Автомобили Tatra. Часть 1.

Внимание! Danger! Achtung! Много текста! Чукча не писатель! Перевод частей текста с чешского носит художественный характер, так как я не носитель данного языка! Я люблю играться со шрифтами!

В предыдущей серии постов, посвященных чехословацкому автопрому межвоенного периода, при виде автомобиля Tatra, все сразу начинали рассказывать анекдот про кривые колеса и обязательно вспоминался грузовик Tatra 815. Вот прям такой, как на фото внизу.

Отсюда и идея подробно разобраться в истории данной автомобильной марки более подробно.

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

Начать следует с того, что Таtra 167 лет. И основано предприятие было на территории Австро-Венгрии (тогда это были территории Габсбургской империи). Основал её ремесленник Игнац Шустала в моравском (исторический регион Чешской республики, находящийся в восточной её части) городке Копрживнице (тогда Нессельсдорфе: Coprivnice - Nesselsdorf) мастерскую по производству бричек (лёгкая повозка для перевозки пассажиров). Позже, было решено перейти к выпуску карет, для чего пришлось расширять производство, был построен фабричный корпус, привлечены инвесторы...и в 1882 году Таtra выпускает 15 железнодорожных вагонов внезапненько.

Идея же выпуска кареты с мотором автомобиля на мощностях данного предприятия принадлежит Теодору фон Либиху (парень который очень любил тачки, и всем, всегда и везде об этом говорил). Побеседовав с Карлом Бенцом (да, тем самым), Карл решил продать Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesellschaft (а теперь нарисуйте себе усики под носом и прочитайте вслух название еще раз) в 1897 году. В том же году, на базе кареты Mylord, выпускается авто с двигателем, мощностью в 7(!) лошадиных сил. Но Tatra по прежнему выпускает очень много хороших вагонов, и это был их основной профиль.

Тatra President (1897)

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

Фото сделанное в 1936 году:

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

21 мая 1898 года стартовал автопробег по маршруту Нессельсдорф – Вена, и Tatra President прошла его со скоростью 22,6 км/час. Именно с этой даты отсчитывается история чехословацкого автомобилестроения. Появились новые модели: Wien, Meteor и Vicepresident. Также был начат выпуск грузовиков с кабиной над двигателем, и грузоподъемностью 2,5 тонны.

В 1899 году Барон Либиг выигрывает гонки на спортивной трассе в Вене, а в 1900 побеждает на горном пробеге в Ницце, на вот таком авто (фото было сделано в 1904 году):

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

Шайтан-потроха адовой колесницы:

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

Дальнейшее развитие марки связано с инженером, дизайнером и просто хорошим парнем Гансом Ледвинкой.

Подростком помагал дяде в механической мастерской, окончил профессиональную школу в Вене. В 20 лет пошел на завод конструировать вагоны. Участвовал в разработке трансмиссии для первой партии из 10 автомобилей Tatra.В 1900 г. Ганс уже самостоятельно спроектировал и построил гоночный автомобиль с двигателем “Бенц” мощностью 12 л.с., развивавший максимальную скорость до 90 км/ч. Создал гоночный "Nesselsdorf", на котором в 1900 году успешно стартовал барон фон Либиг, и который был способен развивать скорость в 112 км/ч. В 1901 г. назначен на должность главного конструктора автомобильного отдела и занялся обновлением модельной гаммы. После WW2 его признали фашистом или нацистом, и упекли на 6 лет, но это совсем другая история.

Можно сказать, что именно с приходом молодого инженера фирма начала выходить на новый, более высокий технический уровень. Активная работа Ледвинки с новыми двигателями и шасси в 1905 году привела, наконец, к тому, что автомобили из Coprivnice стали соответствовать европейским стандартам. Годом позже начался выпуск модели "S" с двигателем конструкции самого Ледвинки. Вполне современный по тем временам четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 3,3 л развивал 30 л. с. В 1907 году Ледвинка уже разрабатывал систему тормозов на все колеса. Дальнейшими удачами завода стали модернизированный "Nesselsdorf-S" (4 цилиндра, 3,5 л, 42 л.с.) и "Nesselsdorf-V" с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 5,2 л.

Tatra Nesselsdorf-S (1906)

Автомобили Tatra. Часть 1. Авто, Ретро, Ретроавтомобиль, Чехословакия, История, Длиннопост, Tatra

В 1916 году, когда Ледвинка был главным дизайнером шеф-конструктором фирмы, он получил приглашение в известную австрийскую оружейную компанию Steyr Werke. Однако новое руководство  Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesellschaft не могло смириться с потерей столь талантливого конструктора, и сделало все, чтобы он вернулся в родные пенаты. Вот так, после пяти лет работы в Steyr Werke, в конце 1921 года, Ганс Ледвинка вновь оказался в Моравии.

К тому моменту Австро-Венгрия накрылась медным тазом распалась на Австрию и Венгрию.

На карте и появилось государство Чехословакия. Завод Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesellschaft переименовали в Koprivnicka Vozovka, а автомобили официально начали носить название Tatra (это в честь гор, что в Моравии на севере стоят).