Билеты, поезда, путешествия

Сейчас половина страны едет на юга, окунуться в свежую чистую морскую волну (или в мутную, кишащую головами, медузами, толстыми ребёнками, китайскими кругами и карбамидом, то ись мочевиной по-научному, - кому как повезет).

Едет она поездами РЖД, Украинской зализницы (что несколько хуже) или Белорусской чугунки (что тоже не айс). Впрочем, в них проезд выходит дешевле. Внутри соответствующих стран - СИЛЬНО дешевле. Внутри РФ - тоже выгода есть. Знали ль вы, что от Брянска до Сочи проезд в белорусском вагончике выйдет дешевле, чем в российском, в одном и том же поезде? А вот.

В общем, подумал я и решил соорудить что-то типа мануала по путешествиям. Хитрости, лайфхаки, вопросы безопасности и прочее, вдруг да пригодится кому-то. На новизну идеи не претендую, а вот текст будет авторский. На правах человека, проехавшего к тридцати годам свыше миллиона км наземными видами транспорта по всей Евразии (или Азиопе - тут уж как посмотреть). :)

1. Покупка билета.

(Из личных наблюдений:
- Что за сайт у РЖД тупой, даже станций всех нет! И как мне билет взять теперь?
- А какую станцию ищешь?
- ГИЛЕНЖЫК!
)

Интернет вам в помощь, как говорится. Сперва РЖД, а затем и УЗ с БЧ внедрили онлайн-покупку билета. Это произошло давно, и технологии прошли проверку временем - процент каких-то отказов, ошибок и т.п. ничтожен. Собсно, урлы:
www.pass.rzd.ru
www.booking.uz.gov.ua
www.rw.by

Во многих случаях, распечатка бумажного "настоящего" билета в "настоящей" кассе не потребуется. Главным образом, это характерно для РФ, но на Украине тоже есть несколько поездов с "электронным билетом". В любом случае, пойти и распечатать купленный онлайн билет в кассе - это суровая экономия сил и нервов, по сравнению с покупкой билета в кассе.

Важный момент - ваша банковская карта может не подойти, если она не предназначена для покупок в сети, если банк ограничивает ее использование онлайн, если она не имеет защиты 3DSecure (это когда со страницы магазина или там ЖД вас переадресовывают на страницу банка, где требуется ввести нечто подтверждающее - например, у Сбербанка это пароль, который приходит тут же в смс).

1.1 Как купить билет на Самые Комфортные Места.

Сайт позволяет вам выбирать места. У РЖД есть хитрость - если едут двое, он не позволит выбрать два нижних места. Хитрость прекрасно обходится покупкой с двух разных компьютеров (или даже с одного, последовательно, - если нет риска, что второе нижнее быстро уйдет кому-то другому).

В обычном РЖДшном купированном вагоне 36 мест (на УЗ и БЧ бывает по 40 - это вагоны производства Крюковского завода). Обратите внимание на наличие в продаже мест №37 и №38. Если они есть - то это купе проводника. (В этом случае, проводники будут ехать в 1-м купе, на местах №№1-4). Купе проводника по размерам меньше, но если ехать вдвоем - то это очень даже приятно. Ведь кроме вас, в купе никого не будет.

Если вагон полупустой - можно купить билеты в предпоследнее-последнее купе (угу, оно возле туалета). Шансы, что поедете одни (т.е. с максимальным комфортом) там сильно выше. Люди в кассовых очередях брезгливо морщатся, услышав "места возле туалета" и отказываются их брать, а и зря.

Актуальнейше: кондиционер. Внимательно смотрим классификацию вагона. Купированный вагон БЕЗ кондишна будет обозначен как 2К или 2У (не путать с номером вагона, он может быть хоть 31-й). Все остальные обозначения (2Э, 2Т, 2Л и проч.) указывают, что кондер БУДЕТ. С плацкартным вагоном аналогично: 3П и 3У - без кондишна, 3Э - приятная прохлада в поездке.

Надо заметить, что к чести РЖД, если в билете заявлен вагон с кондишном, то так оно и будет. Накладки случаются (и тогда стоявшее под забором зеленое или серо-красное старое и страшное нечто в экстренном режиме снаряжают в рейс за полчаса до отправления), но процент их мизерный.

Буква "У" и "Т" в классификации вагона указывает, что вас покормят среднесъедобным чем-то. Я советую отказаться от покупки билета с признаками кормежки. Своя еда в любом случае будет лучше. Сейчас количество вагонов с прикормкой безобразно сильно возросло (а это ж плюс к цене билета), но все еще можно найти варианты без нее.

Розетки для сотового и ноутбука: зависит от типа вагона. Заранее это не просчитаешь. В новых РЖДшных вагонах (где дверь автоматическая) есть в каждом купе, в "крюковских" УЗ-шных 40-каместных купе - тоже. В прочих - так или иначе, обязательно будут в туалете (220В), возле туалета (220В) и в коридоре (54В постоянного тока). Большинство телефонов могут заряжаться и от 54В, так что нет нужды дежурить возле WC, обоняя быстрорастворимую лапшу на исходе переваривания.

У розеток на 220В может быть одна забавная особенность: они бывают выключены. В этом случае надо пойти к проводнику и потребовать их включить. В поездах РЖД и УЗ разрешается заряжать любой гаджет, в белорусских поездах это запрещено их правилами. Хинт: правила их действуют ровно до границы с РФ или Украиной. После ее пересечения, поезд уже существует по российским/украинским законам, где заряжать телефоны таки можно.

