14

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин

Принятое Исполнительным комитетом Совета народных депутатов г. Таллинна решение № 159 от 13 декабря 1974 года явилось началом создания гостиницы «Олимпия». В связи с Олимпийскими играми 1980 года было принято решение о возведении в месте проведения олимпийской регаты городе Таллинне предусмотренной для спортсменов и зрителей гостиницы высшей категории. Согласно заказу в гостинице должны были быть одно- и двухместные номера, а также одно- двухместные номера люкс, ресторан, кафе, ночной бар и новые места для проведения досуга – диско-бар и гриль-бар.

Проект здания был разработан архитекторами Тойво Калласом и Рейном Керстеном, авторами интерьера были Сулев Вахтра и Лембит Лыхмусе.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

В октябре 1976 года была произведена разметка свай, и строительство могло начаться. Под необычайно высокое здание были забиты десятки железобетонных свай длиной до 32 метров. Каркас возводился силами доставленных из Ленинграда рабочих, с работами было настолько срочно, что весной 1979 года по ночам работала специальная третья бригада. В обзоре Советской Эстонии с гордостью отмечалось, что идет строительство самого высокого здания Таллинна.


У чиновников, связанных с организацией Олимпийской регаты, возник вопрос: «Почему именно 28 этажей?» Главный архитектор города Таллинна Дмитрий Брунс нашел смекалистый ответ на этот вопрос. После того, как мы построили 22-этажную гостиницу «ВИРУ», латыши возвели 26-этажную «ЛАТВИЮ», теперь наступил вновь наш черед построить 28-этажную гостиницу.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

27 июня 1980 г., т.е. за месяц до олимпийской регаты, торжественно распахнулись двери гостиницы. Руководителем торжественной церемонии открытия был начальник Дирекции парков отдыха и легендарный руководитель движения певческих праздников Фред Раудберг. В церемонии открытия приняли участие Арнольд Грен (заместитель председателя Совета Министров ЭССР и министр иностранных дел, председатель оргкомитета по подготовке олимпийской парусной регаты 1980 года в Таллинне), Бруно Сауль (первый заместитель председателя Совета Министров ЭССР) и Карл Вайно (председатель Президиума Верховного Совета ЭССР). Торжественно был вручен огромный ключ, украшенный олимпийскими кольцами.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

В 1980 году вместе с гостиницей «Олимпия» на ее первом этаже было открыто варьете. Расположенное на нескольких уровнях помещение в форме амфитеатра было оформлено в красной цветовой гамме. Посередине зала располагалась танцевальная площадка, окруженная столами. Вдоль стены тянулись шикарные глубокие диваны дугообразной формы.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

Кафе «Олимпия» было открыто в 1980 году одновременно с гостиницей. Это было огромное помещение с модными передвижными перегородками, выполненное в коричневых тонах. Свет в кафе поступал через окна на крыше. Главной деятельностью кафе было предоставление питания туристическим группам, именно поэтому оно было обустроено портативными перегородками и сверхдлинными 10-12-местными столами. Кафе было предусмотрено для туристов, местом питания местного населения стал буфет на 14 этаже. Несмотря на жесткий порядок, столичным жителям также удавалось проникнуть в кафе и испробовать деликатесов.


В кафе и барах предлагали салаты-коктейли, неизменной популярностью пользовался салат «Столичный», украшенный вареным яйцом в форме полумесяца. Можно было заказать бутерброды разного размера – предлагали канапе или большие бутерброды с ветчиной и рыбой.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

Бары гриль вместе с кабинетами фондю располагались на 26 этаже. На лифте можно было подняться до 25 этажа, дальше приходилось идти пешком по лестнице. Гриль-бар «Олимпия» делился на бар с видом на море и бар с видом на город. В обоих было примерно по 50 мест. За прилавком стояли две барменши, продававшие в день примерно 100 куриц, плюс другие блюда. К курице гриль предлагался аппетитный соус из сметаны с укропом. Популярными напитками были соки и, конечно же, Пепси-Кола. Посетители переполняли гриль с первых часов работы с 11.00 и до самого закрытия. К постоянными клиентами относились в основном бизнесмены и моряки.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

Новая гостиница была создана благодаря тому, что в рамках Московских олимпийских игр Таллинн стал местом проведения парусной регаты. Гостиница была названа именно в честь этих игр.


В момент открытия в гостинице было 810 мест, большинство из которых составляли двухместные номера, но были и одноместные, а также одно- и двухместные номера класса люкс. До 1990 года цены на услуги определялись на государственном уровне, и заполняемость гостиницы составляла постоянно 99,9 %. Двухместный номер стоил 9 рублей 80 копеек, номер люкс - 14 рублей 40 копеек. Завтрак не входил в стоимость номера. В местах питания обслуживали в основном гостей гостиницы, другим посетителям в них делать было нечего. Стоявший возле главного входа швейцар в случае появления подозрения проверял документы. Согласно действовавшему закону, человек с таллиннской пропиской не мог получить в гостинице коечного места.

Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост
Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост
Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост
Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост
Архитектура СССР: гостиница "Олимпия" в городе Таллин СССР, Архитектура, Таллин, Эстония, Длиннопост

http://www.veneportaal.ee/travel/05/05051001.htm

https://www.stena.ee/blog/reklamnyj-buklet-gostinitsy-olimpi...

Найдены возможные дубликаты

0

Насколько же страшнее и более безликим стал фасад

0

И белая плитка кругом - как в морге.

+1
Был здесь пост о стройках СССР. Понравилась фраза оттуда - «Не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить».
0

С одной стороны такие вещи выглядят кк торжество социализма, а с другой как преддверие капитализма.

0

проклятые оккупанты , понастроили.

0
Все же какую страну просрали...
Похожие посты
168

Улица Кокколя

В далекие 80-е годы прошлого века мою маму отправили по работе на пару дней в тогда еще советскую Эстонию, и в планах у нее было закупиться там разным дефицитом - преимущественно, качественными детскими вещами и игрушками. По прибытию в Таллин, мама поинтересовалась у работника вокзала, как ей найти "Детский мир". С сильным эстонским акцентом тот охотно ответил, что названный магазин расположен на улице Кокколя.

Далее она битых два часа искала в Таллине означенную улицу. Все прохожие долго чесали репу и не могли припомнить ни такой улицы, ни кто такой этот Кокколь. Когда она уже начала отчаиваться, один из опрошенных додумался уточнить, зачем, собственно, ей туда надо. А получив ответ, стал хохотать. Потому что "Детский мир" в Таллинне располагался на улице... Гоголя.

307

Подземные хрущёвки

Автор: Александр Старостин.

Создать красивое, изящное сооружение вовсе не значит расписать его фресками, покрыть мозаиками, прилепить орнаменты и другие декоративные архитектурные детали.

М.Ильин, Основы понимания архитектуры, 1963 год.

Сталинский метрополитен – это один символов Москвы и чуть-чуть Санкт-Петербурга. Мощные помпезные станции, сочащиеся украшениями, находящиеся глубоко под древними улицами и привлекающие бесконечные потоки туристов – они в буквальном смысле являются подземными дворцами. Однако это почти всегда центральные станции, до них ещё надо доехать. И хорошо, что возможность доехать есть, не так ли? Она нужна жителям окраин, ведь по верху их путь будет куда дольше. При этом центр – это понятие относительно компактное даже в Москве, а вот окраины бесконечны. Везде будем строить дворцы?


Печально известное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 4 ноября 1955 года разом поменяло приоритеты для множества архитекторов, обессмертивших себя подземными дворцами двух столиц. Ведь теперь все те красоты, которые ранее с таким трепетом возводились и восхвалялись, попали под запрет. Пришлось, что называется, резать наживую уже находящиеся в работе проекты. Так, открытые в 1958 году станции Рижского радиуса хотя и выглядели весьма нарядно, всё же не дотягивали до шедевров сталинской эпохи. Теперь метро должно было быть максимально дешёвым и практичным.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Студенческая Филёвской линии


Дошло до того, что при строительстве Филёвской линии в угоду дешевизне отказались от ключевого преимущества метрополитена – его внеуличности. Изначально ведь метро и создавалось для того, чтобы под землей пройти через заторы. Но строить туннели, а уж тем более станции – это чудовищно дорого. К тому же казалось, что в будущем при застройке новых районов уличную линию можно будет легко вписать в уличное движение. Новые станции строились с использованием унифицированных конструкций. К тому же, в её состав вошли несколько станций первых очередей, законсервированных вместе с появлением новых станций Арбатско-Покровской линии.


В 1958 году был открыт участок Калининская (ныне Александровский сад) – Кутузовская. В его состав вошли несколько станций, построенных в 30-е (Калининская, Арбатская, Смоленская, Киевская), а также ещё две новых станции – Студенческая и Кутузовская. В следующие годы линия продлилась до Кунцевской, а позже – до Молодёжной. И очень быстро выяснились проблемы «уличного» подхода. Да, строительство ОЧЕНЬ СИЛЬНО удешевилось, однако во-первых была частично разорвана дорожная сеть района, поезда шумели, а главное – обслуживание-то осталось почти на том же уровне по стоимости, ведь открытая линия страдала зимой - необходимо было её постоянно очищать. А летом во время какого-нибудь урагана на пути могли упасть деревья. Стало понятно, что выход метро на улицу стал ошибкой. В будущем наземные участки метро строились только в случае большой необходимости. Например, в Выхино нужно было обустроить пересадку на железную дорогу (а станция на момент открытия была в чистом поле), а в Измайлово станция располагалась на границе огромного (по московским меркам) леса.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Ленинские горы


Исключение – станция Ленинские горы (ныне Воробьёвы горы) 1959 года. Это был подлинный памятник советского модернизма. Она тоже не щеголяла оформлением, но в нём и не было нужды, ведь главным украшением был вид. Со стороны одного из путей – собственно горы, а со стороны другого – панорама Москвы. Уникальный проект, однако, в будущем стал проблемой, достойной отдельной заметки, однако если вкратце, то построенный в спешке совмещённый автомобильный и метромост оказался неудовлетворительным с точки зрения качества, в течение нескольких лет пришёл в негодность. В итоге в 1983 году станцию закроют на реконструкцию, чтобы снова открыть только в 2002.


Ну ладно, на земле строить не стоит, значит нужно вернуться под землю. Что ж, значит экономим на глубине заложения, благодаря чему туннели и станции можно будет строить открытым способом, что гораздо дешевле, чем с помощью, например, щита. А ещё сэкономить можно на отделке и индивидуализации. В том же 1959 году архитектурный отдел Метрогипротранса возглавил Алексей Душкин, автор знаменитых «Кропоткинской», «Маяковской», «Площади Революции», «Новослободской», «Автозаводской». Именно под его руководством молодые ученики разработали типовой проект сборной колонной трёхпролётной станции мелкого заложения.


Такие станции можно было собирать из унифицированных железобетонных деталей, почти как панельные дома. Получившиеся станции имели целый ряд отличительных признаков – 38 пар колонн с шагом в 4 метра, утопленные между рёбер на потолке светильники, путевые стены, отделанные кафельной плиткой. В большинстве случаев отсутствовали наземные вестибюли – они также переехали под землю, а пассажиры выходили в переход, чтобы выходы из которого можно было подвести к необходимым объектам. Например, на станции Преображенская площадь каждая лестница вела к конкретной остановке общественного транспорта, что позволяло обеспечить удобный пересадочный узел, не загромождая улицу. «Гармоничное пропорциональное решение позволяет строить отдельные линии в едином ансамбле, в сдержанных элегантных архитектурных формах», - так отзывался о проекте Душкин.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Первомайская


Первой ласточкой стала Первомайская, открытая в 1961 году. Спустя год была открыта линия в Новые Черёмушки, в состав которой вошли три станции, построенных по типовому проекту – Академическая, Профсоюзная и Новые Черёмушки. В них экономия достигла апофеоза. Если в пилотной станции использовались довольно дорогие материалы для облицовки колонн, то новая троица – это мрамор, керамическая плитка и гранит. Минимум возможного. Привыкшие к разнообразным подземным дворцам пассажиры стали путаться в очень похожих станциях. «И вот мы наизобретали, все построили, а газеты пишут: „Станции все одинаковые“, — как же так? Мы так старались: и на стенах плитки уникальные ставили, и колонны разного цвета и формы», - говорила Нина Алёшина, один из архитекторов Метрогипротранса, в будущем глава его архотдела.


Сигнал был принят, следующие станции уже начали более-менее выделять на фоне друг друга. Например, станции будущего Ждановского радиуса хотя в основном и состояли из сороконожек, а именно такое издевательское прозвище получил в народе типовой проект, но всё же различались. Например, станции Рязанский и Волгоградский проспект были уже, и светильники на них сделаны иначе, а на станции Текстильщики вместо плитки путевые стены отделали особым техническим стеклом – стемалитом (в 2014 году станцию к форуму «Открытые инновации» несколько, гм, изуродовали, раскрасив стемалит в разные цвета). В отделке новых сороконожек стали появляться тематические металлические панно, менялась форма колонн, расширялся список материалов, которые можно было использовать в отделке.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Путевая стена Текстильщиков до форума и после

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Последние классические сороконожки – продление Горьковской линии от Автозаводской до Каховской – были открыты в 1969 году. После типовой проект подвергся ревизии – уменьшили число колонн, разрешили более свободно обращаться с элементами станции – например с потолком, и вот уже типовые станции 70-80-х выглядят гораздо интереснее, симпатичнее и опрятнее своих предшественников. Оно и неудивительно, ведь массово использовавшаяся в строительстве керамическая плитка не выдерживала условий эксплуатации, трескалась и отваливалась. Её меняли, и сейчас те старички, которые ещё пока плитку сохраняют, выглядят как мозаика, в которой есть детали из разных наборов. На части станций на месте плитки в нулевых и вовсе оказался сайдинг.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Рельеф на путевой стене в Кузьминках, плитка уже заменена сайдингом

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Орехово - представитель уже более позднего типового проекта


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_175920

Автор: Александр Старостин. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257670646

Личный хештег автора в ВК - #Старостин@catx2, а это наш Архив публикаций за май 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Показать полностью 6
176

Архитектура СССР: как строились московские высотки

Семь «сталинских» высоток — настолько значимые нити в московской архитектурной ткани, что давно обросли всевозможными легендами. Оно бы и ничего, да вот только мифы, к сожалению, скрывают подлинные истории по‑настоящему фантастических инженерных решений.


Странно, что эта легенда сочинена про главное здание (ГЗ) МГУ: на таком высоком холме, как Воробьевы горы, грунт должен быть довольно надежным. И действительно, руководитель строительства высотки Александр Комаровский рассказывал, что пробы грунта показали его высокую прочность и плотность. Это позволило строителям уменьшить величину откоса котлована, а значит — сэкономить кучу денег на земляных работах. Но вот под некоторыми другими высотками основания действительно слабые — особенно под теми, что стоят у самой Москвы-реки.


"Легенда 1. Фундамент главного здания МГУ день и ночь морозят огромные холодильники. Иначе слабый грунт не выдержит, и высотка сползет вниз."

Так, при строительстве гостиницы «Украина» дно котлована пришлось заглубить на 8 м ниже уровня грунтовых вод — и это всего в 70 м от реки. Чтобы котлован не превратился в бассейн, вокруг него устроили двойную стену иглофильтров. Множество таких труб с фильтрующим наконечником забили в грунт по периметру котлована и подключили к насосам, чтобы откачивать воду и не дать ей протечь в котлован. Впрочем, замораживание грунта тоже применялось, только не для ГЗ МГУ, а для высотки у Красных Ворот. Здание строилось одновременно с вестибюлем станции метро, расположенным прямо под ним. Стенки его основания пришлось укреплять холодом — и вот как это работает.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

В грунт по периметру будущего котлована забивают трубы, которые объединяются в замкнутую, герметичную систему, по которой пускают охлажденный «рассол» — раствор солей, например, хлорида кальция. Вода замерзает при нуле, а рассол можно остужать до -25 °С и гонять по трубам. Трубы замораживают грунт, превращая его в сплошную льдогрунтовую стенку вокруг будущего котлована. Под ее защитой можно спокойно вырабатывать грунт, не боясь обрушения.


Замерзая, вода увеличивается в объеме; замороженный грунт тоже. После разморозки он, соответственно, уменьшается. А теперь представьте: вы построили здание, левое крыло которого (где расположен один из вестибюлей метро «Красные Ворота») стоит на замороженном грунте. После разморозки оно осядет, и вся высотка поползет налево. Чтобы этого не произошло, строители заранее построили здание с наклоном вправо, в сторону современного проспекта Сахарова. Угол был точно рассчитан исходя из характеристик грунта, и после разморозки здание заняло строго вертикальное положение.


"Легенда 2. Главное здание МГУ уходит под землю на столько же этажей, на сколько поднимается над поверхностью сама высотка."


Одна из причин того, что Манхэттен стал «островом небоскребов», — надежные скальные породы, которые залегают здесь достаточно близко к поверхности. На них чрезвычайно удобно опирать фундаменты тяжелых высотных зданий. Москве повезло меньше. Твердые основания у нас есть, но на большой глубине, от 20 до 60 м. Устраивать такие длинные сваи по меркам середины ХХ века было крайне дорого, поэтому инженер Николай Никитин — кстати, будущий автор Останкинской башни — предложил совершенно оригинальный подход. Коробчатая плита позволила впервые в мировой практике установить высотки на упругое основание из глин и суглинков.

Железобетонные плиты, повторяющие очертания будущего здания, устроены в основании всех семи московских высоток. При высоте от 6 до 10 м такая плита имеет коробчатую структуру, которая позволяет экономить материалы практически без потерь прочности (вспомните, какой прочной бывает пустая коробка или ящик). Впоследствии пустоты нашли свое применение: насколько известно, в здании МИДа и в гостинице «Украина» они использовались как бомбоубежища, а в МГУ — как складские помещения. Сложная система подземных помещений с очень высокими потолками, должно быть, и вызвала к жизни легенду про многоэтажные подвалы ГЗ.


"Легенда 3. Московские высотки скопированы с американских небоскребов Нью-Йорка и Чикаго."


Эта легенда столь живуча, что некоторое время назад в «Википедии» даже была страница, где перечислялось, с какого конкретно американского небоскреба «слизана» каждая из высоток. На самом же деле, по воспоминаниям Дмитрия Чечулина, главного архитектора Москвы тех лет, установка была ровно обратная: сделать высотки максимально непохожими на американские небоскребы. Благо архитекторам было чем вдохновляться: башни Кремля, колокольни храмов и монастырей… Среди эскизов к проекту гостиницы «Украина» Аркадия Мордвинова можно видеть и колокольню Ивана Великого, и Спасскую башню — лишь через них он, наконец, нашел форму будущей высотки.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

На фото строящегося здания на Кудринской площади можно увидеть «ползучие» краны, которые советские строители использовали вместо дерриков.


Впрочем, наши высотки все равно очень похожи на американские, только сходство это внутреннее, на уровне конструкций: основу их образует стальной каркас, «кристаллическая решетка» из колонн и балок. Эта технология была внедрена в гражданское строительство в Чикаго в 1880-е годы. Впрочем, наши инженеры внесли в нее некоторые новации. Например, в Америке балки и колонны каркаса соединяли клепкой, а сам процесс выглядел так. Рабочий-«повар» нагревал конец клепки до белого каления и бросал второму, который передавал ее третьему, вставлявшему клепку в отверстие. Четвертый рабочий («стрелок») разбивал ее с обратной стороны. Как можно догадаться, этот способ довольно трудоемок, дорог и небезопасен, поэтому советские инженеры начали соединять элементы каркаса сваркой: заниматься этим мог один сварщик, спокойно устроившись в своей люльке. Это был первый в мире случай такого широкого употребления сварки в строительных работах.


Что до «упрощенной» конструкции шпиля на МИДе, то такую же металлическую решетчатую башню представляют собой шпили всех семи построенных высоток. И почти все они облицованы металлическими панелями. Исключение составляет шпиль ГЗ МГУ, облицованный стеклом и самый большой: высота его — 58 м, примерно с 16-этажный дом. Его собирали отдельно, в специальной шахте внутри уже почти завершенного здания, после чего поднимали с помощью лебедок. Как только верхушка показалась над крышей, на ней смонтировали звезду и продолжили выдвигать дальше, постоянно останавливаясь и устанавливая облицовку из желтого стекла с отражающим металлическим напылением с внутренней стороны.


"Легенда 4. Высотку МГУ строили заключенные, один из которых смастерил из подручных материалов дельтаплан и бежал, спланировав на нем с высоты."


Строительство ГЗ МГУ было впечатляющим по масштабам проектом. Специально для него было построено 30 км автомобильных дорог и 15 км железнодорожных. От линий Киевского направления была проложена ветка, по которой грузы подвозили прямо к стройплощадке. В пиковые моменты на стройке было одновременно занято 16 000 человек.


Квалифицированных кадров не хватало, поэтому рядом со стройплощадкой был создан учебный комбинат, который успел подготовить 5000 специалистов.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

Здание гостиницы «Украина» (ныне Radisson Royal Hotel) в наименьшей степени может считаться «сталинским», так как строили его уже в эпоху правления Н.С. Хрущева.


Воспоминания очевидцев говорят о том, что заключенные тоже работали на стройке, но только на самых ранних этапах, не требующих квалификации, — на земляных работах и устройстве фундаментов. Монтаж каркаса, кирпичная кладка, отделочные работы требовали умения, и здесь уже использовался наемный труд. Так что к тому моменту, когда здание было выведено на достаточную для дельтаплана высоту, никаких заключенных здесь уже не было.


"Легенда 5. Фонтаны перед ГЗ МГУ со стороны проспекта Ломоносова — это вентиляционные киоски подземного города."


Московские высотки стали новым словом не только в технологии строительства, но и в системах ЖКХ. Это одни из первых зданий в Москве с центральным отоплением. А чтобы поднимать холодную и горячую воду на высоту, в них — впервые в СССР — были устроены технические этажи. Например, в ГЗ МГУ вода поднимается из подвала на 11-й этаж, где стоят распределительные баки, обслуживающие нижние этажи. Отсюда насосы гонят воду до следующего технического этажа, 23-го. Одна из изюминок высоток — централизованная система пылеудаления. Мощные насосы на технических этажах втягивают воздух через систему трубопроводов в стенах здания. Достаточно подсоединить к выходу в стене шланг и открыть клапан, и этот «общий пылесос» начнет собирать пыль. К сожалению, сейчас эта система не работает.


Отдельной проблемой стала вентиляция и кондиционирование огромных зданий. Системы вентиляции в высотках принудительные, с использованием насосов на тех же технических этажах. Но вот ГЗ МГУ оказалось настолько велико, что для него пришлось построить отдельную станцию подготовки воздуха. Здесь воздух очищался, увлажнялся, при необходимости подогревался — и поступал в здание. Чтобы не портить ансамбля, этот «завод воздуха» возвели под землей, под сквером, где установлен памятник Ломоносову. Так что эта легенда — единственная, оказавшаяся правдой. Фонтаны возле ГЗ действительно играют двойную роль, служа и в качестве вентиляционных киосков. Правда, сейчас станция подготовки воздуха не работает и воздухозаборники закрыты.


Айрат Багаутдинов

Статья «Легенды инженерии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

https://www.popmech.ru/technologies/348272-legendy-inzheneri...
Показать полностью 3
44

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери

Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова, инженер И. М. Тигранов) выстроено в 1938 году на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

Так должен был выглядеть Калининский речной вокзал по задумке архитекторов. Справа - к верховьям Волги, слева - река Тверца.


Вокзал отмечал собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва — Волга. Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

Речной вокзал вскоре после постройки на картине неизвестного художника. Стоит недорого - 35 000 руб. Фото картины позаимствовано с Молотка.


В 1969 — 75 гг. сооружены причалы длиной около 400 метров. Речной вокзал принимает экскурсионные и прогулочные суда, в том числе и дальние. До конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича, движение на Ржев прекратилось к началу 1990-х, а к началу 2000-х остались только пригородные теплоходы на Судимирки и Моркино.


Фрагмент из книги Р.Я. Хигера "Архитектура речных вокзалов", 1940 года издания (выделено курсивом):


Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

Подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост
Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже.

Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост
Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост
Архитектура СССР: речной вокзал в Твери СССР, Архитектура, Сталинская архитектура, Тверь, Длиннопост

Здание на протяжении многих лет не использовалось по назначению и находилось в аварийном состоянии. Капитальный ремонт конструкции никогда не проводился, в результате чего состояние внутренних конструкций в последние десятилетия неуклонно деградировало.


По состоянию на май 2020 года, местные власти не приступали к восстановлению здания, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете города и необходимость поиска инвестор


https://ikuv.livejournal.com/19327.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тверской_речной_вокзал

Показать полностью 7
32

Архитектура СССР: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»

В Санкт-Петербурге квартал вдоль 25-й линии Васильевского острова и Масляного канала (ныне засыпанного) занимает промышленное предприятие Сталепрокатный завод. Оно ведёт свою историю от чугунолитейного и бронзового завода Ф. А. Шопена.

