Американская школа (часть 2)

Продолжаю рассказ об американской системе школьного образования. Начало тут: http://pikabu.ru/story/_3517947 Основа текста не моя, но я его переработал.

Итак, как я уже рассказал, ученик может ходить на занятия разного уровня по каждому из предметов. Но варьировать можно не только «качество» предмета, но и их «количество».

Как это происходит на практике? Давайте посмотрим на типичное расписание уроков в High school. Для начальной и средней школ оно такое же, только на один урок короче и сдвинуто, соответственно, на 30 минут и на 1 час вперед. Это делается для того, чтобы родители, имеющие детей разных возрастов и не пользующиеся по какой-то причине автобусами, могли спокойно развезти детей по разным школам.

0 Урок: 7.05 – 7.50
1 Урок: 7.55 – 8.40
Homeroom: 8.40 – 8.45. В это время классный руководитель проверяет явку учеников и делает какие-то объявления.
2 Урок: 8.50 – 9.35
3 Урок: 9.40 – 10.25
4 Урок: 10.30 – 11.15
5 Урок (1-й ланч): 11.20 – 12.05
6 Урок (2-й ланч): 12.10 – 12.55
7 Урок: 13.00 – 13.45
8 Урок: 13.50 – 14.35


Девять уроков! Ужас, правда? Но все не так страшно, как кажется. На самом деле, уроков всего семь и начинаются они в 7.55. Во время ланча вся масса учащихся делится пополам, у одной половины ланч будет вместо пятого урока, у второй – вместо шестого. Делается это для удобства, чтобы вся школа не скапливалась в кафетерии одновременно. И да, на ланч отводится целых 55 минут, зато перерыв между занятиями составляет всего 5 минут на то, чтобы перейти из класса в класс.

Таким образом, отбросив нулевой урок и ланч, мы получаем семь уроков в день в старшей школе и шесть в младшей и средней школах.

При этом особо одаренные товарищи, пройдя через сито подписания пачки разрешений и допусков, могут получить право на дополнительный нулевой урок, а также отказаться от ланча, заменив его еще одним предметом (в этом случае учителя разрешают кушать прямо на уроке). Заметьте, я сказал, что это «право», но вовсе не «обязанность» и не «необходимость». Подавляющее большинство родителей полагает, что такая нагрузка слишком велика для ребенка, а его психологический комфорт важнее академических успехов. Большинство, да, но не все.

Идем дальше.

Для того, чтобы получить диплом о среднем образовании (high school diploma), учащийся должен за 9 – 12 классы набрать определенное количество т.н. крЕдитов (ударение на первый слог). Один кредит по предмету соответствует пяти занятиям в неделю на протяжении года. Т.е. 4 кредита по английскому языку означают, что все четыре года в хай скул ученик каждый день, с понедельника по пятницу, ходил на один урок английского языка.

Количество кредитов и их распределение по областям отличается от штата к штату. В большинстве штатов требуется 20 – 24 кредитов. Их можно набирать путем варьирования из разного рода предметов, однако есть определенные стандарты, от которых отступать нельзя. Например, из 22 кредитов, необходимых для диплома в Нью-Джерси, нужно набрать не менее 4 по английскому языку, по 3 кредита по математике, социальным наукам, естественным наукам и физкультуре и 2 – по искусству. Оставшиеся 4 кредита можно взять из любой области по выбору. Итого получается, что для минимальной программы достаточно присутствовать в школе всего пять – шесть уроков в день. После этого можно (но не обязательно) остаться на дополнительные занятия на 7 – 8 уроках, но для получения диплома это не обязательно.

