Автолегенды. Часть 3. "Буханка": та, что сразу вышла хорошо
Бог создал труд и обезьяну
Чтоб получился человек
Буханку же господь не трогал
Та сразу вышла хорошо.
Введение
"Буханка" юбилейной серии
До того, как появились "ГАЗели" было много других машин подобного класса. Одна из них - "Буханка" (УАЗ-452). Легендарная "Буханка" (а с ней "Фермеры", "Головастики" и другие производные) приобрели свой знакомый вид далеко не сразу, но в целом он был очень похож. Еще в 1954 году Ульяновский автозавод начал разработку своих собственных автомобилей, которые и стали предками "Буханки".
УАЗ-450. Предок "Буханки"
Сам автомобиль был создан на шасси ГАЗ-69, но на немного измененном - объем нижнеклапанного двигателя увеличили, раздатка стала двухступенчатой, коробка - трехскоростная. И первые машины данного типа имели стартер, который запускался нажатием на механическую кнопку, но затем появился стартер с соленоидом. Кузов "Буханки" разрабатывался совместно с НАМИ. В конце 1950-х прототипы прошли испытания в Средней Азии и Сибири. А производство началось уже в 1958 году.
В 1959 году появился легендарный "Головастик" (модель получила индекс "Д") - бортовая версия "Буханки", который некоторые называют первым в СССР грузовиком бескапотной компоновки (автор поста в курсе, что представляет из себя данная машина). Кроме этого, "Буханка" имела и еще одно назначение - по задумке, это должна была быть и машина, способная вывозить раненных и погибших из точки радиационного поражения.
Обновление и знакомый вид
"Буханка" ВАИ из ГСВГ
С 1965 года "Буханка" получает знакомый облик. Автомобиль получил более прочную прямую раму, изготовленную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы и модернизированный двигатель мощностью 70 л.с. и 4-ступенчатая МКПП. Появилась и пассажирская модификация, получившая индекс "В".
"Буханка", фото из Таджикистана
В 1966 году автомобиль УАЗ-452 получил золотую медаль на Московской международной выставке сельхозтехники. А в 1974 году с конвейера сошел миллионный УАЗ, и он был именно "Буханкой". В ноябре 1977 года автомобиль УАЗ-452 получил Знак Качества.
"Буханка" скорой помощи
Затем, в 1985 году машина была в очередной раз модернизирована. Сменились и индексы наименования машин. "Буханки" получили индекс 2206/3741/3962, "Головастики" - 3303. Были попытки кардинально обновить "Буханку" - такие машины получили индекс 3972, но они не прижились и остались в качестве прототипов.
УАЗ-3972, он же "Кинг-Конг", как его прозвали заводчане
И действительно, "Буханка" оказалась одной из редких цельных конструкций, которые проверены временем и остаются навсегда. Поставлялись эти машины и на экспорт. Из-за чего, например, в Японии есть фишка - делать рестайлинг своих микроавтобусов "под УАЗ". А в Европе вообще на базе "Буханок" умельцы делают дома на колесах и кемперы.
Японская "псевдобуханка"
В 1997 году "Буханка" была оснащена новым ДВС УМЗ-4218 объемом 2,9 литра и мощностью 98 л.с. Дальнейшие доработки мотора с компанией Bosch привели к тому, что двигатель стал соответствовать нормам «Евро-4». КПП также получила дополнительную передачу.
"Фермер"
В целом, "Буханка" действительно является легендарной машиной, которая оказалась и незаменимой, несмотря на то, что машину пытались заменить на модели вроде "Симбы" на базе "Патриота". И несмотря на устаревание и очевидные проблемы с заботой о безопасности водителя и пассажиров, "Буханки", "Головастики" и "Фермеры" пользуются стабильным спросом и держат свою нишу.