Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2.

Начало https://pikabu.ru/story/boy_u_ostrova_flores_mifyi_i_faktyi_...

Около острова Флорес — самого западного в архипелаге — отряд испанского лейтенант-генерала Алонсо де Базана обнаружил англичан.


Эскадра де Базана состояла из каракк «Сан-Феллипе», «Сан-Барнабе», «Сан-Кристобаль», «Сан-Пабло», «Сан-Мартин», семи галеонов Кастилии под командованием Маркоса де Арамбуру, двух фландрских пинасов под флагом Леона Рохо, «кавалера моря» (иными словами, командующего вспомогательной эскадрой), и двух посыльных судов. Имя одного их них неизвестно, второе называлось «Сан-Франсиско де ла Преса». Всего отряд Алонсо де Базана насчитывал 24 корабля. Кроме того, на некотором расстоянии шла Португальская Эскадра из восьми галеонов Дома Коутиньо Луиса. Уточним, что в то время Португалия входила в состав Испании. На расстоянии восьми лиг от острова Флорес дрейфовали четыре галеона эскадры Бискайского залива: «Асунсьон», «Санчо Пардо», «Антонио Уркьола» и «Бартоломью де Вильявисенсио». Эти корабли назывались по именам своих капитанов. Общее командование ими осуществлял «генерал моря» Мартин де Бретендон.


Все эти силы король Испании Филлип II ещё в мае выделил для защиты «серебряного флота» от английских каперов. Как утверждают английские документы, лорд Говард был своевременно, в июле, предупреждён о таком положении дел, когда встретил возвращавшееся с Азорского архипелага английское приватирское судно «Муншайн» под командованием капитана Миддлтона.


30 августа 1591 года испанские дозорные корабли сообщили де Базану, крейсировавшему у Санта-Марии, о прибытии британских каперов к острову Флорес. Генерал-лейтенант сразу же направился туда. 8 сентября в 15 лигах от острова Флорес испанцы обнаружили эскадру Говарда. Во время перехода один из галеонов, «Санчо Пардо», попав в шторм, потерял мачту. Испанский командующий решил зайти на Корво для ремонта.


Появившиеся на горизонте английские корабли спутали все планы — теперь дон Алонсо был обязан догнать и атаковать противника. Де Базан решил ночью обойти остров и выйти в 8—9 милях (1 морская миля равна 1,852 км) западнее англичан, чтобы прижать их к островам и не дать уйти в сторону Америки. Это было разумное решение, поскольку основной задачей испанской эскадры было защитить конвой, который шёл с запада, из Вест-Индии. Подобный манёвр сразу же отрезал британцев от подходящего каравана торговых судов и перекрывал им путь в океан.


Утром 9 сентября Говард обнаружил множество парусов на западе. Поначалу он решил, что это идёт долгожданный «серебряный флот», и выдвинулся ему на встречу. Сблизившись на расстояние в 9 миль, англичане с ужасом обнаружили, что на них идут вовсе не беззащитные торговые суда. На торговых галеонах имелись пушки (обычно 12—20 орудий), но в составе экипажа не было морских солдат, а сама команда имела слабую военную подготовку.


В бою часть матросов исполняла роль канониров, соответственно остальным морякам было гораздо труднее маневрировать, ставить паруса, работать с такелажем и т. п. На военном корабле роль канониров исполняли именно морские солдаты. Навстречу англичанам двигались шесть военных галеонов и четыре новейшие, отлично вооруженные каракки типа «Апостол» — корабли водоизмещением от 600 до 1 200 тонн, каждый из которых нёс от 24 до 48 крупнокалиберных бронзовых орудий. Де Базан шёл строем фронта, в первой линии было 10 кораблей.

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

Испанский флот на рейде Кале



Говард оказался в патовой ситуации: его корабли вышли на охоту за купцами с неполными экипажами, часть моряков осталась на островах для заготовки древесины и копчения мяса, а многие члены экипажей после шестимесячного плавания были больны. Сражение в таких условиях, по мнению самого Говарда, напоминало безумие. Англичане выполнили поворот «все вдруг» и поспешили к островам Флорес и Корво, чтобы вернуть экипажи на корабли. Каждый британский галеон по очереди заходил в бухту у мыса Санта-Круз-де-Флорес, спускал шлюпки, забирал своих моряков и отходил к проливу между островами Флорес и Корво. Последним в этой своеобразной очереди оказался «Ривендж» Ричарда Гренвилла.


