Барон Мюнхгаузен на Луне....или еще раз о Голливуде ч2...

Особая история – лунные скафандры астронавтов. Согласно официальным данным НАСА их масса на Земле составляла всего… 29 кг! Реальные космические скафандры самых последних поколений значительно тяжелее. Например, лучший в мире скафандр «Орлан» весит целых 150 кг, а американский – немногим более 200. А новые, перспективные скафандры, разрабатываемые для длительных работ на поверхности космической техники, будут весить и того больше – не менее 300 кг. Здесь мы снова получаем повторение истории, как в случае с «Сатурном-5». Если уже тогда существовали технологии и материалы, позволяющие создать космический скафандр общим весом не больше, чем одежда полярника; способный сгибаться во всех направлениях, как одежда гимнаста; и который давал возможность весело кувыркаться в вакууме под палящим Солнцем на поверхности Луны в течение нескольких часов(!), так какого чёрта современные скафандры столь тяжелы и неудобны, что позволяют максимум пару часов лишь слегка шевелить в них руками и ногами? Вспомните любые кадры реальных работ в космосе на поверхности станций «Мир» или МКС…


То ли дело астронавты на Луне… Они отчебучивали такие коленкоры, что у реального руководителя полётами при этом обязательно должен был случиться сердечный приступ. Стремясь показать то ли пониженную гравитацию в съёмочном павильоне, то ли надёжность скафандров, то ли приступы буйного помешательства, астронавты падают на поверхность Луны, отталкиваются руками, приседают на колени, «буксуют» ногами в падении, поднимая фонтаны пыли… Создаётся впечатление, что астронавту за шиворот случайно залетела пчела и он, паникуя, пытается её раздавить, падая на те места, где она жужжит. Может такое действительно случилось на съёмочном павильоне, но тогда зачем оставлять такие эпизоды в официальных материалах лунных «экспедиций»?


Исключительная гибкость конечностей у астронавта в скафандре на поверхности Луны сразу породила у исследователей подозрение в том, что дело происходит при атмосферном давлении, а не в вакууме. Дело в том, что при атмосферном давлении на каждый квадратный сантиметр человеческого тела давление газов эквивалентно давлению груза 1,33 кг. Поскольку в лунных скафандрах НАСА внутреннее давление чистого кислорода якобы было порядка 30% от атмосферного, при сгибании суставов масса нагрузки на каждый квадратный сантиметр ступни, ноги и каждого отдельного пальца руки астронавта составляла приблизительно 0,4 кг, ведь давление внешней среды в вакууме отсутствует.


При случае попробуйте подвесить себе на каждый палец руки по 1,5-2 кг и в обыкновенных кожаных перчатках позанимайтесь какой-нибудь несложной домашней работой. Например, попробуйте переставить посуду с одной полки на другую или перенести полведра воды метров на 200. Да, кстати, не забудьте на каждый сустав руки подвесить по 15 кг, а на коленные суставы – по 45, и ни в коем случае не отвечайте по рации, запыхавшись… Сможете? А вот для американских астронавтов все это было, как пара пустяков. Они даже вприпрыжку перемещались: видимо, им при этом было очень весело.


Но, с другой стороны, необходимость прикладывать излишние усилия для сгибания конечностей имеет интересную обратную сторону.


Американский астронавт на Луне в полной «боевой выкладке», т.е. с пристёгнутым к скафандру ранцем жизнеобеспечения, весил бы приблизительно 180 кг (в пересчете на Земное тяготение). Соответственно, на Луне этот герой – молодой атлетичный и тренированный военный лётчик в расцвете сил – имел бы массу всего 30 кг. Если на Земле легкоатлеты давно преодолели планку высоты в 2 метра, то на Луне – если еще учесть стремящийся с большой силой распрямиться в коленях скафандр – любой реальный космонавт общей массой 30 кг с лёгкостью смог бы подпрыгнуть по крайней мере на метр в высоту. И это служило бы отличным доказательством пребывания человека на Луне. Но… как вы уже наверняка догадались, ничего подобного на видеозаписях не наблюдается. Астронавты передвигаются «по Луне» мелкими шажками или вприпрыжку, еле волоча ноги. (А Вы пробовали в бронежилетах высокой защиты попрыгать?)


