Аттестационная работа №1

Аттестационная работа №1
Раджабов Надыршах



Вопросы.

- Основные задачи, цели и принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

- Предмет и метод бухгалтерского учета в кредитных организациях.

- Техника и формы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

- Организация работы бухгалтерского аппарата банка.

- Понятие о балансе банка и принципах его построения.

- Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

- Структура плана счетов бухгалтерского учета в банках.

- Характеристика основных разделов плана счетов бухгалтерского учета в банках.

- Особенности плана счетов бухгалтерского учета в банках.

- Организация аналитического учета в кредитных организациях.

- Организация синтетического учета в кредитных организациях.

- Документация по операциям банка.

Ответы.

1) Основные задачи, цели и принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Целью бухгалтерского учета в банке является формирование полезной информации для внешних и внутренних заинтересованных пользователей. К заинтересованным пользователям относятся лица, имеющие какие-либо потребности в информации о кредитной организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Это могут быть инвесторы, работники банка, кредиторы, клиенты, государственные органы, общественные организации.

Объектами бухгалтерского учета являются:

Имущество кредитной организации;

Обязательства кредитной организации;

Хозяйственные операции, осуществляемые кредитной организацией в процессе деятельности.

Имущество кредитной организации включает в себя: материальные активы (основные сродства, материальные запасы), нематериальные активы (программы для электронных вычислительных машин, патенты, деловая репутация, ноу-хау и т.п.), финансовые активы (денежные средства, кредиты, ценные бумаги, дебиторская задолженность и т.д.). Специфика деятельности кредитных организаций обусловливает преобладание в их имуществе финансовых активов, бухгалтерский учет которых особенно сложен в силу изменчивости их стоимости и присущих им рисков.

Обязательства кредитной организации включают: кредиторскую задолженность, задолженность по привлеченным кредитам и займам, а также обязательства по вкладам и депозитам, размещенным клиентами на счетах данной кредитной организации. Последняя группа обязательств является преобладающей и отражает особенности деятельности банка как финансового посредника.

К хозяйственным операциям кредитной организации относятся пассивные операции кредитных организаций (операции, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка), активные операции (операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания своей ликвидности), комиссионно-посреднические операции (расчетно-кассовые, брокерские операции с ценными бумагами и др.), внутрибанковские хозяйственные операции (расчеты с работниками банка по оплате труда, расчеты с внебюджетными фондами, затраты на ремонт основных средств и т.п.).

К основным задачам бухгалтерского учета относят:

формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним—руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности — инвесторам, кредиторам и др.;

ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Основные принципы бух учёта в банках:

• Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

• Постоянство правил бухгалтерского учета.Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве РФ.

• Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. При этом учетная политика банка должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).

• Отражение доходов и расходов по методу начисления. Этот принцип означает, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не после их фактического получения.

• Своевременность отражения операций.Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

• Раздельное отражение активов и пассивов.В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

• Преемственность входящего баланса.Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

• Приоритет содержания над формой.Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

• Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

2) Предмет и метод бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Предмет бухгалтерского учета в банках.Под предметом изучения бухгалтерского учета в банках понимаются объекты в виде активов и пассивов.

Активами считаются средства банков, на которых основывается ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка (денежные средства, ценные бумаги, размещенные депозиты, предоставленные кредиты, дебиторская задолженность, имущество банка, учтенные векселя).

Пассивами считаются источники, за счет которых образуются и возникают средства и осуществляется деятельность банка (уставный капитал, добавочный капитал, прибыль, полученные кредиты, привлеченные депозиты, средства клиентов на счетах, кредиторская задолженность, выпущенные векселя, доходы банка).

Банковская операция.Банковская операция представляет собой свершившийся факт, оформленный документом и влияющий на изменения в составе активов или пассивов одновременно в активах и пассивах.

Метод бухгалтерского учета в банках.Совокупность способов и приемов, используемых с целью правильной организации и ведения бухгалтерского учета, называется методом бухгалтерского учета. В его состав включаются такие элементы как документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.

