Бунт сельских мечтателей: как прожить 13 дней республиканцем
В 1905 году Российскую империю основательно потряхивало. И пока в столицах бастовали рабочие, по уездам пошла другая мода — на «революцию». В Самарскую губернию, в село Большая Царевщина, уже давно захаживали разные люди с бородками и нелегальной литературой — сначала народники, потом эсеры. Они приносили крестьянам новые, диковинные слова: «учредительное собрание», «республика», «самоуправление».
Крестьяне, которым десятилетиями объясняли, что их главная забота — земля и урожай, слушали с интересом. Агитаторы были убедительны. К осени 1905-го в Царевщине уже вовсю репетировали: демонстрации, красные флаги, сбор денег «для рабочих» и даже своя «боевая дружина». Дело оставалось за малым — найти повод.
Повод подвернулся 12 ноября. В соседнем селе Старый Буян, волостном центре, земский начальник инициировал волостной сход для выборов старшины. Обычное административное дело, ничего особенного. Но у царевщинских «активистов» были другие планы. Двести человек, многие вооружены, под красными флагами и с песнями, двинулись в Старый Буян. Фактически, это был силовой захват одного села другим. «Революционеры» созвали сельский сход и объявили, что старой власти больше нет.
И тут же, 13 ноября, началось самое интересное. Мужики, вместо того чтобы просто поделить землю, сели писать «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению». Видно было, что брошюры читали внимательно. «Закон» был прекрасен. Во-первых, правительство в Петербурге объявлялось «незаконным». Вместо него признавать следовало только то, что избрано «всеобщим, равным и тайным голосованием без различия пола, национальности и религии». Это в самарской-то деревне в 1905 году. Во-вторых, создавалась «исполнительная власть» — народное правление. Председателем (президентом) выбрали крестьянина Князева из Царевщины. В-третьих, земля. Вся земля, леса и пастбища переходили «в распоряжение волости». И тут случился показательный казус. В правление вошел местный землевладелец Евгений Пеннер. На общем сходе он, видимо, поймав кураж, объявил, что снимает с себя «звание помещика» и добровольно отдает свои 120 десятин в общий котел.
Дальше — больше. В «республике» немедленно вводили «народное образование», разумеется, «светское и бесплатное». Собирались открывать «народный университет». Церковные дела отдавались на откуп прихожанам. Из практического: создали свою милицию из дружинников (чтобы охранять захваченное) и, что самое разумное, ввели «сухой закон».
«Республика» прожила 13 дней. Местные власти попытались было сунуться в Старый Буян, но вооруженная «милиция» их прогнала. Восставшие ждали, что вот-вот им на помощь придут рабочие из Самары. Окрестные села, однако, в эту игру играть не спешили. Узнав, что в волости происходит что-то непонятное, тамошние мужики благоразумно остались дома.
А что же самарский губернатор? А ничего. Он не стал немедленно отправлять карательную экспедицию с артиллерией. Там вон в Москве шло настоящее вооруженное восстание, и тратить силы на уездных фантазеров не было никакого резона. Власть просто выжидала.
К 26 ноября запал прошел. «Республика» кончилась сама, без единого выстрела. Помощь из Самары не пришла, соседи не поддержали. Пришлось «республиканцам» расходиться по домам. Губернская власть, впрочем, вообще никуда не торопилась. Аресты начались только... 14 января 1906 года. Когда в столицах уже все плюс-минус закончилось, и по всей стране стали наводить порядок. Власти спокойно, без спешки, собрали зачинщиков, включая «раскаявшегося» помещика Пеннера и «президента» Князева, и всех посадили. На этом республика мечтателей и кончилась, просуществовав две недели.
На фото: Арестованные руководители Старобуянской республики
***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

Лига историков
19.3K постов55K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения