749

Автоматизация Excel с помощью VBA на примере графика отпусков

(Офисной оптимизации пост (теперь уже с примерами))


В прошлом своём посте (где рассматривал, что есть VBA в Excel и зачем это может пригодиться) целых 137 человек подписалось на меня, в комментариях были призывы к каким-нибудь примерам использования VBA, да и обещал я @Tiafreed подкинуть материалов для ВКР, так что набросал за ночь простенький (в сотню строк кода без использования массивов, классов и т.д.) файлик в Excel с VBA модулем. Пост разделю условно на две части: для пользователей, кому интересно просто посмотреть как выглядит, что делает, плюс скачать, поиграться и для продвинутых пользователей, кому интересно как это работает и как настроить подобное под себя. Цель поста - показать возможности VBA (частично), предложить интересный вариант реализации достаточно распространённой задачи по расчёту отсутствия сотрудников.

Если формат поста зайдёт, то в следующий раз набросаю пример, как формировать Word документы из списка данных в Excel, используя шаблон и пользовательскую форму (и не используя ублюдскую рассылку ИМХО).

Стартуем. Что нам нужно? Чтобы мы вносили людей в таблицу, забивали им отпуск, по нажатию одной кнопки машина рассчитывала нагрузку на каждый отдел (и организацию в целом) на каждый день и выделяла это графически. Бонус - построить график из полученных данных и научить выпадающий список самому подставлять данные в него прямо с листа двумя кликами.

Итак, какой порядок. Если запуск макросов разрешен, совместимость не барахлит, молния не ударила в системник после запуска файла и удача нам благоволит, то можем начинать. Сначала вносим данные (тут важное уточнение, даты я вношу в текстовом формате для удобства работы и совместимости).

*Все персонажи вымышлены, совпадения случайны


Дальше идём на другой лист, нажимаем кнопку

После чего идут расчёты какое-то время (у меня это где-то половина секунды)

Машина рапортует нам об успешном завершении своей миссии, идём смотреть, что вышло.

(Да, дизайнер я говно (как и VBA кодер в общем-то, но не об этом)) оформить самому никогда не сложно, главное, что на каждый день для каждого человека машина посчитала отпуска (можно любое другое отсутствие), вычислила цифры, разбила по отделам и отразила это графически, идём на главную

Тут всё ещё проще, кнопка для запуска, табличка с примитивными расчётами (формула МАКС) и график на 366 дней который можно с лёгкостью оформить самому и с помощью которого отлично видны провалы и пики нагрузок. Нажатием на выпадающий список, мы выбираем отдел по которому выводятся данные. Вот и всё, просто и удобно. Набросал за пару ночных часов. Сразу предупреждаю, что я это не предлагаю, как готовый продукт (успешное бизнес-решение ваших кадровых проблем), просто накидал маленький пример и делюсь им с вами, потому ответственность за его использование и обслуживание не несу, но если есть желание доработать его в своих целях, готов подсказать и помочь. Да, если возникла ошибка, вероятнее всего, что формат даты/числа нарушен, защиту от дурака не ставил, ибо цели чисто демонстрационные, но если вдруг мой косяк (протестить нет возможности) перезалью и ссылку в комментарии кину. Вот сам файл (на свой страх и риск :D, никаких гарантий, что будет работать). https://yadi.sk/d/lsRdKL8wQ42FFw (и не забываем включить макросы)

Сразу отвечу на вопрос - нахрена на VBA можно же на формулах? Да, можно, но так динамично (легко добавлять/убирать людей/отделы), наглядно и расчёт каждого дня формулами будет очень сильно грузить проц, а так мы считаем лишь раз, когда кнопку нажимаем.



Тэкс. Теперь вторая часть, в принципе, дальше можно не читать, так, для очистки совести её пишу. Кому интересно, как это работает или как вообще выглядит VBA на практике. Всё просто, в основе лежит вот эта строка (в ней мы будем искать колонку с датой отпуска и уже в ней работать)

Сначала мы подготавливаемся, что-то где-то очищаем, что-то добавляем (всё в общем-то закомментил) и сортируем строки по отделам

Потом запускаем цикл перебора строк с сотрудниками, в этом цикле для каждого работника мы проверяем, является ли он началом нового отдела, если да, то делаем разделитель, если нет - кладём болт и идём дальше, дальше рассчитываем отпуска, каким образом? Берём дату начала и ищем её в строке с датами, находим (или не находим и крашимся, если закосячили, не стал пилить защиту от дурака), берём эту ячейку как точку начала, прибавляем количество дней отпуска, отнимаем один (ибо включительно) и это наша точка окончания, объединяем эти ячейки, окрашиваем, в этих столбцах делаем простые расчёты (+1 к каждому дню и перерасчёт процентовки). После прохода по всем персонажам просто копируем полученные цифры на главную страницу, чтобы подставлять их в график. Всё, почти.

И простейший обработчик для выпадающего списка - просто вставляем в строку из которой берёт данные график данные из нужной нам строки. Рассчитываем её как номер строки начала (у нас 22) + номер элемента выпадающего списка (нумерация идёт с нуля у listindex)

P.S. Знаю что говнокод, так что буду рад конструктивной критике, чему-то подучиться у более знающих. В свою защиту скажу, что код писался на халяву, без обработчика ошибок, заплаток, защиты от выстрелов в ноги, ограничений действий, фиксирования диапазона вводимых данных, добавления полосы загрузки и всё такое, чисто для демонстрации. Спасибо, если дочитал это до конца.

MS, Libreoffice & Google docs

762 поста14.9K подписчиков

Правила сообщества

1. Не нарушать правила Пикабу

2. Публиковать посты соответствующие тематике сообщества

3. Проявлять уважение к пользователям

4. Не допускается публикация постов с вопросами, ответы на которые легко найти с помощью любого поискового сайта.

По интересующим вопросам можно обратиться к автору поста схожей тематики, либо к пользователям в комментариях


Важно - сообщество призвано помочь, а не постебаться над постами авторов! Помните, не все обладают 100 процентными знаниями и навыками работы с Office. Хотя вы и можете написать, что вы знали об описываемом приёме раньше, пост неинтересный и т.п. и т.д., просьба воздержаться от подобных комментариев, вместо этого предложите способ лучше, либо дополните его своей полезной информацией и вам будут благодарны пользователи.

Утверждения вроде "пост - отстой", это оскорбление автора и будет наказываться баном.