиранное белье вручную, тут полезной была грубая мужская (или хотя бы детская) сила. Так что на пару с матерью я в отжиме белья поучаствовал. Белье для просушки по большей части вывешивали на улице (через весь двор у нас висела толстая проволока для сушки белья). Зимой белье тоже вывешивали на улице, за сутки оно сколько-то вымерзало и выветривалось, потом замерзшее и стоящее колом заносилось в дом, досыхало и гладилось.

Времена, когда постельное белье гладили с помощью рубеля и валька, уже прошли, но в сарае они у нас еще лежали, и я знал, для чего они. Помню телепередачу «Что, где, когда» уже в 70-е или 80-е годы. Там знатокам показали рубель и валёк и спросили, что это и для чего предназначено. Московские интеллектуалы не смогли ответить, и выигрыш ушел к зрителю, задавшему вопрос. На фото ниже рубель, валек и чугунный утюг.

Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 4 Воспоминания, Быт, Бытовая техника, Истории из жизни, Длиннопост

Утюгов у нас было два. Один более старый, литая чугунная болванка с чугунной же ручкой (на фото вверху). Этот утюг грели на плите и гладили им, пока он не остывал. Второй утюг был более продвинутым – это был угольный чугунный утюг с деревянной ручкой и полым корпусом (на фото ниже). Туда засыпались горячие угли, которые и нагревали подошву и корпус утюга. Углей хватало надолго, так что процесс глажения облегчился и ускорился. У нас это был основной утюг до появления электрического.  

Быт 50-х и начала 60-х годов – часть 4 Воспоминания, Быт, Бытовая техника, Истории из жизни, Длиннопост

Вообще электрические приборы существенно изменили домашний быт. Появились утюги, электроплитки, кипятильники. Умельцы стали делать кипятильники из асбестовых труб и спиралей для электроплиток или утюгов. Эти кипятильники использовали для нагрева воды в баках при стирке белья или воды для купания детей. В домах появились люстры, настольные лампы, радиоприемники.

Потом началась эра стиральных машин – «Рига», «Волга», «Ока» и пр. Эволюция стиралок от простых с ручным отжимом до нынешних автоматов (заложил белье, насыпал порошок в лоток, выбрал режим стирки, включил, подождал, вынул постиранное белье) прошла на моих глазах. Помню, в 1965-68 годах, учась в институте, жил я на квартире в частном доме. Хозяин Володя в субботу занимался стиркой: носил воду из уличной колонки, нагревал (у него, похоже, было «левое» подключение к электросети), затаривал машинку, отжимал и развешивал постиранное белье. После стирки жена выдавала ему честно заработанный рубль, и он счастливый шел к магазину «страивать» на бутылку. Сейчас ему жена за стирку не платила бы, за что платить-то?

Белье постирать – это часть проблемы, надо еще себя помыть. А мылись, в основном, в городских банях. Хотя город состоял, по большей части, из частных домов, частных бань было мало, так как получить разрешение на строительство бани на своем участке земли можно было, если в семье есть кто-то, кто не мог мыться в городской бане – инвалиды, престарелые (плохо ходящие). У нас дома баня появилась в 60-х годах при наличии болящих бабушек, а затем и отца – инвалида первой группы. Так что ходили в городские бани. В бане, куда мы ходили, были дни мытья для женщин, дни – для мужчин. Суббота – мужской день, а в воскресенье до обеда мылись женщины, а после обеда – мужчины. Мужчины, пришедшие пораньше, чтобы попасть в первую партию моющихся, шутками встречали выходящих из бани распаренных, расслабленных женщин.

В паровозном и вагонном депо были душевые, в которых после рабочего дня или в выходные дни мылись работники депо, уменьшая нагрузку на городские бани. Душевую мы называли «купалкой», и временами дети ходили туда вместе с отцами. Иногда ходили и без взрослых, в одиночку или компанией, но на входе сидела дежурная вахтерша и одних детей не пускала мыться. Поэтому, затаившись, ждали, когда вахтерша отлучится по надобности, и быстренько забегали в раздевалку. А когда в 11-ом классе (1964-65 гг.) мы проходили в депо токарную практику, то уже гордо шли в купалку после трудового дня, как представители гегемона – рабочего класса.

P.S. Все фото из интернета.