БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой

Читайте ранее:

Плавучее семейство. ПТ-76 и БТР-50П

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД

Доспехи крылатой пехоты-2. Поздние БМД

БМП-1. Образованный, революционер

БМП-2. Лучше меньше, да лучше


Почти параллельно с завершением разработки БМП-2 её главный конструктор А.А. Благонравов, прекрасно понимая и осознавая критические недостатки БМП-1 (негодное орудие, слабая бронезащита) и практически готовой БМП-2 (слабая бронезащита), принимает решение начать разработку новой машины, которая сможет защитить экипаж от большей номенклатуры угроз и при этом быть способной и танку лицо сломать. Ну или хотя бы борт. Про лёгкую бронетехнику я вообще молчу. Он санкционировал проведение научно-исследовательских работ (НИР) его Специального конструкторского бюро Курганского машиностроительного завода (СКБ КМЗ) совместно с Всесоюзным (ныне всероссийским) научно-исследовательским институтом транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш). Целью этих НИР было определение достижимого уровня требований к основным боевым свойствам будущей БМП. Результатом стало появление первоначальных тактико-технических требований (ТТТ) к новой машине. Тема получила название «Басня». Было это в 1979 году. К этому моменту уже началась невероятно тяжёлая и долгая история разработка БМП-3, длившаяся столько же, сколько и разработка М2 Bradley – 15 лет. Правда, в отличие от описанного в «Войнах Пентагона», затянулась разработка не из-за бюрократии. А из-за чего? Давайте узнаем.


А давайте впихнём невпихуемое!


Первым камнем преткновения стало расположение двигателя. В БМП-1 и 2 двигатель располагался спереди, что позволяло защитить экипаж без навешивания большого количества брони, однако вследствие нецентрального его расположения имело место некоторое нарушение центровки вперёд. Благонравов принял решение перенести двигатель назад, расположить МТО поперечно, в надгусеничных полках разместить обслуживающие системы, а лоб защитить бронёй, способной выдерживать в лоб любую существующую или перспективную автоматическую пушку вероятного противника, а в борт – обстрел из 12.7 мм с любой дистанции. Потому что терять двигатель после первого же пробития чем-то мало-мальски серьёзным – не комильфо, даже если люди живы, ибо помимо возможности ездить машина теряет и большую часть своих боевых возможностей. А что творил (да и творит) тот же ДШК с лёгкой бронетехникой называется не иначе как мясорубкой.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Это американский БТР М113, обстрелянный 12.7 мм (неизвестно, из какого оружия, но и не важно в принципе). На второй картинке – тыльная сторона другого борта. То есть пуля пробивает броню, а дальше летит и ударяется о другой борт, кувыркаясь при этом. Что происходит в таком случае с десантом и экипажем – додумайте сами.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Собственно говоря, сии новаторства вызвали внутри коллективов СКБ и ВНИИтрансмаша серьёзные разногласия, дошедшие до уровня Главного Бронетанкового Управления (ГБТУ) и даже минобороны, то есть, по сути, до заказчика. Точку поставила макетная комиссия – поперечный МТО был меньше по размерам (1200 мм против 1800 у продольного) и обеспечивал более удобное размещение десанта.


Следующим генератором проблем стала силовая установка. Изначально хотели воткнуть бесступенчатую коробку передач (в духе современных роботизированных КПП, ставящихся на кредитоповозки, предназначенных для езды по пробочкам), однако на дворе у нас начало восьмидесятых, и в стране с такими штуками пока туго. Зато есть относительно классическая гидротрансформаторная четырёхступка (подобные коробки ставят в основном на машины высокого класса, так как они требуют дорогого обслуживания и профессиональных рук, а не деффачек, которым папик мафынку подарил).


Дальше нужно было выбрать двигатель. Вариантов имелось ровно один – 2В-06, всё та же вариация старого доброго В-2 от Т-34. Но в новое МТО он нормально уже не лез, необходимо было также переработать системы сопряжения двигателя с ходовой и КПП. Да и движок всё же был новый, хоть и на старой базе, и стоял вопрос, где его производить. По такому поводу Благонравов быстренько дотрещался с главным конструктором Барнаултрансмаша Б.Г. Егоровым, и тот сделал ему подходящий двигатель УТД-29. И всё бы хорошо, но двигатель сей был без турбонаддува, отчего НИИ двигателей, военно-промышленная комиссия (ВПК) и 46-й НИИ минобороны несколько удивились и поспешили выразить своё возмущение. Оно и неудивительно, так недавно было принято решение о том, что бронетехника должна иметь турбонаддув, а тут, панимаишь, какой-то конструктор не любит Форсаж. Однако соотношение размера и массы МТО, а также объём необходимых переделок 2В-06 оказались таким, что начальству пришлось согласиться. Тем не менее, под турбонаддув всё же МТО проработали.