3) Техника и формы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Под техникой бухгалтерского учета понимается процесс группировки информации, содержащейся в документах и получение отчетных сведений.

Учетно-операционная работа – это работа с клиентами по выполнению их требований и поручений, оформленных соответствующими документами. Это дает возможность правильного отражения их в учете на лицевых счетах клиентов и на счетах бухгалтерского учета.

Операционное время – это время, отведенное для работы с клиентами. Документы, поступившие в банк от клиентов в операционное время, отражаются в учете и в балансе в тот же день, а поступившие в послеоперационное время отражаются в учете на следующий рабочий день банка.

4) Организация работы бухгалтерского аппарата банка.

За организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов, а так же соблюдения законодательства выполнения банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. Он обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Состав, структура бухгалтерии и определение функций определяется размером банка, банковскими операциями, уровнем компьютеризации бухгалтерии банка и другими операциями.

Бухгалтерский аппарат может иметь различную структуру, его работа может строиться по принципу одного бухгалтерского работника или по принципу создания отдела.

Может быть использован и другой подход, предусматривающий предоставление работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исполнением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Выполнение бухгалтерских операций должно быть закреплено должностными инструментами за определенными работниками.

Обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер (или начальники отделов). Главный бухгалтер утверждает положения об отделах бухгалтерии.

Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру.

Требования к главным бухгалтерам устанавливается законодательством и Банком России. Он отвечает за формирование и ведение учетной политики.

Требования главного бухгалтера по документарному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Рабочий день бухгалтерских работников организовывается таким образом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалаесовым счетам с составлением ежедневного баланса.

Структура бухгалтерской службы

Главный бухгалтер

Заместители главного бухгалтера

Начальники учетно-операционных отделов

Бухгалтерские работники (специалисты)

5) Понятие о балансе банка и принципах его построения.

Все совершенные за день операции отражаются в бухгалтерском балансе кредитной организации (ее филиала). Составления баланса и других форм отчетности является завершающим этапом учетного процесса.

Баланс – основной документ бухгалтерской отчетности банка, фиксирующий на определенную дату состояние его активов и пассивов. Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческого банка, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банка на начало и конец отчетного периода. Баланс составляется ежедневно.

Счета в бухгалтерском учете кредитных организаций определены, как известно, только активные или только пассивные. Баланс представляет собой таблицу построенную по принципу односторонней формы, при которой счета располагаются в порядке возрастания их номеров независимо от их принадлежности к активу или пассиву. Итог по счетам, разделам, балансу подсчитывается отдельно по активным и пассивным счетам второго порядка.

Баланс банка это основной документ бухгалтерского учета, отражающий суммы остатков лицевых счетов бухгалтерского аналитического учета, объединенные по счетам синтетического учета – статьям баланса. Номенклатура статей баланса одновременно является планом счетов бухгалтерского синтетического учета.

Баланс представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для ее анализа и контроля. Структура баланса определяется функциональной деятельностью банка, принципами учета банковских операций и изменяется в зависимости от изменения характера операций.

Данные ежедневного баланса используются для оперативного руководства, для принятия управленческих решений. Кроме этого, балансы бывают ежемесячные, квартальные и годовые. Эти балансы представляются кредитными организациями в установленные сроки Территориальным учреждениям Банка России для осуществления надзора и контроля за их деятельностью.

По данным баланса дается комплексная характеристика деятельности банка за определенный период. Баланс позволяет определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности; о перспективах развития коммерческих банков.

Баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации, дата, на которую составлен баланс, единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна называться – баланс. В одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

Баланс кредитной организации составляется по счетам второго порядка. По каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счету. По каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги; по ряду активных/пассивных счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам[1] и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам. Контрсчета предназначены для отражения в бухгалтерском учете изменений первоначальной стоимости активов в результате переоценки по текущей (справедливой) стоимости, создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а также начисления амортизации в процессе эксплуатации.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Первичные балансы (кредитной организации без филиалов, каждого филиала) составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) – в единицах, указанных для составления и представления отчетности.

Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией.

Балансы подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером или – по их поручению – заместителями.

Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

6) Основные принципы бух учёта в банках:

• Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

• Постоянство правил бухгалтерского учета.Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве РФ.

• Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. При этом учетная политика банка должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходСвое

• Отражение доходов и расходов по методу начисления. Этот принцип означает, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не после их фактического получения

• Своевременность отражения операций.Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

• Раздельное отражение активов и пассивов.В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

• Преемственность входящего баланса.Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

• Приоритет содержания над формой.Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

• Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

7) Структура плана счетов бухгалтерского учета в банках.

Бухгалтерский учет в банках ведется по Плану счетов, установленному Банком России. С 1 января 2013 г. действует План счетов, утвержденный Положением № 385-П, который является национальным стандартом кредитных организаций. В основу Плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций положен опыт отечественной банковской системы России с учетом требований международных стандартов. В разработке концепции принимали участие консультанты из Международного валютного фонда и представители Мирового банка, но основную работу Банк России провел самостоятельно, учитывая особенности и своеобразие российских условий.

План счетов кредитных организаций обеспечивает максимальную прозрачность и сопоставимость отчетности, позволяет проводить анализ финансовой отчетности банка по таким показателям, как экономическая структура, ликвидность, платежеспособность и риски банковской деятельности.

Банковский План счетов, в отличие от Плана счетов Минфина России, носит обязательный характер. Это обусловлено необходимостью адекватного и сопоставимого отображения информации в масштабах всей банковской системы.

В основе построения Плана счетов лежит иерархическая структура – каждый последующий уровень детализирует предыдущий с использованием таких признаков, как форма собственности, тин организации, вид и срок проведения операции.

В Плане счетов принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета. План счетов кредитных организаций имеет пять глав, которые отражают специфичную информационную модель кредитной организации.

Глава А. Балансовые счета.

Глава Б. Счета доверительного управления.

Глава В. Внебалансовые счета.

Глава Г. Производные финансовые инструменты и срочные сделки.

Глава Д. Счета депо.

По каждой главе составляются отдельные локальные балансы. Счета открываются по разделам и бывают первого порядка (трехзначные) и второго порядка (пятизначные). Счета первого порядка указывают на номер раздела и его экономическое содержание статей баланса, а счета второго порядка раскрывают содержание счетов первого порядка.

Разделы глав и счета, в соответствии с требованиями МСФО, расположены по мере снижения ликвидности активов, капитала и обязательств. План счетов банков содержит примерно 1200 счетов второго порядка. Нумерация счетов позволяет вводить дополнительные номера счетов.

В Плане счетов существуют так называемые парные счета, по которым может изменяться сальдо на противоположное. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка – со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, т.е. на пассивном счете – дебетовое или на активном – кредитовое, то оно должно быть перенесено бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера на соответствующий парный лицевой счет по учету средств. Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с бо́льшим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

8) Характеристика основных разделов плана счетов бухгалтерского учета в банках.

Раздел 1. Капитал и фонды

Содержит счета по учету средств выделенных банку в виде уставного и добавочного капитала акционерных и паевых банков, резервного фонда, фондов специального назначения и т.д.

102 – Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет обыкновенных акций.

103 Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет привилегированных акций.

104 – Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

105 – Собственные доли уставного капитала (акции), выкупленные кредитной организацией.

106 – Добавочный капитал.

107 – Фонды.

108 – Нераспределенная прибыль.

109 – Непокрытый убыток.

Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

Содержит счета, на которых учитываются денежная наличность банков в кассах и в пути, платежные документы, денежные средства в банкоматах, т.ж. драгоценные металлы и камни.

202 - Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

203 – Драгоценные металлы.

Раздел 3. Межбанковские операции.

Включает счета для отражения операций по корреспондентским отношениям между банками, включая Центральный банк РФ, расчеты с филиалами, расположенными на территории РФ и за границей, также расчеты на организованном рынке ценных бумаг, по брокерским операциям, обслуживанию выпуска ценных бумаг.