9 сентября около 17.00 испанцы настигли замыкающие английские корабли. Кастильские галеоны Маркоса де Арамбуру попытались отрезать от основных сил загрузившийся перед «Ривенджем» «Дифайнс», но тому удалось проскользнуть к остальным британским судам и обогнуть мыс Санта-Круз. Уходивший на полных парусах корабль лорда Томаса могли бы перехватить испанские каракки «Сан-Феллипе» и «Сан-Барнабе», но они замешкались, и «Дифайнс» был спасён. Но если этому счастливцу удалось уйти, то «Ривендж» испанцы-таки отрезали от Говарда.


Ричард Гренвилл решил принять бой. В 19.00 он открыл огонь орудиями левого борта по «Сан-Феллипе» с расстояния примерно в 150 футов (1 фут равен 0,3 м). Первым же залпом был убит командир морских пехотинцев Хорхе Трояно и тяжело ранен капитан корабля дон Клауди де Бьямонте. Испанские пехотинцы попытались закинуть абордажные крюки и багры на борт «Ривенджа», но тот шёл на полных парусах, поэтому на английский корабль смогли высадиться только десять матросов. Англичане перерубили абордажные верёвки, а высадившихся испанцев быстро перебили. Королевские стрелки, расположившиеся на марсе, дали залп из мушкетов по «Сан-Феллипе». Противник отошёл. Но к «Ривенджу» уже спешили «Сан-Барнабе» и корабли из отряда Мартина де Бретендона.


Тем временем, лорд Говард, пользуясь наступающей темнотой и тем, что Гренвилл задержал испанцев, вырвался из пролива между Корво и Флорес и взял курс на норд-ост, в Бискайский залив. Его преследовали каракка «Сан-Мартин» и четыре кастильских галеона под общим командованием «штурмана океана» (Mestre de Campo) Гаспара де Соуза.


«Ривендж», за которым шёл «Сан-Барнабе», никак не мог оторваться от испанцев. Все солдаты с палубы и марсов вели по противникам огонь из мушкетов и аркебуз, канониры давали залп за залпом из фальконетов на верхней палубе. У испанцев был сильно поврежден такелаж, убит рулевой, погибло 12 марсофлотов. Вскоре на помощь «Сан-Барнабе» подоспели остальные корабли из отряда Маркоса де Арамбуру, но они никак не могли сблизиться с «Ривенджем», чтобы закинуть абордажные крюки. Собственно, большой ошибкой испанцев в этом бою стало то, что они упорно стремились взять английский корабль на абордаж.


В отчете де Базана говорится, что за весь бой по судну Гренвилла было сделано всего четыре залпа. В это сложно поверить, поскольку сами испанцы признают, что «Ривендж» после боя был сильно повреждён. Скорее всего, было произведено не менее 20 залпов. В любом случае, артиллерия каракк типа «Апостол» была гораздо сильнее артиллерии «Ривенджа».


Ставку испанцев на абордаж можно объяснить тем, что они очень хотели захватить и корабль, и команду в качестве приза. Наверное, дон де Арамбуру желал эффектно привести в гавань Кадиса захваченное судно и показательно вздёрнуть на реях флагманского корабля «Сан-Феллипе» «безбожного пирата» Гренвилла и его товарищей. Причиной ненависти было то, что испанцы никогда не разделяли английских корсаров и английских пиратов. И их можно понять: часто английские корсары вели грабительские рейды в мирное время, что противоречит понятию «капер».

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

Бой галеона «Ривендж» с испанцами



Вскоре испанский командующий приказал убавить парусов. Вперёд вырвались галеоны «Асунсьон» (капитан Антонио Манрике) и «Коутиньо» (капитан Коутиньо Луис, по его имени и был назван корабль). Первый зашёл на «Ривендж» с правой раковины. «Коутиньо» на всех парусах следовал с левого траверса. Между испанцами и англичанами шла ожесточённая перестрелка из мушкетов, раз в три-четыре минуты звучали орудийные залпы «Ривенджа».


На испанских галеонах с 20.00 до 23.00 было убито и ранено свыше 60 человек. Испанцы вели ответный огонь из аркебуз. В 23.00 кому-то из испанских солдат удалось подстрелить Гренвилла — пуля попала тому в голову. Вторая пуля убила судового врача.


К этому времени потери экипажа «Ривенджа» составляли уже сорок человек убитыми и пятьдесят — ранеными, выбыл из строя весь штурманский состав, сильные повреждения получили такелаж и мачты. Английский корабль потерял возможность к сопротивлению, а из-за того, что у него были сбиты все мачты, он не мог воспользоваться сумерками и ускользнуть.


Однако англичане дорого продали победу испанцам. После полуночи утонул получивший более двадцати подводных пробоин «Коутиньо», на следующий день идальго затопили потерявший все мачты «Асунсьон», предварительно сняв с него команду. «Сан-Барнабе», потерявший в бою две мачты и все якоря, срочно взял курс на Виго. Каракка получила тридцать пробоин, но сумела доплыть до места назначения. Всего «Ривендж» дал шестьдесят залпов по испанцам. За время боя, длившегося 4 часа — с 19.00 до 23.00, — испанцы потеряли два корабля и более ста человек убитыми, из них двух капитанов и одного командира морских пехотинцев.

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

На палубе галеона «Ривендж» во время боя



На утро избитый «Ривендж» сдрейфовал на пять лиг восточнее Флорес: он уже не мог сопротивляться, порох практически закончился, в трюмах стояло полтора фута воды, многие пушки были повреждены. Всю ночь плотники пытались заделать течи и закрепить фальш-мачты, но безуспешно. Умирающий Гренвилл вызвал к себе старшего канонира и приказал взорвать корабль. Но первый помощник Уильям Ландхорн решил не продолжать борьбу и сдать корабль испанцам. Вместе с поддержавшими его матросами он запер в трюме старшего канонира, чтобы помешать ему выполнить волю Гренвилла. Парламентёры отправились на флагманское судно «Сан-Феллипе» с предложением о капитуляции. Взамен они просили сохранить им жизнь.


Командир «Ривенджа» умер 11 сентября 1591 года, не приходя в сознание. Он так и не узнал, что экипаж корабля нарушил его последнюю волю.



Шторм



«Серебряный флот» вышел из Сан-Хуан-де-Улоа в Мексике 13 июня 1591 года. В его состав входили 22 галеона. Командовал караваном дон де Рибейра. Около побережья Кубы конвой подвергся нападению английского приватира Джона Уаттса, потерял два галеона, груженых копрой и полотном, но сумел оторваться от преследователей и уйти под защиту береговых батарей Гаваны. Там к каравану присоединились 24 военных галеона и 78 мелких судов. Судя по описи губернатора Гаваны, вместе с Рибейра было отправлено серебряных слитков на 23 млн песо, а стоимость всего груза, включавшего чёрное дерево, копру, кошениль, китайский шёлк и золото, составляла 40 млн песо.


120 военных и торговых судов вышли с Кубы в конце июля. Постепенно из-за бурь, штормов и навигационных аварий количество кораблей сократилось до 71. 14 сентября, через несколько дней после боя, первые 33 судна «серебряного флота» появились у Азорских островов. Пополнив запасы воды и провианта, они присоединились к эскадре де Базана. Из 24 кораблей испанской эскадры два — «Коутиньо» и «Асунсьон» — утонули, еще два — «Санчо Пардо» и «Сан-Барнабе» — ушли в Португалию на ремонт. Эскадра сократилась до 20 вымпелов, но после прихода первых судов «серебряного флота» достигла численности в 53 корабля.


Вместе с эскадрой находился и захваченный «Ривендж». На нём была смешанная команда из семидесяти испанских и английских моряков под командованием баскского капитана Ландагоретта. Часть английских пленников была распределена между «Сан-Фелипе» и «Сан-Мартином».

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

«Ривендж» перед сдачей



В этот же день на борту «Сан-Феллипе» состоялся военный совет, решавший, что делать дальше. Вот-вот должна была подойти вторая часть конвоя — 39 кораблей. В океан для их встречи вышла португальская эскадра Дома Коутиньо Луиса. В ней после боя осталось шесть галеонов. Но в эскадре де Базана было множество повреждённых кораблей: часть из них участвовала в бою с «Ривенджем», часть не успела починиться после перехода из Феролля к Азорским островам. Капитаны решили ожидать отставшие суда до 5 октября. Подошли ещё 39 кораблей «серебряного флота». Но, как оказалось, человек предполагает, а бог располагает.


6 октября 1591 года разыгрался страшнейший шторм. Многие исследователи говорят о землетрясении на одном из Азорских островов, но им противоречат геологи, а также хроники испанских монахов. Никакого землетрясения в районе Азор не было, а вот о всесокрушающем шторме осени 1591 года свидетельств немало: например, этот факт зафиксирован португальцами и английскими каперами.


В полдень 6 октября поднялся сильный норд-ост, небо заволокло тучами, пошёл дождь. Ночью ветер изменился на северный и достиг ураганной силы. Корабли дона Алонсо де Базана встали на якорь. Наутро у острова Флорес оставалось лишь 14 судов эскадры. 7 октября с якорей сорвало галеоны «Сан-Пабло», «Эспиру Санту» и «Сан-Доминго».


Если первый успел скинуть запасной якорь, то остальные унесло в море. Ураган не прекращался три дня и три ночи. Когда ветер немного стих, де Базан решил перейти к острову Терсейра, где была удобная бухта. Корабли мотало по волнам как щепки, испанцы пытались идти строем фронта, но резко сменившийся ветер столкнул два галеона эскадры друг с другом. Дон Алонсо приказал взять курс на Лиссабон. В это время раскиданные по морю корабли испанцев атаковали английские приватиры. Роберту Флайку удалось захватить два корабля «серебряного флота»: 20-пушечные галеоны «Казада» и «Нуэстра Сеньора де ла Ремендьос», груженые серебром и китайским шёлком. Захваченные корабли были препровождены в Плимут. Не стоит думать, что англичанам всё было нипочём: они так же, как и испанцы, попали в шторм и сильно пострадали от него. Тот же Флайк потерял 7 октября две мачты из трёх, но уже 10 октября атаковал испанцев с фальш-мачтами. Дело в том, что подготовка английских экипажей была несоизмеримо выше, чем любой испанской команды.

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

Сэр Френсис Дрейк на борту галеона «Ривендж», 1588 год



Наутро 11 октября облака рассеялись, ветер стих, появилось солнце. Из огромного флота уцелело только десять кораблей: были потеряны флагман «серебряного флота» (название неизвестно) с грузом серебра на 2 млн песо, «Санта-Мария дель Пуэрто» с грузом копры и китайского шелка, торговые галеоны «Сан-Мигэль-у-Селедон», «Мадалена», «Вегона де Севилья» и множество более мелких судов. Погиб во время шторма и «Ривендж». Это неудивительно, если учесть, что корабль получил большие повреждения в бою и был далеко не в лучшем состоянии. Из его экипажа выжил лишь один человек — корабельный плотник Джек Монсон. Правда, и он умер через несколько дней.


В 1592 и 1593 годах испанцы предприняли несколько попыток поднять английский корабль: им очень были нужны пушки, а вернее бронза, которая стоила в то время довольно дорого. Орудия удалось поднять только в 1625 году, и их сразу же пустили на переплавку.



Рождение мифа



«Ривендж» действительно стойко сопротивлялся. Его поведение во время боя делает честь и командиру, и экипажу. Но зададимся простым вопросом: мог ли лорд Говард дать бой и сохранить «Ривендж»? С одной стороны, силы сторон были практически равны. С другой, Говард не обладал послезнанием и каждую минуту опасался подхода «серебряного флота», в составе которого было немало вооружённых судов. Тем не менее, прикрыть отход «Ривенджа» и попытаться продержаться до вечера он мог.