Ну а раз уже силовую установку перелопатили, то надо и ходовую тогда переделать, чего уж там, новую машину всё же делаем. В первую очередь поменяли полые односкатные катки от ПТ-76 на двускатные. Во-вторых, приспособили под них гусеницы, добавив резиновые дорожки. В-третьих, установили для движения по воде хороший, годный водомёт вместо эрзац-водомёта ака перемотки гусениц.


Следующей фичей стал комплекс вооружения. Собственно говоря, тут нагородили целую гору вариантов. Началось всё с безобидного добавления АГС-17 к комплексу от БМП-2. Однако забраковали, ибо на новую машину суть старое вооружение вешать? Нет пути! И понеслась. ЦНИИточмаш предлагает 45 мм, ЦНИИтрансмаш – 76-мм средней баллистики. Но наше старое знакомое тульское КБ Приборостроения решило упороться чем-то очень тяжёлым, ибо они предложили… 100-мм орудие низкой баллистики (то есть с низкой начальной скоростью снаряда и навесной траекторией) с возможностью пускать из ствола ПТУР Бастион. Особенностью сего ПТУРа было наведение по лазерному лучу и телеуправление, а не управление по проводам. Собственно говоря, это орудие позволяло унифицировать боеприпасы (в том числе и ПТУР) с Т-55, а именно со знакомым любому игроку в World of Tanks орудием Д-10Т2С.


Ну как унифицировать - всё же заряд там отличался, но вот снаряд был непосредственно от этой пушки и содержал полтора килограмма взрывчатки, что как бы очень много – ББМ рвёт за секунды. Да и стрелять можно прямо на ходу или на плаву на большие расстояния. БК совсем махонький – 22 снаряда в механизированной укладке и ещё 18 в укладке под десантниками, + 8 ПТУРов (3 из них – первой очереди). Ракеты вроде как вышли годные, и ожидали от них бронепробиваемость порядка 500 мм гомогенки, чего хватало на любой ОБТ, особенно если на нём нет ДЗ и он соизволит подставить борт, даже под углом. Ну или Абрамс в ВЛД при удачных раскладах, ибо там всего 80 мм, которые из-за практически девяностоградусного наклона к вертикали превращаются в 600+ мм.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Собственно, Суворов о таких удачных раскладах рассказывает:


Впрочем, и ПТУР 9М117 могущество действия по цели остается довольно значительным. Однажды в ОАЭ мне пришлось наблюдать результат попадания такой ракеты по танку Т-62 на полигоне Макатра (Maqatra). Ракета угодила в ствол пушки танка. Образовавшаяся кумулятивная струя пробила стенку ствола пушки, затем лобовую броню башни танка, находившуюся в полуметре от ствола пушки, снесла в танке все оборудование и пробила броню задней стенки башни и ушла. В общей сложности получилось, что кумулятивная струя ракеты пробила три преграды толщиной более 600 мм, разнесенных друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 метров, это не считая оборудования в башне, которое все оказалось на полу. Если бы я сам не был этому свидетелем, то с трудом бы поверил, что на такое способна обычная 100-мм ПТУР «Бастион», оснащенная простой кумулятивной боевой частью.
Справедливости ради, я отношусь к этой истории крайне скептически, поскольку воздух значительно ослабляет кумулятивную струю, на чём основано действие разного рода противокумулятивных экранов, которые активируют её при попадании в них, в результате чего вся бронепробиваемость сгорает буквально в считанных сантиметрах воздуха между экраном и бронёй. Но вернёмся к БМП-3.

На фоне сего великолепия спаренное с 2А70 30-мм орудие 2А72 выглядит бледно. Ну 500 снарядов, ну зажигательные осколочно-фугасные снаряды, ну бронебойно-трассирующие (4:1 соотношение), ну 300 выстрелов в минуту непрерывно либо очередями по 10 выстрелов, ну образуется при стрельбе ЗОФС зона сплошного осколочного поражения радиусом от 2.5 до 4 м. Пфе, мелочи какие.


И это ещё не всё, в наличии 3 ПКТ, из них два во лбу с небольшими (градусов 30 в каждую сторону) УГН и УВН (-5…15) для десанта, ибо таки реализовали активное размещение десанта, чего не сделали на БМП-1. Остальных мотопехотинцев тоже не обделили возможностью пострелять, ибо напихали амбразур. А третий ПКТ спарен с комплектом пушек, шоб несчастная пехота противника имела выбор, от чего бы ей умереть. При этом сей блок имеет УВН -6…+60 градусов, дабы и в небоскрёбе, и в горах спрятаться нельзя было. Но и это не всё, ведь в наличии ещё АГС-17.


А чтобы экипаж мог всё это добро использовать, ему дали целую гору разнообразных дальномеров, прицелов и прочей электроники, обозвав всё это дело автоматизированной системой управления огнём (СУО), позволяющей в том числе и ПТУРом гасить загулявшую вертушку или танчик на большом расстоянии даже ночью.


Что касается брони – завезли нам защиту лба от 30-мм пушек с расстояния 300 м, а бортов от 12.7-мм пулемётов. Но тут есть два но.


Первое: броня алюминиевая, что вызвало целую кучу проблем с налаживанием производства, ибо столько алюминия, нужного много где, в СССР не производили по причине того, что негде, да и КМЗ не умел с ним работать. Тем не менее, решили все вопросы. Параллельно шла проработка ДЗ. Алюминий обеспечивал машине возможность авиадесантирования и плавания за счёт снижения массы относительно броневой стали. Дополнительную защиту обеспечивает оборудование для самоокапывания.


Второе: во лбу у нас баки. Сделано это было, чтобы машина не тонула, ибо заднее расположение двигателя создавало дифферент на корму. Да и защиту экипажу от кумулятивов баки эти дают, так как их корпус содержит специальный материал, позволяющий и сдерживать кумулятив, и не давать топливу гореть при поражении бака. Хотя справедливости ради, попадание кумулятивного снаряда всё равно с высокой вероятностью превратит нашу БМП в груду металла.


В остальном, прекрасная маркиза, всё стандартно. Корпус герметичный, оснащён противоатомной защитой с фильтровентиляционной установкой (ПАЗ с ФВУ). Для десанта имеются двери в корме и люки на крыше для эвакуации на плаву.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП
БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Сравнение размещения десанта и экипажа в БМП-1\2 и 3. В трёшке мехвод спереди по центру, командир и наводчик в башне. Остальные – десантура, причём десантники справа и слева от мехвода имеют свои пулемёты для стрельбы вперёд. На третьей фотке собственно процесс десантирования.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Ходовая, помимо новых гусениц и катков, получила также электромеханический механизм изменения клиренса. Это позволяло машине садиться на специальные лыжи, необходимые для десантирования с воздуха. В отличие от БМД гидропневматической подвески здесь нет, ибо жирная и не слишком надёжная


Я родился!


Первая выкатка состоялась ещё до утверждения итоговых ТТТ, в 1978 году. К удивлению всех заводчан, машина, получившая наименование Объект 688, поехала, а потом и сразу поплыла. К этому времени ещё не утвердили состав вооружения, но шасси было частично готово. Частично, поскольку почти сразу вылезло множество багов, которые начали править, собирая параллельно ещё два образца. Узнав о сём событии, в Курган понаехали высокие начальники ГРАУ и ГБТУ (Главные ракетно-артиллерийское и бронетанковое управления Минобороны соответственно) и несколько замминистров. На заводе их уже ждали.


Тут я себе позволю небольшое лирическое отступление. Из известных законов Мёрфи есть одно любопытное следствие, называемое эффектом демонстрации или визит-эффектом. У нас сей эффект называли генеральским. Заключается следствие в том, что если испытания безупречно работающей системы проводятся перед заказчиком, то она обязательно даст сбой. Примеров из истории можно привести множество. Вон, в 15 году перед парадом Армата заглохла напротив мавзолея. Или тогда же неполетевшая ракета на дне ВМФ. В 1998 году погиб на испытаниях вертолёта Ка-50 генерал-майор Борис Воробьёв. Своеобразным примером генеральского эффекта считают катастрофу борта польского президента Качиньского под Смоленском в 2010 году, так как в одном самолёте собралось чуть ли не всё высшее руководство Польши.