Архитектура СССР: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» СССР, Архитектура, Советская архитектура, Санкт-Петербург, Длиннопост

https://www.fiesta.ru/spb/live/7-istoricheskih-vodonapornyh-...


Предприятие купца 3-й гильдии Ф. А. Шопена было основано в 1857 году. Для него французским архитектором Ф. Дезире в 1850-х годах здесь было построено несколько каменных промышленных зданий. Завод выпускал различные металлические изделия, в том числе скульптуру и детали убранства домов. В 1873 году в этом же квартале было основано Общество железопрокатного и проволочного завода, в состав которого в 1884 году вошло и предприятие Шопена. В конце XIX - начале XX годов по проектам архитекторов Н. М. Проскурника, П. К. Бергштрессера и П. В. Алиша здесь был построен ряд новых производственных корпусов в "кирпичном стиле".

Архитектура СССР: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» СССР, Архитектура, Советская архитектура, Санкт-Петербург, Длиннопост

https://www.fiesta.ru/spb/live/7-istoricheskih-vodonapornyh-...


В 1921 году завод переименовали в "Красный гвоздильщик". Во время первой советской пятилетки здесь вновь велось активное строительство новых промышленных зданий: прокатный, сталепроволочный и канатный цеха, электростанция. В 1930-1931 годах архитектором Я. Г. Черниховым здесь была сооружена водонапорная башня канатного цеха. Это сооружение стало заметной архитектурной доминантой всего промышленного квартала, стало памятником архитектуры периода конструктивизма. Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик" - самая заметная работа Якова Чернихова. Большинство его проектов остались нереализованными.

Архитектура СССР: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» СССР, Архитектура, Советская архитектура, Санкт-Петербург, Длиннопост

https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/25lin8


В 1940 году предприятие было переименовано в "Сталепрокатный завод". Канатный цех позже был перестроен и утратил свой первоначальный конструктивистский облик. Водонапорная башня сейчас не работает. Не смотря на своё изначальное утилитарное значение, она имеет свой собственный доступ с городской территории.

Архитектура СССР: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» СССР, Архитектура, Советская архитектура, Санкт-Петербург, Длиннопост

https://regnum.ru/news/society/2618533.html


Чтобы осмотреть ее, в Петербург приезжала лауреат Притцкеровской премии архитектор Заха Хадид. В 2014 году КГИОП внес здание Канатного цеха, расположенного на 25-й линии Васильевского острова, в перечень объектов культурного наследия.


Среди предлагаемых вариантов реконструкции корпусов завода рассматривалась и концепция создания в нем музея ленинградского конструктивизма. В этом случае там может быть размещено собрание графических работ Чернихова.


Текст https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/25lin8

https://portal-kultura.ru/articles/news/326439-zavod-krasnyy...

Показать полностью 3
63

Архитектура СССР: Минские ворота

После окончания Второй мировой войны Привокзальную площадь разрушенного Минска архитекторы рассматривали не только как парадные ворота восстановленной из пепла столицы республики, но и как врата всего Советского Союза. Поэтому не удивительно, что в их головах родилась идея создания двух помпезных многоэтажных домов-близнецов, стилизованных под оборонительные башни древнего минского замка.

Архитектура СССР: Минские ворота Минск, СССР, Архитектура, Советская архитектура, Длиннопост

https://planetabelarus.by/sights/kompleks-vorota-goroda-v-mi...


Стены зданий, которые вошли в комплекс, получивший название «Ворота города», богато украшены лепниной в виде картушей, орнаментов, цветов и зубров. На верхних ярусах домов в 1950-х «поселили» скульптуры крестьян, рабочих и красноармейцев, выполненные из бетона. Однако со временем бетонные колоссы начали крошиться, становясь небезопасными для прохожих, так что во избежание несчастных случаев их пришлось убрать с карнизов. Некоторые скульптуры-высотницы были позднее приспособлены под памятники в парках и скверах небольших белорусских городов. Новые же скульптурные композиции (воин, партизанка, крестьянка и инженер), на этот раз выполненные из силумина, заняли место прежних в 2004 году.

Архитектура СССР: Минские ворота Минск, СССР, Архитектура, Советская архитектура, Длиннопост

https://boris-mavlyutov.livejournal.com/207534.html


На одном из 11-этажных сталинских «столбиков» находятся самые большие в Беларуси часы, захваченные в годы Великой Отечественной у немцев в качестве трофея, – им уже более ста лет, и их диаметр превышает три с половиной метра.

Архитектура СССР: Минские ворота Минск, СССР, Архитектура, Советская архитектура, Длиннопост

https://planetabelarus.by/sights/kompleks-vorota-goroda-v-mi...


Пройдя между башнями-близнецами, вы попадете на улицу Кирова. Кварталы, окаймляющие ее начало (до пересечения с улицей Свердлова) справа и слева, являются первым микрорайоном в Минске (и вторым в Европе после ансамбля нового Кале во Франции) – это своеобразный мини-город со своим жильем, мастерскими, детским садом, магазинами и кафе.

Архитектура СССР: Минские ворота Минск, СССР, Архитектура, Советская архитектура, Длиннопост

1958 г. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

https://minsk-old-new.com/places/ulicy/privokzalnaya-ploshha...

Показать полностью 3
42

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов

В 1936 г. здесь началось строительство самого большого в стране административного здания - Ленинградского Дома Советов. В то время существовало решение переместить сюда административный центр города. Дом Советов был поставлен на пересечении двух важнейших магистралей - Московского пр. и Центральной дуговой магистрали. Перед Домом Советов было решено создать большую парадную экспланаду. Вдоль Центральной дуговой магистрали (от Кировского района к Невскому) планировалось создать "ожерелье" площадей.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Право строить Дом Советов арх. Н. А. Троцкий получил в результате всесоюзного конкурса. Его проект был отмечен первой премией. (см. Московская площадь . Нереализованные проекты)

Под руководством Троцкого разработкой проекта занимались арх-ры Лукин Я. Н., Свирский Я. О., Тверской Л. М., Шепилевский М. А., инж. Голушкевич С. С. и др.

Строительство Дома Советов было завершено в 1941 г., уже после кончины Троцкого в 1940 г.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Здание было одним из крупнейших административных зданий Советского Союза. В плане оно имеет прямоугольную форму и включает три больших двора. Большой протяженный фасад имеет трехчастную структуру - центральный, более высокий, объем возвышается над боковыми крыльями. Западный фасад здания простирается почти на четверть километра. Центральная часть замыкается сзади большим полукруглым объемом концеренц-зала. В центральной части этажи объединены мощными полуколоннами (14 штук).

По верху идет многофигурный скульптурный фриз, длиной 100 м, (скульптор Н. В. Томский), посвященный будням советского народа. Над фризом, центрируя фасад, размещен большой картуш с изображением герба РСФСР и знаменами (скульптор И. В. Крестовский).

Надпись под картушем "СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян" исчезла, видимо, после принятия брежневской конституции 1977 г., когда СССР формально стал "социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

В здании было 700 помещений, 11 залов для пленумов и конференций, самый большой из них был рассчитан на 3000 человек.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Особую роскошь в здании представлял собой Большой Зал заседаний. Как торжественная ода воспринимался его амфитеатр на три тысячи мест и двухъярусное фойе. Уникальное перекрытие зала было решено в виде восемнадцати металлических радиальных ферм, опирающихся на полукруглое металлическое кольцо диаметром 69,5 м, свободно лежащее на портальной раме. Особенностью зала являлось также верхнее освещение, осуществленное при помощи центрального фонаря и дополнительных фонарей, расположенных между радиальными фермами, к которым был подвешен потолок с двойным остеклением. В отделке зала были использованы мощные прямоугольные колонны с пышными капителями, скульптура, барельефы, фризы, обильная эмблематика, которые по замыслу автора должны были создать ощущение величия и парадности Дворца Советов. Перед войной зал был полностью закончен. К сожалению, сейчас он разделен перекрытием и разбит на мелкие помещения.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

В суровые годы блокады Дом Советов оказался на рубеже обороны города. На верхнем этаже здания был оборудован наблюдательный пункт командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. В память о событиях тех лет на площади сохранен дот.

Любители легенд упорно пересказывают байку, будто бы Дом Советов немцами не обстреливался. Якобы советская контр-разведка пустила слух, что в госпитале, который развернули в помещениях Дома Советов, содержатся пленные немцы. На самом деле госпиталь в Доме Советов действительно был. Толстые стены здания надежно защищали от снарядов, хотя обстреливали немцы здание нещадно. Фасад и южная сторона Дома Советов сильно пострадали и после войны начались реставрационные работы.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

После войны здание передали Училищу инженеров оружия...

…а позднее Научно-исследовательскому институту радиоэлектроники (НИИРЭ).

В ходе проводимой в начале 1970-х гг. в промышленности СССР реформы, направленной на создание крупных научно-производственных структур, в мае 1974 г. было образовано Научно-производственное объединение (НПО) "Ленинец", в которое вошли: НПО "Марс", включающее Всесоюзный НИИ радиоэлектронных систем (ВНИИРЭС) и Гатчинский опытный завод (ГОЗ). Ленинградское производственно-техническое объединение "Ленинец" включало заводы "Новатор", "Радиоприбор", "Ленинец", а также Петрозаводский радиозавод и Витебский телевизионный завод. Таким образом, на базе НПО "Ленинец" был создан мощный научно-производственный и хозяйственный комплекс, обеспечивающий весь цикл "наука - разработка - производство" специальной радиоэлектронной техники, а также цветных телевизоров и бытовой радиоаппаратуры.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

В 1980-х гг. реформирование хозяйственного механизма шло в направлении интеграции механизма отраслевого управления, выразившейся в создании научно-производственных объединений на основе двухзвенной системы управления: министерство - центральное научно-производственное объединение. В соответствии с этими в сентябре 1985 г. НПО "Ленинец" было преобразовано в Центральное научно-производственное объединение (ЦНПО) "Ленинец". Чтобы обеспечить комплексное решение вопросов, в марте 1987 г. в состав ЦНПО включили специальное конструкторско-технологическое бюро "Труд".

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

ОАО "Холдинговая компания 'Ленинец'" (ОАО "Ленинец-холдинг") было создано в 1992 г. при акционировании НПО "Ленинец". Объединяет около 40 дочерних предприятий, в которых владеет контрольными пакетами акций, в числе которых ОАО "Радиоавионика", ОАО "Завод 'Радиоприбор'", ОАО "Экспериментальный завод", ОАО "НИИС", ОАО "НИИРЭК", ОАО "Управляющая компания 'Ленинец'", ОАО "Технопарк", ОАО "Здоровье" и другие. Большинство из них - предприятия ВПК, разработчики и производители радиоэлектроники и вычислительной техники для МО,бортовых авиационных радиоэлектронных комплексов, навигационного радиоэлектронного оборудования и систем наведения высокоточного оружия, в том числе для ракет класса "воздух-земля", "воздух-море".


amapok (52vadim)

https://52vadim.livejournal.com/541166.html


Легенды и быль Дома Советов

https://www.don-ald.ru/stati/13388/

Показать полностью 5
173

Самый длинный в СССР и мире жилой дом на 3 тысячи квартир

То, что жилые архитектурные строения, возведенные в советское время, называют однотипными панельками, не так уж и странно. Типовые дома внесли свои закономерности во внешний вид городов.

Но ведь в Союзе были еще и «брежневки», «хрущевки», которые вполне могли в некоторых случаях вызвать удивление своими отличительными качествами и оригинальностью.

Самый длинный в СССР и мире жилой дом на 3 тысячи квартир СССР, Архитектура, Луцк, Длиннопост

Взять хотя бы многоэтажные здания семидесятых-восьмидесятых годов.

Самый длинный в СССР и мире жилой дом на 3 тысячи квартир СССР, Архитектура, Луцк, Длиннопост

Советские архитекторы в некоторых проектах воплощали необычные идеи


Многие советские инженеры и архитекторы в строительстве панельных домов нередко воплощали довольно необычные идеи. В качестве примера можно назвать дома на ножках, появившиеся в одной и во второй столицах, и московские круглые здания, которые по плану должны были быть сооружены в виде символа олимпиады.

Самый длинный в СССР и мире жилой дом на 3 тысячи квартир СССР, Архитектура, Луцк, Длиннопост

В Луцке был построен самый длинный дом


Но и это не все. Есть и другие необычные панельные конструкции. На Украине, в Луцке есть удивительный дом (пр. Соборности и ул. Молодежи). Строилось это жилое здание в течение одиннадцати лет. Строительство его началось в 1969 г. Столь большой срок не удивляет, ведь его общая длина равна 1,75 километров. А если сюда добавить и пристройки, то это еще плюс один километр. В доме насчитывается больше трех тысяч квартир, а жильцов около 10 000.


Авторами проекта самого длинного в мире жилого дома стали Метельницкий Р. Г. и Маловице В. К.

Построить приблизительно сорок домов от пяти до девяти этажей каждый, которые стоят очень плотно один к другому – достаточно смелая идея. Авторами ее стали два архитектора – Метельницкий Р. Г. и Маловице В. К. Это строение стало самым длинным домом в СССР, а в настоящее время аналогов ему нет и в мире. Насколько долго сооружение, которому уже сорок лет, простоит в своем первозданном виде, пока неизвестно. Дело в том, что в местной прессе уже есть сообщения, что оно требует серьезного ремонта.

Самый длинный в СССР и мире жилой дом на 3 тысячи квартир СССР, Архитектура, Луцк, Длиннопост

Длина жилого дома-рекордсмена 1,75 километров


Одно из местных туристических агентств решило помочь решить этот вопрос. Компания внесла предложение, согласно которому можно на крыше этого уникального гиганта устраивать экскурсии или организовывать мероприятия. При этом часть средств, полученных за это, использовать для ремонта самого здания или облагораживания придомовой территории.


Есть и другие огромные здания, например, Karl-Marx-Hof в Австрии, в Вене, длина которого 1,1 километр. Построен этот дом в начале прошлого столетия. Что касается именно построек из Советского Союза, то здесь стоит отметить несколько: мурманский девятиэтажный дом (1,488 километра), киевский дом на 24 подъезда (1,246 км), волгоградский дом протяженностью 1,15 км, а также пятиэтажное жилое строение в Набережных Челнах, длина которого 1,1 километр. Как видим, все они не дотягивают до размеров здания в Луцке.


https://back-in-ussr.com/2020/06/samyy-dlinnyy-v-sssr-i-mire...

Показать полностью 2
4821

Шла 4ая неделя карантина...

Буквально только что.
Утро. Пассажиры, как сонные мухи, едут в автобусе по своим делам. Включается динамик и вместо обычной рекламы/информации бодрый голос водителя вещает: "Доброе утро, уважаемые пассажиры. Я вижу какие у вас сегодня хмурые, грустные лица, поэтому давайте немного поиграем. Сейчас я закрою глаза, а вы будете мне подсказывать куда мне ехать: прямо/направо/налево. Удачи"
Больше в автобусе никто не спал.

154

Тере, пакет из СССР

Из недр. Полиэтиленовый пакет завидного качества и состояния с национальными Эстонскими символами - васильком и ласточкой на фоне контура Эстонской ССР с островами Сааремаа и Хийумаа. Если для кого-то представляет какую-то коллекционную ценность, могу выслать.

Тере, пакет из СССР Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Длиннопост
Тере, пакет из СССР Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Длиннопост
Показать полностью 1
93

Последний рейс "Калева"

14 июня 1940 года в небе над Финским заливом советскими боевыми самолетами в нейтральном воздушном пространстве сбит финский пассажирский лайнер Ю-52 («Калева»). Погибли 9 человек, в том числе дипломаты США и Франции.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

К середине 30-х годов число авиапассажиров в Скандинавии выросло настолько, что применение небольших самолетов стало экономически невыгодно. Руководство финской авиакомпании «Aero O/Y» (акционерное общество «Аэро») заказало на предприятиях фирмы «Юнкерс» в Дессау два трехмоторных пассажирских самолета Ju-52/3m.


Полученный 14 июля 1936 года самолет с серийным № 5494 второй в этом заказе; по прибытии в Финляндию на его борт и консоли нанесен регистрационный код OH-ALL и название «Kaleva» («Калева»). Трехмоторник, поплавковый, поначалу действовал с гидроаэродрома Катайнока, который находился рядом с Хельсинки. Но затем поплавковое шасси заменили обычным колесным в обтекателях с неубирающимися стойками.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

«Калева», ее команда и пассажиры, где-то в 1930-х годах.

10 ноября 1937 года самолет вылетел в очередной рейс, который едва не стал для него последним. Согласно расписанию, «Юнкерс» следовал из Хельсинки через Турку в Стокгольм. Сделав кратковременную посадку в Турку, самолет в 15.25 снова поднялся в воздух.


Едва экипаж закончил набор высоты, как спустя 13 минут после взлета от самолета оторвался центральный двигатель. Резко изменившаяся центровка потребовала мгновенной реакции командира экипажа: не растерявшись в критической обстановке, он приказал пассажирам встать с мест и перейти в переднюю часть салона. Несмотря на принятые меры, пилотам с огромным трудом удалось посадить самолет в Турку.


После ремонта «Юнкерс» эксплуатировался на пассажирских линиях, однако под самый конец «зимней войны» передан ВВС по мобилизации. За месяц военной карьеры он налетал в общей сложности 134 часа, после чего возвращен хозяевам.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Несмотря на сложную международную обстановку, в Скандинавии продолжали открываться новые авиалинии. Одной из них стала трасса Таллин — Хельсинки (Мальми), на которой со 2 апреля 1940 года начали работать такие же Ю-52 авиакомпании «Эстонские авиалинии». Вскоре к ним присоединились и «Юнкерсы» финской авиакомпании «Аэро».


Утром 14 июня «Калева» выполнил рейс из Стокгольма в Хельсинки с промежуточной посадкой на аэродроме в Турку. После недолгой стоянки на аэродроме Мальми, расположенном под Хельсинки, самолет вылетел в Таллин.

До этого командира экипажа по необъяснимой причине сменил шеф-пилот «Аэро» полковник Бо вон Виллебрандт, который вообще в тот день не намеревался садиться за штурвал. Вскоре после полудня руководитель полетов Видар Далстрем точно по расписанию дал разрешение на взлет.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Сто четыре километра от Мальми до Таллина «Юнкерс» преодолевал за 32—36 минут; большая часть трассы пролегала над водами Финского залива. В обратный путь из Лагсберга самолет вылетел по расписанию, в 13.54; через 36 минут «Калева» должен приземлиться в Мальми.


В экипаж самолета входили пилот Бо вон Виллебрандт и радист Тауно Лаунис. Согласно загрузочной ведомости, в 15-местном пассажирском салоне летели три сотрудника посольств — американец Генри Антейл, два француза, Поль Лонг и Фредерик Марта, — и немецкие бизнесмены Рудольф Келлен и Фридрих Офферманн, швед Макс Хеттингер и эстонка Унвар Лугу. Таким образом, с учетом членов экипажа на борту «Калевы» находились девять человек.


В то же время багаж некоторых пассажиров значительно превышал нормативные 15 кг на человека. Например, Поль Лонг вез с собой 154 кг, Фредерик Марти — 38 кг. Почти столько же, 35 кг, имел при себе Генри Антейл. Три сотрудника западных посольств с объемистым багажом покидали Эстонию в то время, когда в адрес правительств западных стран от имени Народного комиссариата иностранных дел отправлены требования закрыть свои посольства в Эстонии, Латвии и Литве в связи с вхождением этих стран в состав СССР.


В это время одна из советских подводных лодок, Щ-301, находилась на позиции точно под трассой пролета финского «Юнкерса».

Моряки уже получили приказ о начале блокады Эстонии. В нем содержалось задание проверять все суда, покидающие Эстонию, а также всех пассажиров и весь груз на борту. Предполагалось, что эстонское правительство попытается покинуть страну и, возможно, будет находиться на каком-либо судне.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Подводная лодка III серии «Щ-301» («Щука»)

В случае если некое судно не остановится или окажет сопротивление, разрешалось открывать по нему огонь; национальная принадлежность судна не имеет значения. То же относилось и к самолетам.


Утром 14 июня в патрулировании над морем приняли участие самолеты ДБ-3Т из состава 1-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) ВВС КБФ. В то время ДБ-3Т единственный тип современного скоростного самолета в составе ВВС РККА и ВВС ВМФ, который способен действовать практически в каких угодно метеоусловиях и в любое время суток, поскольку оснащен радиополукомпасом РПК-2.


Дальнейшие события описывает в книге «Над тремя морями» генерал-лейтенант Петр Хохлов: «23 июня 1940 года два наших экипажа во главе с командиром авиаполка Ш.Б. Бедзинашвили вылетели в разведку в северо-западную часть Балтийского моря. Ведомый экипаж возглавлял командир звена капитан М.А. Бабушкин (штурман — лейтенант Константин Виноградов; стрелок-радист — сержант В.А. Лучников). Ведущий состоял из командира полка, меня и стрелка-радиста сержанта Казунова. Пасмурное утро. Моросит дождь. Летим над Финским заливом. Стараемся обходить районы с низкой облачностью и потому часто меняем курс полета. Наконец подходим к Таллину. И тут небо засияло, море заискрилось, открылась прекрасная видимость.

Километрах в трех-четырех от города я заметил, как с аэродрома Лагсберг взлетел самолет. Он берет курс в сторону Хельсинки. — На перехват! — отдает распоряжение полковник Бедзинашвили. — Наверняка бесконтрольный, надо завернуть его обратно.

Сближаемся с самолетом Ю-52 без каких-либо опознавательных знаков. Я открыл астролюк своей кабины, приподнялся и рукой показал пилоту, чтобы разворачивал машину в сторону аэродрома. Но «Юнкерс» летит прежним курсом да еще увеличивает скорость. Мы дважды пересекли ему курс, подали знаки: «Требуем возвращения!» Неизвестный экипаж игнорировал наши требования. — Предупредить огнем, — передает командир.

Несколько трассирующих очередей проходят впереди кабины «Юнкерса», но и это не меняет дела. Мы так близко от преследуемого самолета, что видим через его иллюминаторы пассажиров в переполненном салоне, их самодовольные физиономии. Нам показывают кулаки, грозят пистолетами. После этого самолет-нарушитель был сбит. Мы сделали все по правилам, по инструкции. И все же возвращались на аэродром с сожалением о случившемся.

В рапортах подробно изложили все обстоятельства, однако были нам упреки: дескать, не сумели принудить «Юнкерс» к приземлению. Все стало на свои места, когда в поднятом со дна залива фюзеляже обнаружили не только множество материальных ценностей, но и большое количество документов, составляющих государственную тайну. Теперь нас уже одобряли за решительные действия. А мы к тому же поняли, почему экипаж Ю-52 отказался подчиняться требованию о возвращении на аэродром: ему бы пришлось расплачиваться за шпионаж».

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Петр Ильич Хохлов. Справа снимок начала 40-х годов.

Хохлов допустил маленькую неточность: «Калева» сбили не 23-го, а 14 июня. Любопытно, что в финском журнале за 1941 год опубликован рассказ очевидца этого эпизода, переданный Г. Бушманном, руководителем планерного клуба Таллина: «Один из его пилотов, по имени Орад Манг, служил в то время в армии, на маяке Кери. Он следил с маяка за окружающим пространством и в течение двух недель наблюдал одну или две русские подлодки, находившиеся на авиатрассе почти в середине Финского залива. Четырнадцатого июня он видел приближение „Калева“ со стороны эстонского берега и двух советских СБ-2, которые подошли с двух сторон к финскому самолету на дистанцию не более 50 м. Их совместный полет продолжался до острова Прингля, и тогда один СБ опустился немного ниже, после чего на другом советском бомбардировщике стрелок поднялся в башню и открыл огонь из пулемета по ,,Калеву“. „Юнкерс“ пролетел две или три мили, затем огонь открыли снова, но „Калева“ продолжал лететь на высоте 400—500 метров. Стрелявший СБ-2 спустился ниже, а другой зашел с другой стороны и, находясь у острова Кери, открыл огонь. На ,,Юнкерсе“ остановился левый двигатель, появился дым, а затем и пламя. Накренившись влево, „Калева“ упал в море.»


Наблюдатель с маяка ошибся в определении типа советского самолета. Он, например, заметил, как «стрелок поднялся в башню». Но в бомбардировщике СБ радист из-за узости фюзеляжа постоянно сидел в своей огневой точке и подняться в ней мог только открыв верхнюю часть остекления (при условии, что это турель МВ-3, которая монтировалась на поздних СБ с моторами М-103). А вот у ДБ-3 радиооборудование находилось перед пулеметной турелью.


Вероятно, радист вначале связался с командованием, а уж затем, получив приказ прервать полет неизвестного самолета, «поднялся в башню».


Кстати, экипаж Щ-301, находившийся на довольно значительном расстоянии от места инцидента, посчитал, что финский самолет сбит истребителями. Тип атаковавших машин окончательно выяснился только после выхода второго издания книги П. И. Хохлова.


В 14.06 для экипажа и пассажиров «Юнкерса» все кончено, но события в этом квадрате продолжали развиваться, так как неподалеку находились рыболовные суда и, самое главное, в шести милях от места падения финского самолета патрулировала советская подводная лодка Щ-301.


О том, что произошло дальше, можно узнать из рассказа трюмного старшины Бориса Галкина, попавшего в плен к немцам и финнам в 1943 году: «Экипаж Щ-301 наблюдал, как русские истребители сбили пассажирский самолет, летевший из Эстонии на север. Он упал в районе маяка Кери. На воде плавали обломки самолета. Вализы, в которых находилась американская дипломатическая почта, и чемодан с французской дипломатической почтой подняли на борт подводной лодки. Также найдены личные документы финского летчика.

Только из них экипаж подводной лодки узнал о национальной принадлежности сбитого самолета». Несмотря на то что до места падения самолета всего шесть миль, Щ-301 подошла туда только в 14.55. В результате первыми у места катастрофы оказались пять эстонских рыболовецких судов. Позже рыбаки сдали в главное управление эстонской полиции опломбированный мешок дипломатической почты, несколько портфелей, деньги в банковской упаковке, предметы одежды, десять фрагментов самолета, записные книжки пассажиров и обоих членов экипажа, бухгалтерские книги, немецкий паспорт, спасательный жилет и. чей-то скальп.

Как только связь с «Калева» прекратилась, в КДП аэродрома Мальми позвонил дежурный офицер с базы на острове Сантахамина, где находились финские посты ВНОС. Трубку поднял руководитель полетов Видар Далстрем, который позже вспоминал: «Разговор оказался коротким. У меня спросили, должен ли прилететь на Мальми из Таллина самолет, на что я ответил утвердительно. После этого сообщили, что их посты видели горящий самолет, который упал в море, после чего он предположил, что это наш самолет.»


Необходимо отметить, что гибель «Калева» наблюдали также с островов Исокари и Рюсокари. Вскоре для выяснения обстановки в район падения «Калева» направлен морской разведчик «Блэкберн райпон», однако его экипаж отклонился от курса и ничего не обнаружил.


Там же, на Мальми, находилась и финская истребительная эскадрилья LeLv-24, только недавно получившая новенькие американские «Брюстеры-239». Вместе с находившимися на вышке КДП аэродрома Мальми руководителем полетов Видаром Далстремом и срочно вызванным генеральным директором авиакомпании «Аэро» Гунаром Столе за обстановкой следили командир LeLv-24 майор Густав Магнуссон и фельдфебель Илмари Юутилайнен.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Звено финских истребителей американского производства «Брюстер В-239» (Brewster B-239).

В книге «Назло красным пилотам» последний пишет: «Я слушал с Магнуссоном сообщения вылетевшего разведчика, но тот не мог сообщить ничего определенного. Так как я был в тот день в числе дежурных, то мой самолет был в немедленной готовности к взлету. Разочарование от результатов разведки экипажа „Райпона“ вскоре отразилось на лице Магнуссона, и, повернувшись ко мне, он бросил: „Дуй на разведку“. Согласно рапорту, Юутилайнен стартовал в 14.51, а в 14.55 Щ-301 подошла к месту падения самолета. «Брюстер» финского пилота летел на высоте 200 м; пройдя маяк Хельсинки, Юутилайнен повернул на юг и, заметив силуэт советской подводной лодки, вскоре оказался рядом с ней. «Похоже, лодка стояла на одном месте, и я подумал, что она заметила катастрофу и подошла к месту происшествия. Я увидел рядом с подлодкой примерно метровые куски фанеры (применялась для отделки Пассажирского салона) и масляное пятно диаметром примерно 75 метров. На корме подлодки был красный флаг. Я кружил на дистанции 50 метров вокруг нее и видел много плававших вокруг подлодки предметов. Затем я пролетел над лодкой, пытаясь рассмотреть, что именно уже находится на палубе. Когда я был уже над субмариной, несколько советских моряков встали к зенитной установке.».


Сделав еще несколько кругов, Юутилайнен заметил и эстонских рыбаков, находившихся поблизости, и еще одну подводную лодку — на юго-востоке. На обратном пути, немного не долетев до плавучего маяка, финский летчик встретился с парой советских МБР-2, которые шли со стороны Ханко, а, когда истребитель пронесся над маяком, в поле зрения Юутилайнена попал и разведывательный «Райпон», экипаж которого так ничего и не обнаружил.


Появление финского истребителя, естественно, не осталось незамеченным для экипажа советской подводной лодки. «В то время, когда подводная лодка находилась на месте гибели самолета, — вспоминал Борис Галкин, — показался финский самолет — истребитель или легкий бомбардировщик. Сделав несколько кругов, самолет скрылся. Была дана команда открыть по нему огонь, но из-за отказа пулемета обстрелять самолет не удалось».


Тем временем поднятые в лодку предметы отправили в сушку, о сбитом финском самолете дали радиограмму в Кронштадт. Финская радиоразведка перехватила это сообщение, но никаких вещественных доказательств ей собрать не удалось.


Продолжавшие патрулировать в этом районе советские самолеты и подводные лодки исключали возможность захода в этот квадрат финских судов или гидропланов. На следующий день оставшиеся на поверхности воды обломки самолета подобраны советскими торпедными катерами и доставлены в Кронштадт.


Спустя два дня после происшествия, 16 июня 1940 года, другой Ю-52 «Эстонских авиалиний» в последний раз прилетел из Хельсинки в Таллин. Впрочем, и этот рейс вполне мог кончиться трагически: вылетев из Мальми в 9.10, «Юнкерс» обстрелян по пути зенитным огнем с подводной лодки.

«Несмотря на то что происшествие с „Калева“ известно в Финляндии, официальные круги этой страны не захотели накалять и без того непростую обстановку, Созданная комиссия сделала вывод, что причина гибели самолета — взрыв, происшедший в фюзеляже, — подводит итог Игорь Копилофф, занимавшийся журналистским расследованием трагедии 1940 года. — Интересен также и тот факт, что ни одна страна, чьи граждане погибли в этой катастрофе, не выразила протеста СССР. Лишь США и Франция прислали официальные запросы, но их стиль, вполне нейтральный, никак не затрагивал достоинства СССР. Военно-политический расклад был еще далеко не ясен. Великобритания — совсем недавно она не преминула бы использовать этот факт в своих целях — его попросту проигнорировала: у ее правительства в тот момент были проблемы поважнее. Французскому правительству в Виши также было не до этого. Франклин Рузвельт, со своей стороны не без основания считавший что хребет гитлеризму можно сломать только при непосредственном участии России, не хотел ссориться с Дядюшкой Джо из-за подобной „мелочи“. Такую же позицию, хотя и по другим причинам, занимали Германия, Финляндия и Швеция».


Однако позже катастрофа «Калевы» стала использоваться на Западе для демонстрации варварства Страны Советов, при этом ее вооруженные силы обвинялись в терроризме.

Источник: «100 великих авиакатастроф», 2004

Показать полностью 6
177

В Таллине открыли монумент в честь советских воинов

В Таллине в четверг прошло открытие памятника советским воинам-освободителям, военнопленным и жертвам фашистов, сообщило посольство России в Эстонии.


«Расположенный на перекрестке ул. Вальдеку и Вильяндиского шоссе монумент был открыт после проведенного при финансовой поддержке посольства России в Эстонии капитального ремонта», – сообщили в дипмиссии, передает ТАСС.


Памятник поставили на месте танкового рва, куда нацисты во время оккупации города скидывали тела расстрелянных. Поисковики сообщали, что в этом месте лежат останки более 1,5 тыс. жертв.


«Перед собравшимися выступил советник-посланник посольства России в Эстонии Сергей Налобин, который отметил важность работы по уходу за советскими воинскими захоронениями для сохранения памяти о победе над фашизмом», – отметили в посольстве.


Сотрудники дипмиссии, военный атташе России в Эстонии Андрей Бережной, участники ветеранских и поисковых организаций возложили цветы к мемориалу и почтили память погибших минутой молчания.



https://vz.ru/news/2019/12/26/1015819.html

38

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония

Легендарный “дом - НЛО”, ступенчатая пирамида, “пентагон”, корабль пришельцев, самое своеобразное здание СССР, вершина архитектуры 70-х… И это лишь некоторые из эпитетов, характеризующих одну из достопримечательностей города Рапла — контору Раплаской межколхозной строительной организации, или дом Рапла КЕК. За интерьерное решение здания Рапла КЕК Ауло Падар получил в 1977 году присуждаемую ежегодно премию по дизайну интерьера. Здание было отражено во многих международных журналах архитектуры, на выставках и в книгах.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Вновь и вновь эта постройка притягивает внимание как местных, так и иностранных зрителей — словно парящая в воздухе пирамида на темно-синем цокольном этаже, чью форму зеркально повторяет расположенный вблизи ландшафт с бассейном с террасами.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Разработка проекта здания Рапла КЕК началась в конце 1960-х в тогдашнем государственном проектном институте EKE — “Проект КСЭ” (КСЭ — колхозное строительство в Эстонии), специализировавшемся на сельском строительстве, где поначалу был подготовлен довольно простой эскиз.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

В связи со сменой руководства Раплаской межколхозной строительной организации поменялись и планы на дом. Новое руководство хотело построить что-то более выдающееся, а потому проектировщиком назначили тогдашнего ведущего архитектора Тоомаса Рейна.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Здание Рапла КЕК представляет собой характерную для сельской архитектуры эпохи Эстонской ССР постройку — строительные канцелярии находились практически во всех тогдашних уездных центрах. Однако форма дома Рапла для того времени была очень нетипичной. Архитектуру здания характеризуют царивший в Советской Эстонии модернистский технофутуризм.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Внешний облик завершенного в 1977 году комплекса административного здания Рапла КЕК (здание и примыкающий к нему искусственный ландшафт с террасами) общей площадью 3076 м2 и многие его детали выполнены в форме пирамид (в основном, восьмигранных). Хотя большая часть здания имеет всего два этажа, снаружи оно выглядит как 7-ступенчатая пирамида, которая стоит на частично уходящем под землю первом этаже.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Интерьер повторяет наружную форму здания. В основе здания лежит немного вытянутый восьмиугольник, который встречается и во всех других элементах: урнах для мусора, клумбах и т. д. Всей задумке добавляет эффектности восьмиугольный пруд, расположенный за зданием и являющийся его объемным зеркальным отражением. В середине здания находится спортивный зал с большим окном в крыше, окруженный коридором, откуда можно попасть в офисные помещения.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

https://turist.delfi.ee/news/stories/v-rapla-nahoditsya-odin...

https://teletype.in/@romamonah/HyMo6vYrE

Показать полностью 8
192

Как я бутылку с посланием нашёл в море.

Прочёл пост:

На пляже в Бразилии нашли бутылку с посланием от советских моряков


... и вспомнил - а ведь я тоже однажды нашёл настоящую бутылку с посланием!

Вот только ситуация история была с точностью до наоборот - я был в СССР, а бутылка была иностранная...

1988 год. Я служил в армии. Наш дивизион ПВО располагался в Эстонии, на маленьком полуострове, с трёх сторон окружённом водами Финского залива - от пусковых установок до берега было метров 200, поэтому к морю спускались частенько...

И вот однажды спустился к воде и вижу - к берегу прибило пластиковую бутылку, как теперь минералку или пиво разливают, а тогда - диво дивное! - в СССР таких не выпускали (даже Кока-Кола и Пепси только в стекле продавались). Поэтому и решил взять в руки. А бутылка сильно потёртая - видимо, долгое время плавала...

И вот беру эту бутылку - а внутри что-то есть, свёрнутая бумага!

Достаю эту бумагу - а там послание (точный текст не вспомню - 30 лет прошло, да и английским я тогда владел не так, как сейчас):

- Привет! Меня зовут [*** - женское имя, похоже на шведское], я из Швеции. Мы сейчас плывём на корабле с друзьями и решили написать это послание.


Вот такая короткая история, но ощущения в тот момент были незабываемые - словно прикосновение к чему-то волшебному, романтика морских путешествий, как будто попал в приключенческие романы Стивенсона, Жюля Верна или Джека Лондона.


Что стало с посланием - не помню...

На фото - я, на том самом берегу в тот самый год )))

Как я бутылку с посланием нашёл в море. Послание, Письма из бутылки, СССР, Армия, Приключения, Граница, Море, Эстония
38

Водители автобусов в Таллинне выйдут на пикет — угрожают забастовкой.

В эстонской столице состоится протестное мероприятие водителей городских автобусов, недовольных своей зарплатой. Однако нехватка средств — не единственная проблема общественного транспорта страны.

Водители автобусов в Таллинне выйдут на пикет — угрожают забастовкой. Эстония, Таллин, Забастовка, Водитель, Профсоюз, Автобус

ТАЛЛИНН, 27 авг — Sputnik. Водители автобусов, недовольные уровнем своих зарплат, выйдут на пикет в Таллинне перед зданием Министерства экономики и коммуникаций. Акция пройдет во вторник, 27 августа, в 13:00.

По словам профсоюза работников транспорта, переданным ERR, только через повышение заработной платы можно решить проблему острой нехватки водителей автобусов

Переговоры, прошедшие между водителями и работодателями при посредничестве государственного примирителя, не дали ожидаемого результата. В итоге участники переговоров пришли к выводу, что новый коллективный договор не получится заключить без соответствующей воли республиканского правительства.

Следующим шагом станет забастовка

По мнению главы правления профсоюза работников транспорта Юллара Калласа, необходимо как можно скорее провести внеочередное повышение зарплаты водителей автобусов, чтобы решить проблему нехватки кадров среди них, поскольку в настоящее время их заработок отстает от требований времени.

Профсоюз работников транспорта уже обращался к Департаменту шоссейных дорог и к министру экономики с просьбой о дополнительном финансировании для повышения зарплат, однако те проигнорировали просьбы водителей. В том случае, если пикет не даст ожидаемых результатов, "автобусники" не исключают проведения в 2020 году общегосударственных забастовок в сфере общественного транспорта.

В настоящее время минимальная заработная плата водителей автобусов составляет 945 евро в месяц. В профсоюзе надеются, что уже с 2020 года она вырастет до 1200 евро.

Автобусы могут встать не только из-за забастовки

Уровень зарплат — не единственная проблема городского транспорта в Эстонии. По мнению министра сельской жизни Марта Ярвика, обязательное содержание биодобавок в дизельном топливе, уже приведшее к случаям выхода из строя сельскохозяйственной техники, в перспективе угрожает работе общественного транспорта.

"Это только начало проблемы, когда станет прохладнее, биодобавка начнет забивать фильтры, тогда возникнет опасность для общественного транспорта и всех транспортных средств с дизельным мотором", — сказал министр. Он также напомнил, что Силам обороны разрешено не использовать биотопливо — следовательно, предполагается, что оно не такое уж безвредное, как заявлялось ранее.

Постепенный переход на биотопливо начался с мая 2018 года по инициативе Европейского союза — Брюссель таким переходом пытается снизить загрязнение окружающей среды со стороны транспортного сектора и сохранить чистоту воздуха.

В 2018 году содержание биокомпонента в продаваемом на эстонских заправках топливе должно было составлять 3,5% в "дизеле" и 5% в 95-м бензине (содержание биоэнергии в топливе — минимум 3,1%). С апреля 2019 года этот показатель вырос до 7% в дизельном топливе и до 10% в 95-м бензине (то есть минимум 6,4% содержания биоэнергии в топливе). Планируется и в дальнейшем повышать долю биокомпонентов — с января 2020 года содержание биоэнергии в топливе в Эстонии должно вырасти до 10%.

Источник - ссылка

Общественный инициативный некоммерческий проект по агрегации новостей о забастовках и трудовых конфликтах в России и ближнему зарубежью - ЗабастКом

Показать полностью
277

"Мотошлемы из Эстонии", СССР, 1972 год

Неизвестный художник.

Таллин, 1972 год.


Скорее всего плакат посвящен продукции Таллинского завода SALVO, который, помимо мотоциклетных шлемов различных моделей, производил изделия из пластика (ведра, игрушки, санки, коньки и т.д.).

Наверняка и сейчас у кого-то по гаражам лежит эта продукция :-)

"Мотошлемы из Эстонии", СССР, 1972 год Плакат, СССР, Эстония, Мото, Шлем, Техника безопасности, ПДД, Графика
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: