Бомба в Бомбее


“Старожилы рассказывают, что в тот злополучный день за городом, с той стороны полуострова, где Малабарские Холмы, на полу своей хижины сидел старый сапожник-индиец... Вдруг крыша хижины дрогнула, и у ног старика воткнулся в землю, как ему показалось, кирпич. Старик схватился за “кирпич” и обжег руку. Это был раскаленный слиток золота весом 22 кг, один из 155, которые были рассеяны взрывом, когда на воздух взлетел английский пароход "Форт Стайкин". Позже, узнав в чем дело, честный сапожник сдал слиток портовым властям. Остальные слитки не были найдены. - Что там золотой слиток! - скажут вам индийцы. Трехтонный якорь взорвавшегося парохода рухнул на судно, которое стояло в километре от места взрыва... “ (Л. Скрягин “Смерч над пирсом”)

На фоне событий Второй мировой это происшествие осталось почти незамеченным. Но только не для жителей Бомбея. Для них оно стало одной из важнейших точек в истории. Долго еще старики, рассказывая приезжим о городе, говорили: “Это было до Взрыва” или “Это случилось через пять лет после Взрыва”. Взрыв действительно был страшным. Но по порядку.

Английский грузовой пароход "Форт Стайкин", построенный в Канаде в 1942 г., - транспортное судно военного времени проекта “Либерти” - имел вместимость чуть больше 7000 рег. т, длину 140 и ширину 19 м, паровую машину в 500 л. с. На борту парохода было установлено оборонительное вооружение, как и на большинстве военных транспортов того времени. 12 апреля 1944 года “Форт Стайкин” вошел в порт Бомбей и ошвартовался у пирса №1 дока Виктория. Капитан парохода прибыл в управление порта и предъявил секретное предписание, согласно которому судно было необходимо срочно разгрузить: на борту, помимо хлопка, серы и каучука (само по себе “неплохое” сочетание) находилось около полутора тысяч тонн взрывчатых веществ, в том числе ТНТ, а также золото в слитках. Легко сказать “срочно” - местные докеры спешить отнюдь не любили. В итоге разгрузку парохода начали только 14 апреля.

До обеда шла выгрузка взрывчатки и хлопка из трюма №2. Успели переправить на берег лишь часть груза. В 13.30 работы возобновились после обеденного перерыва, но вскоре один из докеров-индусов прибежал к помощнику капитана с сообщением, что из трюма №2 поднимается дымок. На пароходе сыграли пожарную тревогу, команда начала раскатывать пожарные рукава, а помощник бросился на берег – звонить в управление порта. Сообщение о пожаре поступило диспетчеру в 14.16, и он немедленно направил к пирсу №1 две машины. Пожарные прибыли на место в 14.23 и немедленно принялись заливать водой то, что им казалось очагом пожара. Вскоре приехал в порт и полковник Сандлерс, начальник противопожарной службы порта Бомбей.

Капитан “Форт Стайкина” сделал страшную ошибку: принял разрастающийся пожар в трюме парохода за обычное самовозгорание хлопка, губительное в эпоху деревянных парусников, но не страшное для стальных пароходов. Об этом он и сообщил Сандлерсу. При этом точное место возгорания пожарным никто не удосужился сообщить, поэтому тушили, как говорится, “по площадям” - вода постепенно заполняла трюм, горящие кипы хлопка начали всплывать вверх, к стеллажам со взрывчаткой... Спустя полчаса Сандлерс вызвал на помощь еще восемь пожарных машин. Теперь огонь заливали с еще большей энергией, а он, казалось, только сильнее разрастался от льющейся воды. Вода, текущая по палубе, закипала под ногами пожарных.

Около 15 часов на левом борту парохода появилось огромное вишневое пятно – пожар уходил вглубь судна. Теперь, чтобы потушить его, необходимо было вскрыть обшивку снаружи, но чем? Единственный газорезочный аппарат в порту оказался неисправен. Сандлерс размышлял, что еще можно предпринять. Из ситуации было два выхода: попытаться вывести “Форт Стайкин” из порта на внешний рейд (на что уже не оставалось времени) либо затопить прямо у пирса. Мешали чиновники портового управления, дававшие противоречивые советы, мешал капитан, не желавший расставаться с судном. А драгоценные минуты утекали.

Тем временем в порту кипела жизнь: разгружались и загружались пароходы, сновали грузчики, выполняли свою работу буксиры. Никто и понятия не имел, что же происходит на борту “Форт Стайкина”. Ну горит, ну и что такого? Хлопок часто загорается и трудно тушится – значит, не повезло капитану очередного “погорельца”. Если бы хоть кто-то поднял тревогу и объявил эвакуацию... Ведь “Форт Стайкин” представлял сейчас из себя гигантскую бомбу с догорающим фитилем!
(продолжение и архивные фото в комментариях)