Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы"

Как и большинство памятников, построенных на территории бывшей Югославии, мемориальный комплекс в Национальном парке Сутьеска (Sutjeska) в Боснии и Герцеговине, представляет собой абстрактную композицию, выполненную из цемента.

Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы" Архитектура, Социализм, Югославия, Длиннопост

Дело в том, что тогдашний лидер страны Тито заказал архитекторам возвести такие памятники, которые сломают традиционные представления о том, каким должен быть военный мемориал. При этом они должны были сформировать национальную идентичность в годы становления социалистической страны. Формально задача была выполнена, однако художественный метод -"брутализм" - был позаимствован на Западе.

Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы" Архитектура, Социализм, Югославия, Длиннопост

Мемориальный комплекс в Сутьеске получил название "Долина героев" и посвящен прорыву крупного партизанского отряда из окружения нацистских войск. Основная часть комплекса разработана Миодрагом Живковичем.

Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы" Архитектура, Социализм, Югославия, Длиннопост

Памятник представляет собой два симметричных крыла, состоящих из остроконечных геометрических форм, драматический ритм которых также символизируют пламя. Памятник так органично сливается с окружающим ландшафтом, что возникает впечатление, будто он вырастает из-под земли.

Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы" Архитектура, Социализм, Югославия, Длиннопост

Проход между "крыльями" ведет к плато, где на южном склоне холма расположился музейный комплекс под названием "Spomen-dom", созданный в 1974 году Ранко Радовичем.

Архитектура социализма: "Тяжелые крылья свободы" Архитектура, Социализм, Югославия, Длиннопост

Это массивное угловатое здание площадью примерно 3000 кв. метров состоит из серии связанных между собой рифленых железобетонных пирамидальных башен. Внутри на стенах выгравировано более 7000 имен погибших здесь партизан. В этом здании практически нет источников искусственного освещения, а свет внутрь проникает через масштабные окна на крыше.

Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU

по материалам atlasobscura.com, architectuul.com, dezeen.com, totallylost.eu

http://architime.ru/specarch/miodrag_zivkovic/monument_compl...

Материал © ARCHITIME.RU