301 – Корреспондентские счета.

302 – Счета кредитных организаций по другим операциям.

303 – Расчеты с филиалами.

304 – Расчеты на организованном рынке ценных бумаг.

306 – Расчеты по ценным бумагам.

Межбанковские кредиты и депозиты

312 – Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России.

И т.д.

Раздел 4. Операции с клиентами

Содержит расчетные (пассивные) и ссудные (активные) счета по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. В нем также открыты счета для учета просроченной задолженности по ссудам.

401 – Средства федерального бюджета.

402 – Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403 – Прочие средства бюджетов

404 – Средства государственных внебюджетных фондов.

405 – Счета организаций, находящихся в федеральной собственности.

406 – Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности.

Раздел 7. Результаты деятельности

Содержит счета для учета операционных и других доходов и расходов, штрафов, пени, неустоек, расходов на содержание банковского аппарата управления прибылей и убытков, а также использование прибыли отчетного года и предшествующих лет

701 – Доходы.

702 – Расходы.

703 – Прибыль.

704 – Убытки.

705 – Использование прибыли.

9) Особенности плана счетов бухгалтерского учета в банках.

В предыдущих 2 ответах.

10) Организация аналитического учета в кредитных организациях.

Основные регистры аналитического учета:

• лицевые счета;

• ведомости остатков по счетам;

•ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.

Лицевые счета открываются по каждому балансовому и внебалансовому счету по видам учитываемых средств, ценностей с подразделением их по назначению и по владельцам. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.

Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.

В реквизитах лицевых счетов должны отражаться:

· дата совершения операции;

· номер документа;

· вид (шифр) операции;

· номер корреспондирующего счета;

· суммы отдельно по дебету и кредиту;

· остаток и другие реквизиты.

Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

· дата открытия счета;

· дата и номер договора об открытии счета;

· наименование клиента;

· наименование (цель) счета;

· номер лицевого счета;

· порядок и периодичность выдачи выписок счета;

· дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;

· дата закрытия счета;

· примечание.

В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).

При ведении книги регистрации в электронном виде ежедневно распечатываются отдельные ведомости вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости в другие сроки в течение года ведущаяся в ЭВМ книга регистрации счетов выдается на печать. Отдельные листы книги сшиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации действующих счетов сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости банк может вести несколько книг регистрации счетов по потребности банка, с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам.

Лицевые счета клиентов печатаются в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.

На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

После выдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обязательным дублированием, как минимум, на двух различных носителях и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам (ведомость остатков по счетам кредитной организации) составляется ежедневно. По решению руководства банка ведомость остатков по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков по счетам ведется по специальной форме.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.

11) Организация синтетического учета в кредитных организациях.

Основные регистры синтетического учета:

• ежедневные балансы;

• ежедневная оборотная ведомость.

Ежедневная оборотная ведомость составляется по балан¬совым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты по¬казываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты нарастающими оборотами с начала года.

Ежедневный баланс. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым банком, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов со¬ставляется до 12 часов следующего рабочего дня после со¬ставления баланса по операциям, непосредственно выполняемым банком. Баланс должен отвечать следующим основ¬ным требованиям:

· составляется по счетам второго порядка;

· по каждому счету второго порядка суммы показыва¬ются отдельно в колонках: по счетам в рублях;

· по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости;

· итого по счету;

· по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

· баланс должен быть читаемый, в заголовке указыва¬ются текстом: название кредитной организации, дата, на ко¬торую составлен баланс, единица измерения; номера и на¬звания разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены про¬межуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна на¬зываться "баланс";

· в одну строчку должны показываться остатки по дебе¬ту и кредиту.

Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам син¬тетического учета.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер должен сверить:

· соответствие остатков по счетам второго порядка, от¬раженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;

· соответствие остатков по счетам второго порядка, от¬раженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.

О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по по¬ручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.