Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери»

Подписанный 6 февраля 1922 года, «Договор пяти держав» ненадолго остановил военно-морскую гонку вооружений. Страны, заключившие Вашингтонское соглашение, не могли строить линейные корабли. Это стало причиной интенсивного строительства тяжёлых крейсеров. Лучшим в мире «вашингтонским» крейсером стал французский Algérie («Альжери»), который являлся воплощением уникальных технических решений.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

История создания


После Первой мировой войны самым вероятным противником по мнению французских офицеров считалась Италия. В 1927 году на воду был спущен итальянский тяжёлый крейсер Trento, который превосходил французские Suffren и Duquesne. Получив сведения о строительстве крейсеров типа Zara, Генеральный штаб ВМС Франции решился на постройку корабля, который сможет составить конкуренцию «итальянцам».


Главными требованиями нового проекта были усиленное бронирование и скорость свыше 31 узла. Калибр орудий не обсуждался, так как все страны-участницы Вашингтонского соглашения старались придерживаться максимального предела ограничений. На вооружении должны были состоять 203-мм орудия.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Схема крейсера Algérie


Первоначальный проект был отправлен на доработку по причине того, что он фактически был дальнейшим развитием тяжёлых крейсеров типа Duquesne со всеми его недостатками. Второй и третий варианты представляли собой корабль с современной силовой установкой и усиленным бронированием. Третий проект отличался линейным расположением котельных отделений, что позволяло сэкономить вес и увеличить внутреннее пространство. Генеральный штаб, понимая меньшую живучесть такой энергоустановки, всё же принял третий вариант.


В бюджете 1930 года уже был предусмотрен пункт «строительство тяжёлого крейсера». Заказ на постройку проекта «PN 141» был выдан 28 мая 1930 года верфи Arsenal de Brest. В этом году отмечался юбилей — ровно 100 лет назад французы колонизировали Алжир. В честь этого события новый крейсер получил название французской колонии.


Киль крейсера был заложен 19 марта 1931 года, а 21 мая 1932 года корабль был спущен на воду. Торжество было омрачено убийством президента Франции Поля Думера. К середине мая 1933 года «Альжери» был готов к испытаниям.


Толчком к уникальным техническим решениям, заложенным в этом корабле, стало ограничение в 10 000 тонн водоизмещения. Чтобы вписаться в этот предел и сохранить хорошую живучесть, французы внесли некоторые изменения в конструкцию. Так, корпус был гладкопалубным. Оконечности были заметно приподняты, а надводный борт был сильно опущен. Главную роль в прочности корпуса играли 60-метровые переборки, которые защищали машинное отделение и погреба.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Крейсер во время тестирования систем контрзатопления, август 1934 года


Боковые стенки цитадели представляли собой 25-тонные плиты из никелевой стали, которые имели толщину в 110 мм и были способны выдержать попадание 155-мм снаряда.

Горизонтальная защита обеспечивалась бронепалубой толщиной 80 мм, которая простиралась по всей ширине корабля. Противоторпедная защита в теории выдерживала попадание 300-кг торпеды. Бронирование и живучесть крейсера оценивались крайне положительно.


Силовая установка комплектовалась линейно и имела 4 вала, которые приводили в движение 4 гребных винта диаметром 3,6 метров. Нормальная мощность составила 84 000 лошадиных сил, а максимальная 96 000 лошадиных сил. Корабль с полным водоизмещением свыше 13 000 тонн развивал на испытаниях максимальную скорость в 33 узла.


Главным «аргументом» тяжёлого крейсера стали 8 орудий калибром 203 мм в четырёх сдвоенных башнях, каждая из которых имела собственное название: «Алжир», «Оран», «Константина» и «Кара-Мустафа». Дальность стрельбы составила 31 км, а скорострельность — 3 выстрела в минуту. Кроме главного калибра, на вооружении состояли двенадцать универсальных орудий калибром 100 мм и два 550-мм трёхтрубных торпедных аппарата.


Боевая карьера


До начала Второй мировой войны «Альжери» в составе эскадры проходил учения и совершал плавания во французских акваториях. Первый заграничный поход корабль совершил в Италию, где его встретили соперники — крейсеры типа Zara.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Algérie спустя месяц после ввода в строй, 15 ноября 1934 года


В мирное время крейсер был участником парадов и являлся местом проведения празднеств. В феврале 1936 года принц Монако устроил на борту корабля банкет. В конце марта прошёл морской парад в Ницце в присутствии королей скандинавских стран. Спустя ровно месяц эскадра, в состав которой входил «Альжери», участвовала в очередном параде французского флота.


Приближающаяся вторая мировая война внесла некоторые корректировки в дальнейшие планы. В августе 1939 года французы организовали три структуры в Средиземном море. В первый месяц «Альжери» в составе соединения обеспечивал безопасность конвоев.

В конце сентября французы получили сведения о «карманном линкоре» Admiral Graf Spee, который терроризировал торговые коммуникации. Командование сформировало соединение «X». Корабли вышли в первое патрулирование лишь 23 октября. Походы не принесли ожидаемого результата: были перехвачены лишь два судна. Соединение «Y», лидером которого стал «Альжери», перебазировалось на север — в воды метрополии. 31 декабря 1939 года крейсер встал на месячный ремонт.


В марте следующего года «Альжери» предстояло принять участие в перевозке в Канаду части французского золотого запаса, стоимостью почти 7 миллиардов франков. Отряд отправился в Канаду через Гибралтар 10 марта. Через 4 дня их встретили канадские корабли, и французы вернулись в порт Дакара.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Крейсер во время шторма в Атлантике


Французский генштаб в середине мая 1940 года справедливо обеспокоился вступлением Италии в войну на стороне Германии. Для защиты французских берегов была сформирована эскадра крейсеров.


10 июня Италия объявила войну Франции и Великобритании и начала вторжение в Юго-Восточную Францию. Спустя 2 дня французские корабли получили разрешение открыть огонь по прибрежным городам Италии. 14 июня началась операция «Вадо».


Крейсеры «Альжери» и «Фош», а также лидеры эскадренных миноносцев ранним утром, 14 июня, подошли к итальянскому побережью и открыли огонь по топливным хранилищам. «Альжери» израсходовал восемьдесят 203-мм снарядов. Через 20 минут французские корабли были атакованы торпедными катерами. Они выпустили 6 торпед, из которых ни одна не достигла цели.


Вскоре береговая батарея также открыла огонь, её снаряды ложились ближе с каждым залпом. Спустя час обстрела французское соединение отступило. Повреждения получил лишь один контрминоносец.


Вскоре Филипп Петен призвал французских солдат сложить оружие. И 22 июня Франция подписала перемирие в Компьенском лесу, в котором перемирие также подписывала и Германская империя в конце Первой мировой войны. Этот договор стал причиной превентивного удара британской эскадры по французским портам, где базировался флот. «Альжери» вошёл в состав Соединения Открытого моря и участвовал в походах. Рейды продолжались до сентября 1942 года.


8 ноября 1942 года союзные войска высадились в Северную Африку. Через 3 дня германские войска вторглись во Францию, нарушив договорённость. Казалось, что французы встанут на сторону союзников, однако коллаборационисты предпочли подождать и следили за развитием событий. При малейшей угрозе со стороны Германии экипажам кораблей предписывалось взорвать котельные отделения, замки орудий, погреба и корпуса турбин.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Французские корабли после затопления в Тулоне. Третий корабль слева — горящий тяжёлый крейсер Algérie, окутанный дымом


Ранним утром, 27 ноября, немецкие войска заняли фортификации города Тулон, где находилась большая часть военно-морского флота Франции. Вишистские адмиралы приказали «приступить к финальной фазе».


Немцы потребовали полной эвакуации экипажа с французских кораблей. Адмирал Лакруа всеми силами пытался выиграть время для моряков, которые в это время поджигали погреба и затапливали машины. В 6:30 «Альжери» покинул последний человек, и спустя 10 минут взорвались погреба.

Близок к идеалу. Тяжёлый крейсер «Альжери» ВМФ, История, Вторая мировая война, Корабль, Франция, Морские сражения, Длиннопост

Algérie в декабре 1942 года


Крейсер окутало дымом, а внутренние отсеки охватило пламенем. Огонь перекинулся в топливный отсек, после чего на корабле начался сильный пожар. Немцы не сумели спасти корабль. Крейсер горел больше трёх недель и не подлежал восстановлению. Работа по разборке корабля на металл длилась больше 6 лет.


Всего в Тулоне было затоплено больше 77 кораблей, в том числе гордость французского флота и произведение инженерного искусства — тяжёлый крейсер «Альжери».


Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.