Анализ фильма "Фрагменты женщины"

Анализ фильма "Фрагменты женщины" Обзор, Ванесса Кирби, Текст, Длиннопост

Первые тридцать минут – настоящая пытка. Камера оператора Бенджамина Лоба магическим образом превращает нас в участников этой душераздирающей истории. Великолепный, кульминационный получасовой пролог не оставляет шансов на легкий просмотр других полутора часов «последствий». С самого начала невероятно реалистично снятого процесса домашних родов становится ясно, что нас ждет что-то очень страшное. Это состояние готовящихся к столкновению пассажиров падающего в бездну самолета. Основная гениальность режиссерской работы нового фильма Корнеля Мундруцо «Фрагменты женщины» - заставить зрителя заранее переживать шок от происходящего, остановить воображаемую кровоточащую рану, смириться с неизбежным.

Скорбь, боль, отчаяние. Именно эти три священных триеровских чувства испытывают как действующие лица, так и наблюдающие со стороны за столь трагичным и чересчур жизненным спектаклем свидетели. Главная героиня «Фрагментов» Марта Карсон проходит через горе и с трудом пытается восстановиться. Она не устраивает истерик, не скандалит, не гневается, однако уже по одному ее говорящему пронзительному взгляду становится понятно, что ей невыносимо больно. Персонаж актрисы Ванессы Кирби вообще старается меньше говорить, однако от ее тягостного молчания на душе совсем не легче. А вот ее вспыльчивый возлюбленный Шон (в не менее выдающемся исполнении Шайи Лабафа) явно не справляется с семейной катастрофой: ищет виновных, эгоистично отдаляется от когда-то любимой и почитаемой им жены, объявляет войну несуществующим врагам. Строгая мать Карсон сочувствует дочери, но успевает также винить ее в недальновидности и слабохарактерности. Они пытаются пройти через ад, но у них не получается. Вот здесь появляются классические невзгоды, выпадающие на женскую долю: обязательно найдутся критики, знающие все о беременности, как и где надо рожать, кто виноват, что делать, каких мужчин выбирать, как «правильно» горевать, реагировать и хоронить. Стойкости Марты могли бы позавидовать даже самые храбрые и хладнокровные бойцы: в противовес эмоционально нестабильному Шону, даже при фрустрации, отсутствии поддержки и сложных отношениях с родственниками, она все равно находит выход, «собирает себя» по разбросанным кусочкам и заново возрождается как птица феникс.

Кажется, что время лечит, за жестокой холодной зимой наступит весна, а часто демонстрируемый в зимнем Бостоне сооружаемый рабочими мост когда-нибудь да построится, но всего этого нужно еще дождаться. А пока ей остается лишь найти новую причину существовать дальше, подобно несчастным людям из более суровой российской драмы Василия Сигарева «Жить»: учиться отпускать, не держать зла на других, дать себе шанс на новое вдохновение, вспомнить о близких, сажать деревья, срывать с них ароматные красные яблоки. К слову, символичных знаков торжества жизни и одновременно роковой кончины совместного быта для супругов, в драме предостаточно. Чего стоят только любимые Мартой фруктовые плоды и акушерка Ева, на которую впоследствии свалятся обвинения в совершении преступления, общественное порицание и изгнание. Но даже несмотря на такие очевидные приемы, кино все равно хочется смотреть не отрываясь, то ли из-за отличной актерской игры, то ли из-за привлекательного сюжета, то ли из-за необходимого выброса эмоций в процессе и логичного «освобождения», поскольку радуга закономерно появляется после дождя.

Эту необычную картину можно сравнить разве что с более спокойной, но не менее важной «Кроличьей норой» такого же уровня театрального накала, по мрачной атмосфере - с черно-белым фильмом «Рома», а по шкале внутрисемейной конфликтности кино вполне сравнимо с «Дорогой перемен». Расставит все по местам блестяще поставленный судебный эпизод в развязке, отсылающий к культовой сцене откровения героини Мерил Стрип во время бракоразводных юридических распрей в ленте «Крамер против Крамера». Марту посетит озарение, она увидит те самые «фрагменты» и тут же найдет ответы на мучающие ее вопросы. Что же из этого следует? «Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца». А детский смех в цветущем Эдемском саду с яблоками подарит всем драгоценную надежду.

Анализ фильма "Фрагменты женщины" Обзор, Ванесса Кирби, Текст, Длиннопост