Большой банджо пост, часть третья. 1940 - наши дни. Кантри, фолк-возрождение и краткий гайд по выбору для желающих научиться играть

Итак, как мы помним из предыдущего поста, к 1940-м популярность банджо очень сильно упала - производители инструментов один за другим убирали банджо из своих каталогов, точно так же прекращали производить наборы струн для этих инструментов. Банджо имело все шансы стать забытым инструментом и штучно производиться для немногих увлекающихся историей музыки или для коллекционеров, но два человека смогли возродить интерес к нему и поднять его на такой уровень, что сейчас в большинстве даже российских музыкальных магазинов продаются разнообразные банджо, что уж говорить о западных. Эти двое оказали просто колоссальное влияние на популяризацию инструмента и процесс этот шел примерно в одно и то же время - просто речь пойдет о разных стилях музыки и разных техниках игры.



Знакомьтесь, Пит Сигер.

Величайший человек в истории американской фолк-музыки, основная движущая сила и один из инициаторов фолк-возрождения в США, о нём обязательно будет отдельный пост. Сигер с самого детства осваивал различные струнные инструменты, в том числе и банджо. Он слегка изменил популярный ранее стиль исполнения clawhammer, назвав свой стиль basic strum или up-picking (для многих всё равно ставший более известным как стиль Сигера, Seeger-style banjo). По сути, это всё тот же клоухаммер, но вместо удара плоской частью ногтя сверху вниз по струне, струна подцепляется пальцем при ударе снизу вверх. Собственно, вот сам Сигер показывает, как играть в таком стиле:

К 1944 году Сигер, игравший на тот момент в Almanac Singers, задумывается о необходимости модернизации его банджо. Стандартное 5-струнное банджо не давало Сигеру комфортно петь: исполнение Viva La Quince Brigada в тональности До (Сигер играл в строе gCGBD) было слишком высоким для его голоса. Перед отправкой на войну в Сайпан, он отдал своё банджо Vega Whyte Laydie известному лютье John D’Angelico в Нью-Йорк, который по просьбе Сигера отпилил голову грифа в районе порожке и удлинил гриф на 2 лада. Теперь Сигер мог играть в более низких тональностях, что было намного комфортнее для его голоса, а в мире появилось первое Long-neck banjo. Инструмент не распространился за пределы интересов фолк-музыкантов и остался в основном нишевым.

Далее, в 1948 году выходит его книга "How to Play the Five-String Banjo", по которой огромное количество музыкантов учились осваивать 5-струнное банджо. Эта книга сыграла очень большую роль в популяризации инструмента в плане помощи музыкантам и пояснения основ исполнения народной музыки.

Большой банджо пост, часть третья. 1940 - наши дни. Кантри, фолк-возрождение и краткий гайд по выбору для желающих научиться играть Музыкальные инструменты, Банджо, Кантри, Фолк, Коллекция, Музыка, История, Видео, Длиннопост

Но основная заслуга Сигера в плане популяризации банджо - это популяризация самой американской фолк-музыки - начало великого фолк-возрождения в США. Сигер всегда был основой американского фолк-движения, он оказал огромное влияние на возрождение американского фолка. Вклад Сигера неоценим - путешествия по стране, в которых он собирал информацию о народной музыке, участие в фолк-группах, ставших известными на всю Америку, популярное тв-шоу Rainbow Quest, куда приглашались различные исполнители и велись беседы о музыке, огромное количество песен на острые политические темы. С его подачи фолк снова стал востребованным - как старые, народные песни, так и новые авторские песни на темы, волнующие простых американских граждан, но при этом с сохранением старой стилистики. Именно огромная волна популярности фолк-музыки и резко увеличившееся количество известных исполнителей в данном стиле вернуло былую популярность к пятиструнному банджо в американском фолке. Он определенно заслуживает отдельного большого поста.



Параллельно с возрождением популярности фолк-музыки, происходили очень важные изменения в другом жанре - банджо появилось в музыке кантри. Перейдем к следующему безумно важному человеку в истории банджо: Эрл Скраггс.

Скраггс - это тот человек, из-за которого подавляющее большинство современного кантри, в первую очередь блюграсса, звучит именно так, а не иначе. Скраггс родился в Северной Каролине, где был локально популярен "трехпальцевый" стиль игры на банджо - в отличие от клоухаммера, в трехпальцевом стиле принято играть пальцами с одетыми на них "когтями" для большей громкости и четкости звучания, а суть исполнения заключается в так называемых "банджо-роллах" - большой палец с когтем ударяет по струне сверху, а указательный и средний цепляют две другие струны снизу в постоянном повторяющемся рисунке арпеджио. Скраггс научился этому стилю у местного банджиста DeWitt "Snuffy" Jenkins в возрасте 10 лет. Скраггс играл в нескольких малоизвестных группах, пока в 1945 не присоединился к Bill Monroe and the Blue Grass Boys. Один из вокалистов этой группы, Лестер Флэтт, был поражен стилем исполнения Скраггса, так как ни разу не слышал подобное ранее. Blue Grass Boys были популярной, активно выступающей группой, они могли давать по шесть выступлений в день в кинотеатрах на юге страны.

Несмотря на успех группы, Скраггс решает покинуть её из-за слишком большой нагрузки и в 1948 году, вместе с так же покинувшим группу Лестером Флэттом, была основана группа Flatt and Scruggs and the Foggy Mountain Boys. Разрыв с Биллом Монро был не самый приятный, музыканты серьёзно враждовали, так что Скраггс и Лестер старались сделать звук, не похожий на то, что было в Blue Grass Boys. В 1949 записывается одна из самых известных блюграсс-тем: Foggy Mountain Breakdown.

