Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Общий план

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Мендельсон, грызущий ножку Оффенбаха. На пиджаке, конечно, неразлучимые обручальные колечки

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Автограф. Феликс Мендельсон Яков Людвиг

Феликс родился в 1809 году, в Гамбурге, во время французской оккупации когда Наполеон уже потихоньку сучил во сне своими коротенькими ножками в сторону Москвы. Будущий великий творец родился в семье банкира Авраама Мендальсона, который, в свою очередь, родился в семье знаменитого еврейского философа Мозеса Мендельсона, который придумал новую семитскую заумь - Хаскалу (еврейское Просвещение), и ходил и бубнил целыми днями себе под нос что-то, а потом и заперся в туалете. Туалет был на пять квартир, и через несколько часов нестройный хор соседей породил то, что потом назвали известной народной песней «Let my people go» (где есть, в частности, строчка - go down, Moses - спускайся, Моисей).

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Соседи поют, коротая время в ожидании дедушки Моисея

После этих трагических событий смотреть в глаза соседями было невозможно, и в 1811 году семья Мендельсонов рвёт всякую связь с эгоистичным дедом, принимает лютеранство и берёт фамилию Бартольди, переезжая в Берлин.

Юный Феликс растёт в творческой атмосфере - братья и сёстры его часто поют, глотнув из серванта какие-то папины снадобья, а также в дом попадают интересные гости - например Фридрих Гегель, который заходит к Аврааму одолжить рейхсмарку-другую и выпить наливочки, рассказывая про абсолютные логики, феноменологию духов и прочую дребедень; Гегель своим пьяным бормотанием напоминает им их сбрендившего дедушку, и всё семейство Мендельсонов с удовольствием его пускает, испытывая ностальгические чувства.

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Гегель любил подрассказать под рюмочку благодарным слушателям

Один раз Гегель так нализался, что не смог понять где он находится, упал на ковёр и отказывался вставать, а поднять грузного философа худосочная еврейская семья не могла, к тому же был шаббат, который они, уже будучи лютеранами, всё равно по привычке соблюдали (приятная привычка ничего не делать на выходных). Поэтому пришлось звать на помощь проходящих мимо граждан, среди которых оказался местный музыкальный педагог, композитиор и, судя по всему, сбытчик краденого Карл Цельтер, вынося гения философии из гостиной Мендельсонов, быстро договорился с Абрамом, что поставит им недорогое пианино, скрипку и губную гармошку. Накануне в Берлинском театре выдавили стекло в окне и ограбили окрестровую яму, но папа Абрам об этом не знал.

Так Феликс Мендельсон стал музыкантом. Параллельно фортепианному делу, уроки которого стал давать сам Цельтер, чтобы почаще бывать в доме Мендельсонов (контролируя, чтобы они не сдали талантливого педагога в милицию), Феликсу стал преподавать скрипку местный юродивый К. Хеннинг, который за связку копченых сосисок часами учил пиликать талантливого ребёнка. Летом Хенниг уехал бродяжничать с цыганами, поэтому учить Мендельсона стала девушка, которая выдавала себя за мужчину Эдуарда Рица, наклеивая себе усы. Этот маскарад стал причиной длительного недоумения и сомнений в себе юного Мендельсона, но он как раз и объясняет тот факт, что свой первый ре-минорный концерт Феликс посвятил Рицу.

Уже в 9 лет юный Мендельсон заслужил первые приводы в милицейский околоток, подравшись после своего концерта, и когда его вели в детскую комнату милиции, заломав руки, все выяснили, что у него очень мощный альт, поэтому вскоре состоялся его вокальный дебют. Примерно в это же время Мендельсон начинает сочинять музыку в больших объёмах, пытаясь отбить хоть немного родительские гулянки по субботам. В 1821 году Цельтер знакомит Мендельсона с Гёте, который как раз искал себе в шайку юного форточника, который бы мог влезть в узкие окошки подозрительных немцев.

Вместе они выставили квартирку композитора Вебера, который в этот момент был на премьере своей оперы «Вольный стрелок». Опера интересна тем, что рассказывает историю кроткого пастора, которого обманывает на рынке венгерская торговка и который со злости вступает в полк наёмников мушкетёром.

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Иллюстрация к либретто оперы «Вольный стрелок»

В эти годы помимо разной пацанской суеты Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр - это служит отличным прикрытием для совершения мелких квартирных краж, выставления аптек по ночам и всякого такого. Из музыкальных сочинений этого времени — Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианные квинтет и секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника», про прокурора и адвоката, которые вместе ведут процесс суда над крестьянином, похитившем для личного пользвования часть эротического фонтана из городского сада. Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, становится плодотворным музыкальным сотрудничеством, к тому же Мошелес становится отличным поставщиком кошерных товаров для Мендельсона, который не в силах отказаться от еврейских обычаев.

В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж, надеясь примером арестованных клошаров выбить из сына криминальные наклонности. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени — Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер, которые часто дрались на мероприятиях, а потом мирились и выпивали (конфликты в основном происходили по ерундовому поводу - из-за похожих имён).

Мендельсона показывают ректору Парижской Консерватории Луиджи Керубинишвили, надеясь получить педагогическую оценку возможноси исправить молодого талантливого хулигана. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, и он несколько раз плюнул прямо под крышку рояля, чем он сильно разозлил французскую консервативную публику, но заработал некоторый авторитет среди неоклассицистов.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте (на самом деле они уже провернули несколько удачных делишек, но всё без свидетелей). В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. Это здорово отвлекло внимание от того, что у поэта вся гостиная была заставлена крадеными пианино - их якобы арендовали, чтобы исполнять фортепианный концерт Мендельсона. В последующие недели их успешно сдают грузинским перекупщикам в Поти.