Напомним, что бой начался в 17.00. В 23.00 стемнело. Несмотря на то, что по орудиям испанцы превосходили англичан, главным козырем Говарда были меткая стрельба и манёвренность кораблей. С известной долей вероятности можно утверждать, что англичане не имели бы потерь в кораблях и смогли бы уйти, если бы командиром отряда был Гренвилл, а не Говард. Стоит отметить, что Говард по возвращении был жестоко раскритикован заслуженными корсарами — Дрейком, Фробишером, Хокинсом. Они считали, что Говард трусливо бросил «Ривендж». Молчал один лишь Рейли.


Почему же двоюродный брат Гренвилла Уолтер Рейли так запутал простую вроде бы историю? Зачем нужны были басни, сродни историям барона Мюнхгаузена? Стоит понимать, что начальник отряда Томас Говард был вельможей, сыном герцога Норфолка, и потому обвинить его напрямую означало верную смерть для простолюдина Рейли. С другой стороны, Алонсо де Базан был родственником знатного испанского герцога Санта-Круз, и насмешка над ним была бы благосклонно встречена в обществе.

Бой у острова Флорес: мифы и факты. Ч.2. Остров Флорес, Англичане, Испанцы, Флот, Бой, История, Длиннопост

Сэр Уолтер Рейли



В 1591 году вышел печатный труд Рейли «Правдивый отчёт о битве, имевшей место при островах Азорских летом сего года», где тот превознёс буквально всех: от своего погибшего в бою брата до лорда Говарда и сэра Френсиса Дрейка. Досталось только испанцам. Современники воспринимали отчёт Рейли как антииспанский памфлет. Но через два столетия отношение к нему резко изменилось: теперь это сочинение воспринимали не как литературное произведение, а как документ. До сих пор считается, что Рейли описал бой «Ривенджа» очень точно. Но как мог этот бой точно описать человек, который в тот момент не только не был на «Ривендже», но и вообще не участвовал в походе? Ответ очевиден.


Остаётся добавить, что испанские архивы по 1590-м годам были открыты в начале XVIII века, при Филлипе V. В испанском военно-морском музее в городе Кадисе представлены отчёт де Базана, отчёт де Арамбуру и свидетельства уцелевших пленных англичан, которые были на кораблях «Сан-Фелипе» и «Сан-Мартин».



Тактико-технические характеристики некоторых английских и испанских кораблей, участвовавших в бою у острова Флорес



Англичане:


«Бонавентуре». Построен в 1567 году. Перестроен в 1581 году. Водоизмещение 600 тонн, вооружение — 47 пушек (из них 12 мелких). Экипаж — 150 моряков, 24 канонира, 76 морских солдат.


«Лайон». Построен в Дептфорде в 1577 году. Перестроен в 1582 году. Водоизмещение 400 тонн, вооружение — 38 пушек. Экипаж — 130 моряков, 80 морских солдат.


«Дифайнс». Построен в 1590 году в Лондоне. Вооружение — 46 пушек (12 мелких). Комплектация команды аналогична «Бонавентуре».


Остальные корабли в эскадре Говарда были зафрахтованными приватирами.



Испанцы:


«Сан-Мартин». Построен в Португалии в 1578 году. Водоизмещение 1 000 тонн, вооружение — 48 орудий (из них 11 мелких). Экипаж — 161 моряк и 491 морской пехотинец. Корабль участвовал в походе Непобедимой Армады.


«Сан-Фелипе». Построен в Португалии в 1587 году. Водоизмещение 840 тонн, вооружение — 40 орудий. Команда — 116 моряков и 377 солдат.


«Сан-Барнабе». Построен в Португалии в 1586 году. Водоизмещение 352 тонны, вооружение — 21 орудие. Команда — 68 моряков и 179 солдат.


Стандартные галеоны типа «Сантьяго» («Асунсьон» и «Коутиньо»). Водоизмещение 530 тонн, вооружение — 24 орудия. Команда — 80—100 моряков, 200—250 солдат.


Голландские пинасы были вооружёнными торговыми кораблями водоизмещением 400—500 тонн, с вооружением от 10 до 24 орудий.


https://warspot.ru/