Несмотря на то, что трехпальцевый стиль был пусть локально, но известен ранее, популярность к нему пришла именно в эти годы: с подачи Скраггса банджо стало солирующим и основным инструментом в блюграссе, звук банджо теперь выделялся и выходил на первый план. При этом композиции сочинялись специально под этот стиль и всячески его подчеркивали, чего ранее никто не делал. Именно поэтому трехпальцевый стиль впоследствии стал известен как стиль Скраггса, Scruggs-style banjo.

Между тем, с тенор-банджо ситуация тоже резко улучшилась в 60-х годах. Из-за резко возросшего интереса к ирландской музыке и огромнейшего коммерческого успеха группы The Dubliners ирландская музыка стала внезапно очень популярна во всем мире, а с ней возрос интерес к тенор-банджо, которое к тому времени стало популярным инструментом среди групп, играющих такую музыку.

Ну вот, на этом почти вся история эволюции банджо подошла к концу. В 50-х годах появилась возможность использовать для банджо пластик вместо кожи, что позволило сделать звук ещё более ярким и резким и избавило от кучи естественных проблем с кожей, которая была самым хрупким и ненадежным элементом этого инструмента. Практически все разновидности этого инструмента появились до 50х, включая банджо-контрабас и эксперименты Gibson с "электробанджо" в конце 30-х. Из новых вариаций на тему запомнилось разве что dojo - резонаторная гитара с грифом от 5-струнного банджо.

Большой банджо пост, часть третья. 1940 - наши дни. Кантри, фолк-возрождение и краткий гайд по выбору для желающих научиться играть Музыкальные инструменты, Банджо, Кантри, Фолк, Коллекция, Музыка, История, Видео, Длиннопост

Сейчас банджо активно используется в кантри и фолк-музыке, в основном американской и ирландской. Для тех, кто хочет приобрести себе банджо, но успел запутаться, вкратце опишу, что есть на рынке. Не считая различных очень специфических и редких видов банджо, которые предназначены для тех, кто точно знает, чего хочет от инструмента, в основном современные банджо делятся на два типа: 4-струнные тенор-банджо и 5-струнные банджо. Ещё есть 6-струнные банджо для тех лентяев, кто не хочет изучать новый строй и привыкать к нему (не рекомендую для кантри и американского фолка - струн-то 6, но бурдонной струны всё равно нет). 4-струнные обычно используются для ирландской музыки и джаза, 5-струнные - для американского фолка и кантри, но никто не помешает вам играть ирландскую музыку или джаз на 5-струнных инструментах (ну, кроме любителей строго придерживаться стиля - например на ирландских сейшнах народ ну уж очень косо смотрит на 5-струнные инструменты), а вот играть клоухаммером или многие роллы на тенор-банджо уже не выйдет - важной отдельной струны не хватает=) Так же все эти виды банджо бывают двух типов - с резонатором и open-back - банджо с резонатором заметно громче, так как отражает звук вперед от исполнителя, зато open-back существенно легче и имеет более "привычное" звучание для таких стилей исполнения, как тот же clawhammer. Ещё важной деталью, на которую стоит обратить внимание при покупке, если вы располагаете достаточными финансами - наличие тонринга. Это может заметно увеличить громкость инструмента и яркость звука, но банджо с тонрингом обычно не стоят дешевле 500$. При этом, если не сильно заморачиваться, можно купить за ~200$ неплохое китайское банджо от того же washburn или epiphone (а на барахолках ещё дешевле - тот же великолепнейший washburn для клоухаммера я брал на авито где-то полгода назад за 7 тысяч рублей). На инструменты советского лагеря вроде тех же музим не рекомендую обращать внимание - они могут стоить дешевле китайцев, но обычно находятся в печальном состоянии и имеют нестандартного размера пластик - достаточно тяжело будет сделать из них нормальный инструмент.


Так как сам я обожаю как американский фолк во всех его видах, так и джаз с ирландской музыкой, в моей коллекции на сегодня оказалось аж 6 различных банджо (и я хочу ещё парочку, хехе). Слева направо: китайский Martinez с нейлоновыми струнами (планирую делать безладовым), самодельное банджо "из поленки на коленке" (практически неиграбельно из-за того что использованная там кожа "ползет" постоянно и за пару недель после настройки натяжение кожи падает до неприлично низкого, а настраивать её - лютый геморрой), Gibson tenor banjo junior 1924/1925 года (США), Strunal 744 (Cremona, Чехия - кстати, продаю), Deering Goodtime II (США), Washburn B7 с вырезом под игру clawhammer-ом и схожими с ним стилями. В очереди на приобретение - в первую очередь longneck Сигера и нормальный безладовый инструмент (хотя скорее всего буду снимать с мартинеза лады).

Большой банджо пост, часть третья. 1940 - наши дни. Кантри, фолк-возрождение и краткий гайд по выбору для желающих научиться играть Музыкальные инструменты, Банджо, Кантри, Фолк, Коллекция, Музыка, История, Видео, Длиннопост

Ну и, напоследок, вот вам пачка хорошей музыки, где раскрывается звук банджо таким, каким он стал после всех эволюций инструмента.

Кантри

12 постов272 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Внезапно, запрещен оффтоп и если предложенный вами пост совсем не относится к кантри-музыке - в сообщество он не попадёт.


При этом, естественно, учитывается то, что "чистое кантри" - это очень размытое понятие и музыка на грани стилей (кантри-рок, поп-кантри, кантри-блюз) приветствуется.


Соответственно, не очень приветствуются войны на тему "трушности" той или иной группы в стиле "да это же не кантри, а ________ (впишите название смежного жанра) какой-то".