Эту мысль, что поезд - не корабль и не самолет (у тех действует принцип экстерриториальности) иногда очень сложно донести до проводника. Но, если надо, то действуйте. Они еще любят прикрываться "техникой безопасности", но конкретную статью/инструкцию/фразу/номер страницы никогда не укажут. Правда в том, что ваш телефон вагону едва ли повредит, а вот наоборот - бывают прецеденты. Имейте ввиду, железная дорога не в ответе, если вдруг телефон при зарядке у вас перегорит.

Верхнее место: боитесь упасть - у проводника есть специальные ремешки. Видели дырочки на ребре полки? Вот туда они и засовываются, и держат, если вздумается полетать. Не стесняемся просить эти штуки - вам вы должны быть дороги, как никто другой. ))

1.2 ААААА!!! Билетов нет, мы никуда не едем, голактеко опасносте!!!11одинодин

Спокойнее. Без нервов. Мониторьте сайт - билеты иногда появляются при чьей-то отмене. Попробуйте маршрут с пересадкой (например, Москва-Анапа может и не быть, а Москва-Тоннельная, от которой до Анапы рукой подать (едет маршрутка, 30 мин.) - будут, потому что через Тоннельную еще едут поезда на Новороссийск. Или так: Москва-Адлер раскуплены, но есть Москва-Ростов. Из Ростова-на-Дону есть куча проходящих поездов на Сочи/Адлер, Новороссийск, Анапу, Минводы/Кисловодск и иже с ними. Вообще, Ростов - не только крупнейший экономический, политический, научный, культурный и индустриальный центр на юге РФ, но еще и крупнейший транспортный узел. В пределах ночи пути, из него можно добраться на любой российский южный куророт, и не только поездом, но и кучей автобусов.

www.rostov-transport.info - это неофициальный, неказистый, но очень толковый сайт расписаний автотранспорта из Ростова, не только автовокзалов, но и многочисленных частников.

Хитрим дальше: часто имеет смысл попробовать взять билеты со станции раньше, чем ваша. Например, Липецк-Новороссийск не найти, а Елец-Новороссийск доступны. Это случается из-за т.н. переменного трафарета, когда на поезд маршрута А-Б-В разрешено продавать часть билетов А-Б и соответственно имеются и Б-В. В приведенном примере, Б - это как раз Елец, а Липецк затерялся где-то между Б и В.

Разумеется, при покупке билета с "избытком" - то есть, с более ранней станции, придется малость переплатить. НО не бойтесь, что проводник вас не пустит на вашей станции с таким билетом! Ваш билет из пресловутого Ельца в Новоросс дает право находиться в поезде на всем этом маршруте, и раз уж Липецк на этом маршруте тоже есть - вы смело можете совершать посадку там. Да хоть и на станции за 10 минут до Новороссийска - проводник не имеет права не пускать вас в вагон. Точка. Если на вашем месте вдруг паче чаяния обнаружится заяц - дайте проводнику шанс незаметно переселить ушастого. Проводникам платят немного, а работка у них не айс, хоть и романтическая. Но если оный начинает гнать волну - зовите начальника поезда. Впрочем, таких наглых проводников давно нет - уже поувольняли.

Еще имейте ввиду, что билеты могут появляться в продаже за трое суток, и в сутки отправления (на проходящие поезда). Без подробностей (много букаф получится). Многие мои знакомые так и делают - идут на вокзал уже с вещами и чем-нибудь да уезжают в эти ваши Сочи.

1.3 Финансы поют романсы, а душу тянет на моря.

Наиболее дешевые билеты - это в общие и плацкартные вагоны. Общий вагон - это такой, где на плацкартных полках размещаются по 3 человека (да, на боковых нижних тоже), а верхние занимают самые наглые и проворные (ну или договариваются полюбовно). На РЖД общих вагонов уже практически нет. Остается плацкартик... Чтобы сэкономить ещё сильнее, обратите внимание вот на что:

а) Дата покупки билета. РЖД активно вводит систему, когда чем раньше купишь билет - тем дешевле он выйдет. Идея неоднозначная (и касается пока только купе и СВ), да и повышение цен под этим соусом есть, ну да реалии таковы. Капитализьм сцуко.
б) Место покупки билета. Если на вашей станции есть терминал по продаже билетов - радуйтесь: там ВСЕ билеты продаются со скидкой 7%.
в) Принадлежность поезда. ВНУТРИроссийский билет будет стоить дешевле на белорусский или украинский поезд, нежели на свой родной РЖДшный. Ну вот так. В братских государствах жд-перевозки более социальны, чем у нас. Зато там хуже подвижной состав, это - тоже правда.
г) Маршрут движения. Из Москвы в Сочи можно доехать разными путями, а цена билета зависит от километража.
д) Если паче чаяния вам предстоит пересечение границы РФ/Украина, РФ/Белоруссия, Украина/Белоруссия, то надо пробовать взять билет с разбивкой по приграничной станции. Например, не брать Киев-Анапа, а взять Киев-Иловайск и Иловайск-Анапа.
е) Внутри одной страны наоборот, лучше не разбивать билет. Москва-Краснодар и Краснодар-Сочи выйдет дороже, чем Москва-Сочи. У нас регрессивная система возрастания цен - чем длиннее маршрут, тем меньше относительная цена билета за км пути. Это сделано для того, чтобы Сибирь и Дальний Восток не офигевали