Чтобы хоть как-то затенить этот постоянно бьющий по глазам казус, режиссёры из команды Стенли Кубрика не нашли ничего лучше, чем подвесить астронавтов на тросы и наснимать роликов о тяжелых трудовых буднях на поверхности Луны. Кроме этого, существует специальный ролик (!), в котором НАСА попробовало показать, как высоко можно подпрыгивать на Луне. Для этого они для чего-то спрятали камеру так, чтобы она показывала часть какого-то оборудования и небольшую часть груди с рукой астронавта. При этом туловище астронавта делает несколько «прыжков», подлетая и опускаясь на метр-полтора, но практически перед этим не приседая. Когда ему это надоедает (или может быть он просто сбился со счёта, сколько планировалось «прыжков»), на кране его дёргают в последний раз, причём в тот момент, когда он стоит на совершенно ровных ногах… Почему не вырезали хотя бы этот последний «прыжок» – непонятно.


Если кордебалет на поверхности Луны вызывает у любого грамотного человека иронические ухмылки, то запись «взлёта с Луны» – гомерический хохот. Грамотеи из НАСА как-то не догадались, что маршевый двигатель «Орла», взлетающего с посадочной платформы, должен иметь некий лоток для истечения газов. Вместо этого, в общем-то абсолютно необходимого для любой ракетной техники, решения, оказалось, что два астронавта сидят в небольшой металлической коробочке, внизу которой приделана некая дырка, имитирующая маршевый двигатель; и эта коробочка плашмя стоит на плоской поверхности посадочной платформы! Всё это чудо техники снимает дистанционно управляемая телекамера, которую по легенде астронавты предварительно установили на поверхности Луны.


И вот, старт! Под пилотируемой капсулой происходит взрыв, который разбрасывает во все стороны куски блестящей термоизоляции и некие другие ошмётки, после чего металлическая коробочка, размеренно покачиваясь, с постоянной скоростью поднимается в черноту лунного неба… При этом на фоне абсолютно чёрного космоса напрочь отсутствует какой бы то ни было факел от работы ракетного двигателя! Лишь в самом конце этого удивительного видеоролика, когда становится видимой нижняя часть данного «летательного» аппарата, в центре виден некий светлый блик, который защитники версии НАСА убедительно просят воспринимать как работающий ракетный двигатель…

Как мы наверняка помним, в истории был ещё всего только один случай, когда человек смог улететь в нужное место с помощью взрыва. Правильно, это был барон Мюнхгаузен, которым выстрелили из пушки. Если когда-то жил прототип барона Мюнхгаузена, тогда после каждого просмотра этого исторического видеоролика он наверняка переворачивается в гробу.


Отдельного упоминания заслуживают покачивания взлетающего модуля с «поверхности Луны». Согласно всем официальным документам НАСА, у этого корабля имелся лишь один маршевый двигатель и аж 16 двигателей ориентации, расположенных в разных местах на его поверхности. При взлёте, если направление движения отличается от запланированного, теоретически возможны кратковременные включения двигателей ориентации или же изменение вектора тяги самого маршевого двигателя. При этом происходит поворот корабля относительно продольной оси и изменение направления движения одновременно. Но раскачивания относительно продольной оси в вакууме происходить не может. Его возможно объяснить лишь единственно возможным способом: подъём макета космического корабля с кинокамерой на борту происходит с помощью крана. В таком случае раскачивания совершенно естественны и неизбежны, даже если подъём происходит с помощью крепления, максимально близко расположенного к верхней проекции центра масс поднимаемого объекта.


Если вы думаете, что на том приключения «первопроходимцев» на Луне закончились, то я попрошу ещё минуточку внимания к эпизоду о стыковке этой «взрывной» коробочки с командным модулем «Коламбия» на орбите Луны. Давайте посмотрим официальный видеоролик НАСА об этом очередном высокотехнологичном событии, а после – я дам свои комментарии…

Вот, как в то время режиссёры фантастических фильмов представляли себе процесс стыковки на орбите Луны…


Чтобы по возможности реалистичнее показать картинку, использован шарообразный макет поверхности Луны, на изготовление которого ушло усилий и времени не меньше, чем на весь остальной реквизит, который попроще в изготовлении. Технология изготовления этого макета несложна, но очень трудоёмка. На основании серии снимков поверхности Луны художники и скульпторы лепили и подкрашивали эту огромную многометровую сферу, которая медленно вращается в кадре с помощью электромотора. Временами нам дают посмотреть в абсолютно чёрный космос, где как всегда отсутствуют звёзды. Ещё бы: в то время не было возможности точно рассчитать местоположение наиболее ярких звёзд относительно лунного корабля, которые должны были восходить из-за лунного горизонта. Поэтому американский космос пустой и чёрный.


Процесс стыковки двух космических кораблей в космосе – довольно длительная процедура. Но в данном случае режиссёрам нужно было уложиться в три минуты (ТРИ МИНУТЫ)!!!, так как в противном случае следовало уже менять угол освещения «лунных» кратеров или вообще проходить через терминатор. А это вам, сами понимаете, не рисованную сферу под стационарным студийным светом покрутить… Исходя из таких жёстких временных рамок, лунный модуль «Орёл» демонстрирует – в прямом смысле слова – мультяшные возможности маневренности в космосе, возникая из небытия и со скоростью локомотива приближаясь к командному модулю, откуда как бы производится съёмка.


Тросы, на котором подвешен этот «Орёл», из кадра удалось убрать. Очевидно, были подретушированы все последовательные кадры киносъёмки, после чего это кино было наложено на запись вращающейся «Луны». Однако, кинематические рывки, характерные для макета, подвешенного на тросах, им тогда убрать не удалось, поэтому они очень заметны. Один такой рывок приводит даже к опрокидыванию небольшой параболической антенны. Наверняка, эта антенна не была достаточно надёжно закреплена и при повороте просто упала вниз, причём ещё несколько раз отбившись от нижней точки опоры и постепенно останавливаясь в точке равновесия, точно так, как это могло бы происходить в съёмочном павильоне при запрокидывании всего модуля.


Именно эти резкие рывки и остановки вращения корабля, а также колебания антенны, живо напоминающие затухающие подпрыгивания брошенного мяча, начисто исключают версию о том, что данная процедура происходит в космосе. В невесомости при включении маневровых микродвигателей массивный космический корабль начинает и заканчивает вращения вокруг своего центра масс очень медленно. С одной стороны, это как раз служит главной причиной большой длительности процесса реальных стыковок-расстыковок. Но, с другой стороны, этот фактор позволяет произвести сближение и причаливание двух космических кораблей с большой точностью, а также минимизировать риски жёсткого удара или неточности прицеливания между стыковочными узлами. После момента касания реальный стыковочный узел осуществляет захват специального штыря причаливаемого корабля и очень медленно дотягивает две части стыковочного узла, находящиеся на разных кораблях, до момента получения герметичного соединения. Потом начинается шлюзование, соединение различных электроконтактов и проверка их работы, выравнивание давления и т.д. Это довольно длительный процесс.


В рассматриваемом видеоролике сам момент стыковки скорее напоминает автомобильную аварию на дороге, чем мягкое касание двух космических кораблей в космосе. Кинокамера, якобы снимающая процесс изнутри через иллюминатор, фактически отрывается. Если бы такое произошло в космосе, дальнейшие технические проблемы гарантированы.


Как говорится в известном анекдоте про Штирлица, откуда же им было знать… Вероятнее всего, поскольку на то время опыта стыковок в космосе у НАСА не было, процесс сняли именно так, как они себе его представляли, и как позволяло студийное оборудование.