При этом, как я уже сказал, «английский», «математика» и т.д. – это не один, единый для всех предмет, а целая область, состоящая из множества разных английских и математик. Вот примерный список предметов, из которых состоит каждая из областей. Тут перечислены далеко не все предметы, а только основные:

Art (искусство): рисование, фотография, керамика, история искусства, промышленный дизайн. В общем, все, что можно нарисовать или слепить;

Business (бизнес): маркетинг, бухгалтерия, финансы... Сюда же, как ни странно, относится компьютерная грамотность (ворд, эксель, презентации – это все отдельные предметы) и основы веб-дизайна;

English (английский): Основной предмет один (в американской школе он не разделяется на язык и литературу, как в российской), различающийся по уровням сложности. В качестве дополнительных курсов можно изучать журналистику, кинематографию, драму и т.п. И да, школьники реально ставят самые настоящие взрослые спектакли. А откуда, по-вашему, Голливуд берет столько хороших актеров?

Family (домоводство): мода, дизайн интерьеров, уход за детьми, кулинария и т.д.;

Math (математика): Про нее я уже рассказывал в первой части, в нее входит один основной курс, различающийся по уровням сложности, и несколько дополнительных: программирование, робототехника, основы статистики и т.п.

Music (музыка): сюда засчитываются уроки по теории музыки, участие в школьном хоре или в одном из школьных оркестров. Тут тоже все серьезно, дети выступают с концертами, участвуют в конкурсах и т.п.

Physical education (физкультура и ОБЖ): Помимо собственно физической подготовки сюда же часто включают занятия по ПДД (что актуально, т.к. в США права можно получать с 15 лет), основы здоровья, питания, сексуальное образование (если оно есть в штате) и т.п. В зачет по физкультуре идет также участие в любой из множества школьных спортивных команд.

Science (естественные науки): химия, физика, биология… вы будете смеяться, но также агрономия и, барабанная дробь, судебная экспертиза;

Social studies (гуманитарные науки): история США, европейская история, современная мировая история (три разных предмета, разные уровни сложности), социология, политология, экономика, основы права и т.п. Очень длинный список.

Technology (технология): что-то вроде нашего труда, но в очень широком диапазоне, от столярного дела до ремонта автомобилей и компьютерной графики. В отличие от труда, вещь совершенно не обязательная, эти уроки берут только те, кто не планирует продолжать образование, либо те, кому просто нравится работать руками;

World languages (иностранный язык): В некоторых штатах обязательный, в других – нет. Самый популярный, естественно, испанский, на втором месте с большим отрывом французский, а вот на третьем… угадайте какой? Русский? Китайский? А вот и нет. На третьем месте по популярности – язык жестов. Русский язык замыкает десятку, уступая немецкому, латыни и азиатским языкам.


Таким образом, минимальное расписание в Нью-Джерси может выглядеть примерно так:

9 класс: Английский, математика, анатомия, история, физкультура, испанский язык.
10 класс: Английский, математика, химия, история, физкультура, испанский язык.
11 класс: Английский, математика, физика, история, физкультура, дизайн.
12 класс: Английский, физкультура, фотография, теория музыки.


Выглядит не очень сложно, но еще раз, это будет лишь минимальное расписание. Добавьте сюда то, что каждый предмет можно изучать на очень слабом уровне и вы поймете, что для получения школьного диплома достаточно приложить самый минимум усилий. А теперь представьте, что в Калифорнии требуется не 22, а всего 13 кредитов!

Но это минимум. Максимальное же расписание будет включать в себя по 7 – 8 (а то и по 9) уроков, плюс предметы высокого уровня сложности (подразумевающие кучу домашней работы и внеклассные занятия), плюс дополнительные занятия в колледже.

Таким образом мы подошли к самому главному школьному принципу в США – добровольности. Ученик может лишь слегка поднапрячься и получить свой диплом, а может выложиться на полную и… получить точно такой же, на первый взгляд, диплом.

В чем разница? Разница в наполнении. Но об этом я расскажу в следующий раз.

PS: Я понимаю тех, кто не читает, потому что это им не интересно. Но мне любопытно, чем руководствуются те, кто ставит минусы? :)