Архитектура СССР: Северный речной вокзал

Строить вокзал начали в 1933-м одновременно с каналом Москва — Волга (сегодня — канал имени Москвы), работы завершились в 1937-м. С тех пор речные суда, отправлявшиеся отсюда, благодаря системе каналов могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. И за столицей закрепилось название «Москва — порт пяти морей».

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

https://mperspektiva.ru/topics/gavan-zhdet-korabli/#data-fan...


Трехэтажное здание, построенное по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, напоминает огромный плывущий двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Известно, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции.

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

https://www.culture.ru/institutes/13794/severnyi-rechnoi-vok...


Главный миф здания речного вокзала связан со звездой: якобы она прежде венчала Спасскую башню Кремля, а после была водружена на шпиль.


«Это всего лишь миф, — говорит Константин Беляев, главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала. — Звезды, которые венчали Спасскую башню и речной вокзал, существенно различаются в деталях — у них разные конструкции лучей. По архивным данным, на Спасской башне была звезда, изготовленная в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. А на звезде, венчавшей шпиль речного вокзала, есть табличка “Завод им. Молотова № 81”. Кроме того, сам главный архитектор здания Алексей Рухлядев в своих публикациях 1930-х годов упоминал, что на шпиле Северного речного вокзала будет установлена звезда “по типу кремлевских”».

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

https://www.culture.ru/institutes/13794/severnyi-rechnoi-vok...


Скорее всего, путаница возникла из-за того, что в том же в 1937 году, когда был построен Северный речной вокзал, звезду на Спасской башне Кремля заменили — она была изготовлена из рубинового стекла. Причем ее демонтировали в октябре (она утратила свой блеск из-за осадков и пыли), а звезду на шпиль вокзала установили на полгода раньше — весной, перед торжественным открытием канала. Ее сделали в 1935-м на автомобильном заводе имени В.М. Молотова в Нижнем Новгороде из нержавеющей стали и облицевали гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Их украшали уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый камень был помещен в отдельное крепление — каст, покрытый золотом.

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда могла вращаться в направлении ветра, как флюгер.

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

Северный речной вокзал стал образцом при строительстве аналогичных зданий в СССР: речные вокзалы в Красноярске и Нижнем Новгороде тоже были впоследствии возведены с главной башней и шпилем. Но звезда венчает шпиль только в Москве.

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

«Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Архитектура СССР: Северный речной вокзал СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Длиннопост

С конца 1980-х вокзал переживал не лучшие времена. Объемы речных перевозок начали сокращаться, здание постепенно пришло в аварийное состояние. Но в 2015 году Северный речной вокзал передали в собственность города, и было решено его отреставрировать.


Текст и фото (если не указано другое): https://www.mos.ru/news/item/67435073/