В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса, в которой Камачо - чистокровный индеец племени Команчи, приехавший в Италию в трюме торговой шхуны «Маркиз Багетто».

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Straße 3, с музыкальным залом. Мендельсону отлично подходит прикрытие хорошего исполнителя и композитора для сбыта крупных краденых инструментов. Традицией становятся субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей, половина из которых зазывается уличными пацанами для оценки и последующей покупки инструментов.

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Воровская сходка под предлогом репетиции. Берлин, 19 век

В 1826 году Мендельсон пишет увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах. В его интерпретации история рассказывает о пяти крестьянских семьям, которым снится один и тот же сон про котика, бегающего на задних лапах, который в конце концов приводит их к зарытым сокровищам Аттилы.

1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил вор в законе Гаспаре Спонтини (на самом деле это был индус Гавискур Спонитин, работник милиции под прикрытием). Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, милицейских рейдов, и даже облавы прямо посреди премьеры, на которой задержали членов сразу четырёх группировок Берлина, представление срывается. В дальнейшем на сходняке сёрьезных граждан Феликса вежливо попросили больше опер не писать, и он на всю жизнь сосредоточился на инструментальной музыке.

В том же году Мендельсон по решению авторитетов поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля, вспоминая этого милого увальня на полу своей гостиной.

В 1823 году бабушка подарила Феликсу копию манускрипта «Страстей по Матфею» - сочинение Баха, в котором апостол забрасывает христианское мучение и становится бригадиром сантехников в Риме, и находит в канализации доказательства того, что Ромул и Рэм, основатели Рима, были вскормлены не волчицей, а семейством барсуков. По понятным причинам это сочинение Баха не было представлено публике тогда, но Мендельсон загорается идеей его поставить и продирижировать. Цельтре был резко против, считая, что этот может привлечь ненужное внимание к Берлинской канализации, где преступное сообщество хранило в кожаных портфелях свой общаг. Компромисс был найден и первое представление состоялось, хоть и в урезанном формате. Исполнение ждал большой успех.

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Афиша к «Страстям по Матфею»

Мендельсон в ходе карьеры много путешествует по Италии, заводя многочисленные связи с преступным сообществом Верди, и много раз выступает под прикрытием концертов посредником между семьями каморры и мафией. Воспоминания об этой серьёзной и ответственной работе находят отражение в «Итальянской симфонии». Также он заводит связи с шотландскими бутлегерами и английскими контрабандистами и пишет про них «Фингалову пещеру», «Морская тишь и счастливое плавание», «Шотландскую симфонию».

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV не без давления крупных бандитов Германии приглашает Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии, а для этого необходимо было замкнуть крупшнейшие контрабандные потоки на городе. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и стать смотрящим за соборным хором.

Однако крыша композитора начинает «протекать» под давлением церковной мафии и реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречает яростное сопротивление. Он решает выйти из дела и вернуться к концертной деятельности, что требует большого выкупа у авторитеов и полиции.

В 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом, на самом деле для того, чтобы сдать Скотланд-Ярду крупных скупщиков Туманного Альбиона, обезопасив себя и семью по программе защиты свидетелей. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь». В каждой из них есть фигура еврейского дедушки-философа.

Однако, выйти из дел ему так просто не дают, назначая «дембельский аккорд». В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия», про Илью-пророка, к которому за предсказанием едет Чингисхан. Но это всё оказывается лишь прикрытием для того, чтобы обчистить квартиры всего высшего духовенства, приглашённого на премьеру оратории, которая специально для этого длится семь часов.

В 1847 году здоровье Мендельсона начинает сбоить и он в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме, сдавая последних английских коллег по опасному бизнесу в обмен на вагон контрабандной пахлавы, которую хочет оставить дочери как приданое.

В последние годы жизни Мендельсон пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женей Линд (1820—1887), которой он протежировал с 1844 года. Певица - дочь известного швейцарского бандита Линда, который под прикрытием шоколадной фабрики строит завод по производству взрывчатки и снабжает все экстремистские организации Европы. Композитору папа Жени ставит ультиматум - либо Феликс разводится, женится на Жене и налаживает бизнес семьи в Америке, либо ему по старинной швейцарской бандитской традиции ноги вставляют туда, где руки, и наоборот. Измученный невозможностью сделать выбор, Мендельсон пишет концерт для скрипки с оркестром ми минор, ставший признанным шедевром мировой музыки.

Большая драка композиторов. XVIII. Мендельсон Биография, Рисунок, Графика, Линер, Рисунок ручкой, Современное искусство, Начинающий художник, Рисование, Длиннопост

Один из главарей швецарского преступного мира Линд

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет при таинственных обстоятельствах умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Зная, что преступный мир его не отпустит, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию, пытаясь найти и убить папу Линда, но того надёжно охраняют на шоколадной фабрике. 28 октября в Лейпциге изрешечённое пулями тело композитора высаживают неизвестные на вокзале. Коронеры записывают устанавливают личность Мендельсона и пишут в графе причины смерти «двойной инсульт». Великого композитора хоронят в закрытом гробу. Так ушёл великий талант.

В доме на Гольдшмидтштрассе 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона, где все могут увидеть его шляпу и револьверы. А также дирижёрский жезл, по-бандитски заточенный с одной стороны.