Бундесвер и Евро-НАТО в период Холодной войны. Ч.2.

Начало:https://pikabu.ru/story/bundesver_i_evronato_v_period_kholod...

Корабли. Возможно, это самое странное место. Дойчи дважды вложились в флот, который не принес особо никакой пользы (Мировые войны) - и решили вбросить марок и в третий раз. Евро-НАТО (кроме Франции и бритов) флот был вообще не нужен (а особенно Италии и Нидерландам) кроме как из соображений престижа - янки вполне закрывали флотской вопрос.


И наконец самое вкусное - самолеты. Довольно распространен миф, что СССР рулили в танках, а НАТО - в самолетиках. И вот тут случается неприятный казус.


Янки действительно конкурировали с СССР в сфере истребителей, хотя и те  и другие несколько плутали по этому пути (после F-86 янки получили чистый истребитель только с принятием F-15, у нас были свои траблы с МиГ-21 и МиГ-23). После Вьетнама обе стороны прокачали ПВО и борьбу с ним. А что же было в Германии и рядом?


Первоначальная модус операнди нового Люфтваффе - забросать все и вся ядренными бомбами! Стиль вполне в духе эпохи. Именно с этой целью ФРГ принимает F-104 - быстро доставить в ГДР ядерные подарки. О моральной стороне "бомбить таких же немцев ядеркой - вероятно не лучшая идея, мы ж так нацию наебнем" никто особо не задумывался.

Бундесвер и Евро-НАТО в период Холодной войны. Ч.2. Бундесвер, НАТО, СССР, Холодная война, Гонка вооружений, Длиннопост

F-104G Starfighter



Помимо Старфайтеров были абсолютно бессмысленные итальянские G.91 (в частности, из-за отсутствия индикатора облучения РЛС , позже докупили американские Фантомы (но и тут все было не слава фюррер — Люфтваффе не приобрели ракеты AIM-7 Sparrow и пытались сделать одноместную версию, лишая F-4 его преимуществ).


Однажды Евро-НАТО в голову пришла мысль, что залить Европу ядерными бомбами - такое себе. Под это дело собрали ТТТ и приступили к разработке самолета, могущего выйти к цели на малой высоте и соответственно атаковать с большей точностью обычными бомбами. Речь за Panavia Tornado, совместную работу немцев, бритов и итальянцев, а еще чуть-чуть французов (обозначения: истребитель-бомбардировщик - IDS, перехватчик - ADV).

Бундесвер и Евро-НАТО в период Холодной войны. Ч.2. Бундесвер, НАТО, СССР, Холодная война, Гонка вооружений, Длиннопост

Немецкий Tornado IDS



Tornado IDS имел хороший диапазон (с подвесными баками), хорошую дозвуковую скорость на малой высоте, что позволяло обойти наземные РЛС и вездесущие МиГ-21, а затем уничтожить цель своей большой загрузкой без применения ядерного оружия и попытаться удрать.


Проблемы начинались с появлением в воздухе красных самолетов ДРЛО и МиГ-23/МиГ-29. Также Торнадо выполнял задачи по разведке. Из минусов - самолет был дорогим, сложным в производстве и обслуживании.


США после Вьетнама развили концепцию на свой опыт: прорыв стаи ударных самолетов и уничтожение целей управляемыми бомбами, так был рожден F-15E. Этот концепт вытеснил полет на малой высоте - вместо этого пытались заглушить РЛС вражеских истребителей и поступающую им информацию с ДРЛО. В ходе развития этой концепции родились тактический (F-117) и стратегический (B-2) стелс-бомбардировщики, могущие действовать без прикрытия на вражеской территории.


Альтернатива Торнадо на тот момент - F-5E (был доступен на 10 лет раньше). Он был неприхотлив к ВПП, был лучше в дневном воздушном бою, а как штурмовик мог обеспечивать ближнюю огневую поддержку (Close-Air Support - CAS). Нужно помнить, что если затраты на самолеты сильно различаются - нужно проводить сравнение 2-3 на 1, а не 1 на 1. Нет никакого смысла сравнивать самолеты 1 на 1, если у вас есть выбор между 100 F-15 и 200 F-16 при заданном бюджете.

Бундесвер и Евро-НАТО в период Холодной войны. Ч.2. Бундесвер, НАТО, СССР, Холодная война, Гонка вооружений, Длиннопост

Northrop F-5



За счет малых размеров он был визуально слабозаметен в воздушном бою. Также это упрощало его маскировку на земле. Его стоимость и обслуживание были значительно дешевле наличных самолетов, он был прост в производстве и ремонте. Для сравнения - заместо 212 Торнадо и вложений в НИОКР Люфтваффе могли приобрести почти тысячу F-5E / F-5 Tiger II.


Вариант загрузки F-5: четыре Mk82 + две Sidewinder AIM-9 + два подвесных бака, он позволяет действовать почти во всей Западной Германии с аэродромов за линией Рейна-Эмса, ожидания от одного самолета за период его жизни без учета уничтоженных на аэродромах - до одной воздушной победы, до сотни уничтоженных на марше грузовиков и иной техники.


Большее количество простых в обслуживании самолетов позволило бы производить в восемь раз больше вылетов в сутки (в основном в дневное время). В CAS F-5E могут суммарно доставлять больше бомб, чем Tornado - четыре F-5E (аналогична цене одного Tornado) совершают в сутки до шести вылетов с четырьмя 500-фн бомбами, каждый, Tornado - 3 вылета с 12 1000-фн бомб. То есть 96 500-фн бомб против 36 1000-фн бомб. А в случае встречи с МиГ-23 вместо одного Tornado было бы четыре F-5E.


При отказе от поражения дальних целей самолетами с движением на малой высоте и передав эти задачи ракетам можно было значительно экономить топливо на тренировках. F-5E позволял иметь большую долю резервистов и призывников в обслуживающем персонале из-за его простоты. Соотношение часов обслуживания на час полета у F-5 с Tornado примерно 1:2.


Таким образом можно было получить почти тысячу самолетов, надежных против МиГ-21 и более эффективных в CAS чем G.91 и Торнадо, за ту же цену, что и были в реальности закуплены Tornado, при этом без трат на НИОКР.


Плюс ко всему F-5 за счет лучших качеств как истребителя ограничивал бы воздействие на наземные силы МиГ-27, Су-17/22, Су-25 и Су-24 в светлое время суток.


Меньшая скорость из-за полета на малой высоте у Tornado и F-111 давала возможность МиГ-23 на большей скорости зайти на них сверху и практически гарантированно перехватить. МиГ-23 в воздушном бою ближе к ранним F-16, чем к Tornado. При этом F-111 были бы еще более легкими мишенями в европейском небе для МиГ-23, чем Tornado.

Бундесвер и Евро-НАТО в период Холодной войны. Ч.2. Бундесвер, НАТО, СССР, Холодная война, Гонка вооружений, Длиннопост

Пара МиГ-23 — для Торнадо и F-111 эти самолеты могли стать ночным кошмаром



СССР практически одновременно с поступлением Tornado разработали улучшенные РЛС на эффекте Доплера (pulse doppler radars), которые ставили под вопрос возможность подхода незамеченными на малой высоте.


То есть Люфтваффе отказывается от нанесения ядерных ударов по целям в ГДР, для достижения дальних целей сохраняются несколько F-104G, и концентрируется на завоевании воздушного господства и CAS. Это было важно в политическом смысле - показать немцам ГДР, что немцы ФРГ не желают утюжить братушек ядеркой.


ВВС Евро-НАТО в этом случае (закупках F-5) вместо малого числа Торнадо будут иметь 2500-3000 (в зависимости от Франции) неплохих истребителей с куда большим количеством авиабаз (уменьшая урон от превентивного удара). А это дало бы куда лучшие результаты в стратегии сдерживания.


Реальность же была куда печальней - малочисленные Торнадо (к которым немцы не закупили ПРР Shrike/Alarm/HARM, AGM-65 Maverick и управляемых бомб Hobos в хоть каких-то удобоваримых количествах) и слабые наземные ПВО (Хоков было мало, а запас ракет к ним смехотворен), неспособные остановить красные ВВС. При этом не стоит полагать МиГи прям супер-оружием. МиГ-21 был живым парадоксом - являясь массовой "мобилизационной" машиной (без двигателя стоил примерно как БМП-1) самолет был довольно требователен к навыкам пилота, особенно при посадке. Во Вьетнаме ситуация "дострелил отходящий Фантом и разъебался на посадке" - чем-то выходящим за пределы нормы не была. МиГ-23 сильно хотел быть перехватчиком, подрабатывая истребителем на полставки.


Исходя из этого - Евро-НАТО не могло взять небо без янки. Вероятно это и был самый большой миф Холодной войны.

Автор:Фил Усопский