Неудивительно, что никто не любит начальство, его всячески стараются от новой техники сбагрить. Так поступили, например, на Байконуре в мае 1987 года. На 12 мая был запланирован один из самых важных (как тогда казалось) пусков в истории всей советской космической программы, а именно шли лётные испытания новейшей многоцелевой сверхтяжёлой ракеты Энергия. О ней вспоминают в связи с единственным полётом советского многоразового орбитального самолёта Буран, который на орбиту выводился именно этой ракетой. Однако первый полёт Энергии должен был состояться с массо-габаритным макетом боевого орбитального лазера Скиф. Макет же назывался Скиф-ДМ или Полюс. В это же время на космодроме находился генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Конструкторы ракеты и сотрудники космодрома, понимая риск, приняли решение отложить пуск на 15 мая, когда Горбачёв будет уже в Нью-Йорке, сославшись на технические проблемы. И надо сказать, что это их спасло, но лишь частично. Ракета отработала на отлично, полностью справившись со своей задачей, выведя Полюс на расчётную высоту отстыковки. А вот макет на орбите задержаться не смог – подвели двигатели орбитального маневрирования, которые неправильно отработали, не дав аппарату закрепиться. Он сгорел в атмосфере. Чем-то схожая история случилась и с БМП-3.


Глава ГБТУ генерал-полковник Потапов сел за рычаги, а остальные устроились в десантном отсеке. Разобравший с КПП, он начал знатно гонять машину, постоянно играясь с передачами. После сеанса вождения по неподтверждённой информации он радостно заявил «Объект 688 валит!» и уехал, забрав с собой комиссию. А заводчане обнаружили под днищем льющееся из КПП тонкой струёй масло. Поиграйся Потапов ещё чуть-чуть с передачами – коробка бы развалилась. Новейшая трансмиссия вообще доставляла целую гору проблем, так как работать с ней попросту в стране не умели.


Да и с машиной хватало неприятностей. Одну утопили (тоже генеральский эффект – на испытания присутствовали все, в том числе и генеральный конструктор. Однако на сей раз вину свалили на женщин, присутствовавших на испытаниях), одна навернулась с большой высоты на землю и разбилась из-за оторвавшейся стропы парашюта в ходе испытаний десантирования, другая сгорела после того, как «двигатели мягкой посадки» во время приземления подожгли под ней траву, и огонь перекинулся на аппарат.


В ходе испытаний ПТУРов выяснилось, что ракеты летят в цель плашмя. Виной тому оказался дульный компенсатор, выполненный в виде скоса на конце ствола. Его убрали.


После выяснилось, что в колее и на жёстком покрытии постоянно сбрасывались гусеницы. Оказалось, что траки недостаточно жёстки. Времени на комплексное исправление проблемы не оставалось, так что для упрощения их попросту стягивали специальными зажимами.


В марте 1985 года начались госиспытания машины, происходившие по всей стране – от Кубинки до Армении, от Закавказья до Сибири. Шло тяжело, постоянно что-то ломалось, да и присутствие представителей КМЗ требовалось постоянно, ибо необученные экипажи не могли полностью реализовать возможности машины. В ходе испытаний продолжали вносить доработки. Изменили положение воздухозаборника, перенеся его на башню; чуть переделали систему торможения.


Одновременно две машины проходили морские испытания. Их проводили в Севастопольской бухте и на специальном полигоне морской пехоты. Во время испытаний на плаву иногда волнение моря доходило до трех баллов. Тем не менее «объект 688» продемонстрировал отменную мореходность и хорошие результаты стрельбы на плаву. Огонь велся из всех видов оружия и всеми типами боеприпасов. В качестве цели использовался танк Т-55 снятый с хранения. После этих стрельб танк пришлось списывать -результаты стрельбы из оружия новой БМП превзошли ожидания, в том числе и тех, кто разрабатывал машин. Так, например, после стрельбы по танку из положения на плаву из 30-мм автоматической пушки с дальности 1500 м, с танка было сметено все, что крепилось снаружи башни и корпуса, приборы наблюдения и прицел были разбиты, 100-мм пушка танка была пробита в четырех местах. Кроме того, на верхнем лобовом бронелисте появились трещины, В общем, комплекс вооружения новой БМП получил одобрение госкомиссии, после чего все основное внимание переключили на испытания и доводку шасси.


Количество серьёзных отказов, составившее поначалу 17, сократилось до 5, а потом и до проходного одного. Весной 1987 года на коллегии Министерства обороны было принято решение рекомендовать «объект 688» для приема на вооружение. Было подписано соответствующее Постановление Совета Министров и ЦК КПСС, а 1 сентября 1987 года приказом министра обороны СССР машина под индексом «БМП-3» была принята на вооружение для оснащения частей и подразделений Сухопутных войск и морской пехоты.


Варианты


В машину был заложен огромный потенциал для модернизации. И модификации начали разрабатывать фактически параллельно.


Начали с командирской машины, в которую пихнули радиста, столик для командира, карты. Всё как обычно.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

БМП-3Ф индонезийцев


Для морпехов машину немного доработали, отобрав оборудование для самоокапывания, увеличив волноотражательный щиток и добавив воздухозаборник. Обозвали это БМП-3Ф.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

БРМ-3. Сходу видно отсутствие 2А70 и курсовых пулемётов


В Рубцовске с использованием арегатов БМП-3 построили новую разведывательную машину – БРМ-3К «Рысь». Она очень серьёзно отличается от бмпшки. Тут вам и стальной корпус вместо алюминия, и отсутствие 100 мм орудия, и иная ходовая. Зато МТО и водомёты взяты с БМП-3 без изменений. Отобрали и механизм изменения клиренса. Экипаж – 6 человек. Что интересно, исходная версия боевого модуля БМП-3 с двумя пушками предполагалась как раз для БРМ, которая должна была действовать глубоко в тылу противника, без поддержки артиллерии или авиации.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

БРЭМ-Л


Для инженеров построили бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Л Беглянка. Машина способна полностью обеспечивать БМП-3 топливом, ремонтом (вплоть до замены башни), эвакуацией. Да и бульдозером поработать можно.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

2С31


Ещё на шасси БМП-3 поставили новую башни и впихнули в неё 120 мм орудие. Получилась плавающая самоходка 2С31 Вена. А вдохновившись Веной, курганмашевцы запилили целую гусеничную платформу для установки всяких ПТРК.Хотели ещё 152 мм гаубицу сунуть, обозвав это Пат-С, но не срослось.


Постепенно разработчики поняли, что машина хоть и остаётся до сих пор самой мощной в классе, всё же начинает устаревать. Начался поиск решений. Решили сделать модульную схему модернизации, дабы заказчик мог улучшать то, что ему нужно. Тут и новая электроника, и увеличен ресурс ствола в полтора раза, и броневые экраны, даже комплекс активной защиты Арена-Э. В связи с доработками воткнули и движок помощнее, уже на 660 лошадок. Обозвали БМП-3М.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

БМП-3К со Шторой (выделена зелёным). Красным выделены курсовые пулемёты


Потом поставили на машину Штору-1, знаменитые красные глаза Т-90. Говорят, что на испытаниях с расстояния 3 км ни одна ПТУР цели не достигла.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

На первой фотке БМП с Бахчёй и броневыми экранами. На второй – с динамической защитой

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

В 2001 году машину обмазали динамической защитой Кактус, а потом и сунули боевой модуль Бахча-У, но как-то не срослось, во всяком случае о БМП-3М с этим БМ в армии РФ ничего особо не слышно. Зато слышно в ОАЭ.


В 2015 году показали ещё две вариации БМП-3.


Одна из них - БМП-3 “Деривация”. Особенность этой машины состоит в её вооружении, состоящем из 57-мм орудия АУ220М “Байкал” и спаренного с ней пулемёта ПКТ. Пушка эта когда-то была зенитной, так что Деривация может и за вертушками, а то и самолётами поохотиться, тем более что зенитный вариант предусмотрен. Фишка в том, что 57-мм пушка куда больнее бьёт по пехоте, чем 30 мм. Да и по лёгким укреплениям могущество повыше. Вместе с тем, машина лишилась противотанковых ракет и ещё более мощных 100-мм снарядов, так что выбор вооружения в общем неоднозначный. Зато боевой модуль необитаемый и может ставиться на, например, Т-15.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Деривация as is, на второй фотке боевой модуль крупным планом

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Ещё одна машина - это БМП-3М “Драгун”. Здесь всё любопытнее. Изначально нам показали вариант с аналогичным вооружением оригинальной БМП-3, то есть 100-мм + 30-мм орудия, но при этом новая необитаемая башня сдвинута назад, а на передних местах сидит экипаж, весь десант находится за башней, моторно-трансмиссионное отделение же перенесено вперёд. Спустя год появилась информация о том, что Драгун может получит экраны от “Курганца”, а также может получить на вооружение боевой модуль от Деривации, а также, внимание, 125-мм орудие. Про последний вариант информации крайне мало, а найти удалось лишь шакальный фотоснимок, на котором что-то очень похожее на башню от “Спрута-СД” (про него будет статья тоже) на шасси БМП-3. Судя по всему, сухопутные военные захотели себе свой аналог десантного Спрута.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

На первой фотке БМП-3М обр. 2015 года. На второй — обр. 2016 года, заметны экраны от Курганца. А на третьей, шакальной фотографии — машина, подозреваемая в наличии боевого модуля от Спрут-СДМ на корпусе от БМП-3 и вооружённая 125-мм орудием.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП
БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Отдельно следует сказать БМП Type 97 китайского производства. НОАК нужна была новая БМП, и они заказали у России некоторое количество трёшек для изучения. Спустя несколько лет они выкатили уже свою собственную машину, похожую на БМП-3, использующую ряд агрегатов, но всё же копией не являющейся.

БМП-3. Ребёнок с трудной судьбой Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, БМП

Китайская БМП Type 97 ака ZBD-97 ака ZBD-04 (поди пойми этих китайцев, как они там у себя классифицируют). Хорошо заметен боевой модуль, почти без изменений перекочевавший с БМП-3 и также хорошо заметен абсолютно другой корпус.


Долгий путь к признанию


Первые серийные БМП-3 в количестве 11 штук передали на опытную войсковую эксплуатацию в Белорусский ВО. Там машина себя неплохо зарекомендовала, но проблемы всё ещё лезли, в частности отметили течи ГСМ, что поправят несколько лет спустя по итогам эксплуатации в ОАЭ.


На испытаниях БМП-3 зарекомендовала себя на отлично, курганмашевцы разом получили целый ворох приказов об обеспечении как можно более быстрой организации серийного массового производства. Однако перед ними встал целый ряд технологических проблем. Во-первых, сварка алюминиевой брони. Это тяжко, это долго, это необходимость в хорошо обученных кадрах и новых технологических процессах. Во-вторых, нужно было ощутимо расширять производство, ведь производство БМП-3 в 2.5 раз более трудоёмкое, чем БМП-2. Однако страна рухнула, утянув за собой военно-промышленный комплекс, и стало совсем не до того. В результате сделали порядка 150 машин, почти все из которых уехали в Сибирский ВО.


Зато на рынке зарубежном машину ждал определённый успех. Началось всё с Парада Победы 1990 года в Москве. Военное начальство допускать сырую новую машину не хотело, ибо вероятность провала и без того была высока, ведь впервые по Красной площади должны были пройти Т-64Б с их известной репутацией. Однако после некоторых доработок (в частности, сняли систему изменения клиренса) БМП-3 всё же допустили к параду, проведённому безупречно.


Так совпало, что в это же время в Москве присутствовал командующий сухопутных войск ОАЭ генерал аль Рьяни. Его задачей было дотрещаться о закупке БМП-2, однако переговоры зашли в тупик – больно у нас не хотели ставить на машину французский тепловизор. Увидев новую машину на параде, делегация пришла в восторг и поспешила обратиться к Росвооружению для заключения контракта на испытания и последующую покупку большой партии машин. ВПК, как обычно, начал от новой машины открещиваться, прикрываясь секретностью и даже заявляя, что «мы не мы и бронемашины не наши». Однако арабы, проявив несвойственное им упорство (все же помнят арабо-израильские войны?), всё же продолжили стоять на своём, предъявляя пруфы и просьбы. Их не остановили даже аргументы о сырости и недоведённости машины. В результате спустя год – в мае 1991 – в ОАЭ прибыла советская военная делегация, и решение об испытаниях было таки принято. Они должны были начаться спустя месяц. На деле же они начались спустя два месяца, так как нужно было немного модифицировать машины под те условия, к которым её не готовили. Всё же пустыня – не Западная Европа.


И вот в конце предгрозового июля 4 БМП-3, военная делегация и делегация курганцев в лице специалистов и 4 экипажей прибыли в ОАЭ. Испытания начались. По условиям БМП-3 должны были проехать по пустыне более 1000 км и проезжать там, где проезжал Land Cruiser аль Рьяни. Раз в несколько часов машины останавливались, проводились замеры температуры всего подряд. Работники КМЗ фиксировали все замечания. В первый же день на кавалькаду машин обрушилась песчаная буря, в своё время загубившая британские БМП Warrior и американские Bradley. Наша же машина выдержала её с честью. Дальше были стрельбы, которые, несмотря на максимальные требования по дальности и времени подготовки, прошли успешно.


Арабы были впечатлены и тут же заявили, что хотят эту машину, но с доработками, направленными на адаптацию БМП-3 к условиям Аравийского полуострова. Однако дело было 19 августа 1991 года, то есть ровно тогда, когда СССР де-факто (но пока ещё не де-юре) рухнул вследствие госпереворота. И всё же контракт был заключён – в условиях резко и мгновенно сократившегося финансирования КМЗ, как и большинство крупных заводов по всему бСССР, начал стремительно загибаться и требовал спасения. Так доработанные БМП-3 появились в армии ОАЭ. А потом была выставка IDEX-93. В ходе которой машину закупили Кипр, Кувейт и Южная Корея. Последние несколько удивились проходимости свежеприобретённой машины, ибо преодолевала она адовые говна и препятствия похлеще корейского ОБТ К1.


А арабы, закупив новые машины, поняли, что без спецов не обойтись, и решили организовать школы для обучения экипажей с привлечением уже российских представителей. Парадоксальная ситуация – разработчики и армейцы знали о своей технике и особенностях её эксплуатации не шибко больше новоявленных эксплуатантов. Пришлось осваиваться на ходу, ведь на Родине машина стояла на вооружении одного мотострелкового полка в Сибири. Потому любые данные, любые косяки были необходимы для делегации, хоть и больно били по престижу техники. Правда, арабы, ругая относительно ненадёжную технику, забывали о том, что сами они машину новую ещё нормально не освоили, да и гоняли нещадно. Приехав в ОАЭ, курганцы схватились за головы – за первые три года эксплуатации новой техники в Бронетанковой школе (БТШ) армии ОАЭ были израсходованы все ресурсы основного вооружения имевшихся в ней БМП-3. В то же время в других подразделениях, имевших на вооружении БМП-3, расход ресурсов вооружения составил приблизительно 10-15% от гарантийного. А что творилось в это время в российской армии, вступившей в это же время в ПЧВ, известно всем.


Но репутацию советской техники спасли французы. Всё дело в том, что параллельно в ОАЭ поступили такни Leclerc, основной фишкой которых была невероятная насыщенность электроники. Ну и барабан, да. Так вот, 2 декабря 1996 года на параде в столице ОАЭ Абу-Даби генеральский эффект сработал уже на французах – новейший ОБТ встал практически рядом с трибуной. Потом, конечно, поехал, но выводы были сделаны. Спустя чуть больше полугода по Елисейским полям прошли ощутимо упрощённые и ограниченные танки. А вот БМП-3 прошли перед президентом эмирата (неспроста с маленькой буквы, так как эмират – это аналог нашего федерального округа, то есть административно-территориальная единица, а не название) без единой заминки – все 200 штук.


Наши машины показали куда более высокую ремонтопригодность, хотя и содержали ряд доработок относительно тех, что служили дома. Тут и отсутствующая система изменения клиренса, и новые гусеницы, и иной ведущий каток, и французско-белорусский тепловизор Namut, и новые бойницы под М16А2, и кондей, необходимый при температуре за бортом 50+ градусов. Но целый ряд доработок был произведён уже после прибытия российских специалистов.

Продолжение в комментариях...


Источник: Cat_Cat Автор: Александр Старостин

Личный тег автора в ВК — #Старостин@catx2


Оглавление Cat_Cat

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения