22

Автотрансформатор АОСХ-0.3 новый

Не так давно удалось найти старинный преобразователь напряжения типа АОСХ-0.3 выпуска 1966 года в новом состоянии с техпаспортом. Автотрансформатор предназначен для понижения напряжения сети с 220 на 127 вольт для питания старых холодильников и других устройств на 127 вольт от сети 220. Производитель - Батумский завод Электроприбор (единственный известный мне преобразователь напряжения этого завода, в основном там выпускались ЛАТРы). В основном АОСХ выпускались в Москве (Московский трансформаторный завод и электромеханический завод) и Запорожье (Запорожский трансформаторный завод), также было производство в Армянский ССР и в Ярославле ("Красный маяк"). Выпускал их также неизвестный завод с обозначением "СУМП СМЗ".

АОСХ-0.3 выпускались как понижающие автотрансформаторы, но изредка выпускались и в повышающем исполнении (у таких рядом со шнуром указано "127", а у гнезда выхода стоят цифры "220").

Использовать этот автотрансформатор как повышающий нельзя: во-первых, нет никаких штатных способов переключения (как, например, у АСБ-0.3) во-вторых, он намотан так, что повышает некорректно: если подать 127 вольт на выходное гнездо с помощью провода с двумя вилками (например, из ЛАТРа), он выдаёт не около 225-230 (на холостом ходу), а всего 210-215 вольт, под нагрузкой это напряжение будет ещё ниже.

Автотрансформатор выполнен в неразборном металлическом корпусе на заклёпках, провода припаяны к выводам под бакелитовой крышкой с гнездом для вилок и отверстием для шнура.

ГОСТ 7518-35

1966 г.

АОСХ-0.3

АОСХ-0.3

ГОСТ 7518-35 1966 г. Завод известен ЛАТРами, но не преобразователями 220/127

ГОСТ 7518-35 1966 г. Завод известен ЛАТРами, но не преобразователями 220/127

снизу

снизу

техпаспорт

техпаспорт

с электрощеткой 1960 года

с электрощеткой 1960 года

Автотрансформаторы АОСХ-0.3 являются раритетом, во-первых, из-за давности выпуска (примерно 1951-1966 годы), во-вторых, из-за незначительной мощности многие давно уже сгорели из-за повышенных нагрузок (в них часто включали не только холодильники, но и пылесосы, к тому же старые холодильники, постепенно умирая, потребляли больше тока, чем нужно, из-за чего трансформаторы и горели). На барахолках, Авито и других торговых площадках почти не встречаются, а те, что встречаются - не вызывают доверия.

В новом состоянии - практически уникальный случай.

TECHNO BROTHER

2.1K постов13.6K подписчиков

Правила сообщества

1-Мы А-политическое сообщество. 2-Запрещено оскорбление: Администрации Пикабу, сообщества, участников сообщества а также родных, близких выше указанных.

3-Категорически запрещается разжигание межнациональной розни или действий, направленных на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства, а также высказывания о превосходстве либо неполноценности пользователей по признаку их отношения к национальной принадлежности или политических взглядов. Мат - Нежелателен. Учитесь выражать мысли без матерщины

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий
А в чём проблема в подключении в обратную сторону? В качестве повышающего? Это же обычный автотрансформатор с единой обмоткой с отводом.
раскрыть ветку (17)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Почему-то он некорректно повышает, написано же. Должен до 220 повышать, но выдаёт 205-210

раскрыть ветку (16)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Думаю, если вы посчитаете точно коэффициент трансформации, то он сойдётся в измерениях как на повышение, так и на понижение. Чудес и секретных технологий тут нет.
раскрыть ветку (15)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас попробовал таким макаром (шнур с двумя вилками в гнездо выхода, напряжение снимать с вилки) подключить АСБ-0.3, включенный в режим понижения. В ЛАТРе 127 вольт, на выходе 214 вольт, а должно быть 220-225. Если же в ЛАТР включить АСБ-0.3, включенный правильно (переключатель в режиме повышения, то напряжение на выходном гнезде корректно - 225 вольт.

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Отклонения не существенны - в допустимых пределах. Вызваны, скорее всего, средствами измерения. Не вижу проблем в использовании его в любую сторону.
раскрыть ветку (13)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда вот вам вопрос на засыпку. Это автотрансформатор АСБ-0,3 с перемычками переключения "понижение/повышение" Почему не равны выходные напряжения? На фото 1-2 понижение и повышение штатным способом, на фото 3-4 - подключение задом наперёд проводом с двумя вилками и снятие напряжение с заводской вилки. Разница при понижении - 10 вольт, при повышении - более 20 вольт.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Покажите измерение выходных напряжений ЛАТРа мультиметром. Соответствуют ли показания вольтметра и вашего мультиметра? И ещё момент - очень желательно измерять мультиметром с true RMS. Переключатель повышения/понижения лишь меняет концы обмотки местами.
раскрыть ветку (11)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то выходные напряжения на ЛАТРе на его вольтметре выставлены одинаковые, соответствуют ли они показаниям мультиметра или нет - это совсем другой вопрос. Тут вопрос в моточных данных АСБ-0,3. Видимо, 220-127 и 127-220 в АСБ - не одно и то же. То же самое и в АОСХ.

Мультиметры с RMS - не знаю, что это.

раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Теперь понятно. Для 220-127 и 127-220 используются разные схемы подключения обмоток и разное число витков. В случае с АОСХ - понижающие и повышающие также намотаны по-разному. Поэтому и нельзя подключать к сети автотрансформаторы типа АСБ или АПБ "в обход" заводской коммутационной коробки или колодки.

Кстати, если разомкнуть две катушки АСБ-0,3 или 0,5 (они соединены внутри корпуса в обход коммутационной панели), соединить провода, идущие от середины панели (куда по заводу подаётся 220), а разомкнутые провода подсоединить к панели, то получится автотрансформатор 220-100.

В случае с запорожскими АСБ, как на моих фото - там другая схема подключениями с 6 контактами, а не 10, как на вашей схеме, как там менять - я не знаю.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё вариант
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Есть такой вариант
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
True RMS. Почитайте. Не эксклюзив.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку