Автотюнинг и Закон

Статья для любителей читать. Картинок и видео не будет!

ГИБДД внезапно вспомнило, что есть такой документ - Технический регламент Таможенного союза №018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств", увидевший свет более десяти (!) лет назад. Видимо целых десять лет руководство экс-ГАИ изучало сей архисложный документ, а изучив, махнуло рукой: пора! Штрафовать и снимать с регистрации все авто, в "конструкцию которых внесены изменения, не согласованные с ГИБДД". Исполнение воли руководства как обычно легло на плечи рядовых ИДПС в виде нарезанного пресловутого "плана по штрафам" (не знаю есть ли этот план на самом деле, косвенные признаки говорят что есть. На бумаге не видел - да и кто же мне покажет эту бумагу). Не знаю было ли юридическое обучение ИДПС работе по "новому" техрегламенту" с "тюнеными" автомобилями и их водителями/владельцами, судя по тому что творится "в поле" - обучения не было никакого, в результате имеем горы протоколов по 12.5.1 КоАП РФ и не одну сотню аннулированных регистраций автомобилей. Усугубляется текущее положение дел юридической безграмотностью подавляющего числа автовладельцев.

Разберём юридические тонкости автотюнинга.

С точки зрения всё того же Техрегламента автотюнинг - "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения". Из этого определения следуют два очень важных вывода: устанавливаемый (в подавляющем большинстве случаев автовладельцы что-то добавляют в автомобиль, снимают детали значительно реже) компонент одновременно а) не предусмотрен конструкцией транспортного средства и б) влияет на безопасность дорожного движения. Допустим, меняем "родные" колёсные гайки (болты) на какие-то другие, секретки например. Конструкцией предусмотрено? Несомненно, в таком случае условие "б" - влияние секреток на безопасность - можно не рассматривать, так как в определении изменения конструкции есть предлог "и", однозначно требующий выполнения двух условий: не предусмотрено и небезопасно. Второй пример: устанавливается тюнячка, не предусмотренная конструкцией автомобиля. Тот же пластиковый колпак, надеваемый на стальной колёсный диск. Если условие "а" выполняется, и колёсный колпак действительно не предусмотрен конструкцией автомобиля, то условие о безопасности ещё нужно доказать, ссылаясь на конкретные пункты нормативно-правовых документов. Тут-то и выясняется, что в законодательстве РФ с этим большие проблемы. Сотрудник ГИБДД при всём желании не сможет Вам доказать опасность Вашего тюнинга, так как для этого необходимо, в соответствии со всё тем же Техрегламентом, провести испытания, результаты которых - сюрприз! - легитимны только для выпускаемых в обращение автомобилей (т.е. новых). Что касается авто, выпущенных в обращение, то им посвящено целое Приложение №8 к Техрегламенту.

Вообще для автомобилей, выпущенных или ввезённых на территорию РФ после 1996 года (иногда и позже, вплоть до 2000 года - именно тогда система сертификации более-менее заработала), конструкция описывается в одном-единственном документе: Одобрении Типа Транспортного Средства, ОТТС. Никакая конструкторская документация, никакие письма, каталоги производителей, руководства по эксплуатации/ремонту не подходят для описания конструкции авто, т.к. это не юридические документы. Так как информация, содержащаяся в ОТТС крайне скудна, этим можно и нужно пользоваться при общении с сотрудниками ГИБДД: только нормативка, только закон и никак иначе. Например в ОТТС на мой автомобиль - УАЗ Патриот, конкретно в Приложении №1 к ОТТС в разделе "Оборудование транспортного средства" - есть фраза "другое оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика". Я - заказчик, купивший авто. По моему требованию, гражданин инспектор, установлено всё вот это вот дополнительное оборудование. В строгом соответствии с ОТТС. Вопросы?

Однако, не всё так радужно. Во-первых, в том же Техрегламенте есть Приложение №9, там очень много информации касающейся технических требований как к автомобилю, так и к автокомпонентам. Это надо читать и вдумчиво изучать. Спасает только абзац первый пункта №77 Техрегламента:

"77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;"

Например, имея сертификат на бампер силовой, в котором написано что именно этот бампер предназначен именно для вот этого гелентвагена годов выпуска с такой-то по такой-то, этот самый бампер можно устанавливать абсолютно законно, ничего никуда не вписывая: юридически эта страшная стальная железка ничем не отличается от тормозных колодок или рулевых наконечников.

Ещё раз, кратко: есть сертификат на компонент - смело ставим, ничего вписывать не нужно. Нет сертификата - два варианта: либо сотрудник ГИБДД доказывает Вам что компонент небезопасен (ссылаясь на действующую нормативно-правовую базу с конкретными пунктами) и в таком случае его придётся сначала демонтировать на месте а позже - пройти длительную процедуру сертификации и регистрации, либо такой компонент безопасен и "вписыванию" в документы не подлежит.

Удачи на дорогах!