АвтоВАЗ, Тольятти и Бу Андерсон

Цифры

На АвтоВАЗе в период с 2008 по 2016 год количество работающих уменьшилось со 125 тыс до 47,6 тыс.

АвтоВАЗагрегат на пике в 2008 году работало 15 тыс человек на февраль 2016 года - 1366.

АвтоВАЗ агрегат поставлял сиденья, системы выпуска газов, катализаторы для нейтрализации отработанных газов. С 2011 года по 2015 выручка сократилась с 6 млрд до 2 млрд рублей, номенклатура с 360 до 86 видов.

Автомашкопмлект выручка с 2011 по 2015 года сокартилас с 1,1 млрд до 3,14 млн руб, а количество сотрудников уменьшилось почти в 4 раза.

"Топливные системы" поставлял на АвтоВАЗ системы впрыска и карбюраторы в 2008 году выручка была 5,4 млрд руб. сейчас в предбанкротном состоянии и вынуждена сократить 1,2 тыс сотрудников. Хотя ее системы не уступали в качестве импортным, а по цене были дешевле в 2,5 раза.

Волжский Машиностроительный завод номенклатура 150 наименований, предполагаемая выручка на 2015 год более 8 млрд рублей. Был разобран и часть его мощностей была переведена на АвтоВАЗ, часть была продана. Проблема завода в том, что он работал не только на АвтоВАЗ, но на УВЗ, Алмаз-Антей.

"Супер-Авто" изготавливающая спецверсии Нивы и автомобили с форсированными двигателями, в предбанкротном состоянии.

"АвтоВАЗтехобслуживание" лишилась заказов со стороны АвтоВАЗа и сейчас проходит процедуру ликвидации.


Транспортная компания "ВАЗ-экспресс-сервис" принадлежавшая АвтоВАЗу ликвидирована.

Руководство АвтоВАЗа говорило, что у них высокий уровень локализации, хотя и пришлось поступиться небольшой частью по данным АвтоВАЗа сокращение локализации составило "всего" 11%, а вот доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих составила 32% увеличившись за 3 года всего на 6%.

Немного отвлекусь в 2014 году осенью-зимой на предприятии, где я работаю отдел закупок начал нервничать, поставщики отечественной продукции вдруг начали взвинчивать цены, для тех кто на бронепоезде, в тот период доллар дошел с 35 рублей до 80. И тут мы уже начали мучать инспекциями те предприятия. Предприятия клялись, что их продукция из отечественных материалов и комплектующих и не могли внятно объяснить, почему их продукция росла вместе с курсом доллара. Давно известный трюк покупаем испанские оливки, перепаковываем согласно национальным ТУ и ГОСТам и перед нами 100% отечественный продукт. И вот есть подозрение, что руководство АвтоВАЗа применило похожий трюк, организовал импорт технологий и узлов и агрегатов в АвтоВАЗ. Допустим предприятие Икс раньше производило свечи для автовазовского мотора из отечественных материалов, теперь оно эти материалы, стало закупать за границей и собирать у нас те же "отечественные" свечи, которые уже закупал АвтоВАЗ, не портя статистику по степени локализации. Конкретно этот трюк касается двигателей К4М, которые вначале ставились на Лада Ларгус, позже они попали во все автомобили Рено выпускаемых в Тольятти. Эти двигатели и коробки передач на 97% состоят импортных комплектующих, которые соединяют отверточным способом. Автовазагрегат был вынужден изготавливать сиденья из импортных автокомпонентов по требованию Рено-Ниссан, чем головное предприятие не устраивали комплектующие с Волжского машиностроительного завода никто не знает, почему туда не передали ни чертежи ни технологию тоже никто не знает. Новые карбюраторы Solex собираются в России из 6 импортных комплектующих.

Таким образом АвтоВАЗ говорит, что локализация Весты 70%, Ларгус 61%, ИкРей - 51%, но это очень оптимистично, с учетом скрытого импорта эти цифра намного меньше. Точные цифры по данным журнала эксперт следующие:

Нива 4х4 - локализация 85%;

Гранта - локализация 80%;

Веста - локализация с учетом скрытого импорта 32%;

Рено  Логан/Сандеро - локализация 23%;

Лада ИксРей - локализация 22%

Ниссан Альмера - локализация 19%.

Сравите с официальными цифрами.

Вишенка на торте:

Опытно-промышленное производство было закрыто как нерентабельное в 2015 году решением руководство АвтоВАЗа.

Научно-технический центр был сокращено на 80%.

Чтобы было понятно любой проект сначала проектируется в НТЦ, а потом отрабатывается на ОПП после этого пишут технологические карты для серийного производства.

Подытожим: происходит ползучее замещение отечественных комплектующих на импортные или собранные отверточным способом из импортных компонентов, уничтожается НТЦ и ОПП, что лишит в будущем АвтоВАЗ возможности проектировать и изобретать свои платформы и автомобили, по сути автоВАЗ переводят на отверточную сборку. Официально веста на 70% отечественная, с учетом серого импорта она на 68% иностранная.

Под руководством АвтоВАЗа я имею в виду Бу Андерсона. Он не слепой и он видел, что делается, более того он сам активно способствовал этому процессу. Он поставил Тольятти на грань социальной катастрофы. Я даже уверен, что это делалось в интересах Рено-Ниссан.

Радует одно, часть убытков в 2015 году Рено Ниссан компенсирует из своего кармана. Я очень надеюсь, что в будущем убытки и социальную напряженность в Тольятти будут решать за счет Рено-Ниссан.