А знали ли вы, что ещё больше 100 лет назад паровые автомобили могли двигаться со скоростью под 200 километров в час?

Скорость – одно из самых ценных качеств транспорта. С изобретением автомобиля скорость стала расти быстрее.

22 июля 1894 года Le Petit Journal провел «Международное соревнование на безлошадных повозках». Конкурс предназначен исключительно для изобретателей и строителей механических автомобилей. Это была не скоростная гонка, а гонка на выносливость, так как было запрещено превышать скорость 12,5 км/ч. В 1895 году Жюль-Альбер де Дион организовал первую скоростную гонку: более 1000 км туда и обратно между Парижем и Бордо.

Первый зарегистрированный рекорд наземной скорости датируется 1898 годом, когда французский гонщик Гастон де Шасселу-Лоба на своем Jeantaud Duc с двигателем мощностью 63 л.с. разогнался до 63,158 км/ч. Еще через год под Парижем, 1 мая 1899 года, бельгиец Камиль Женаци побил новый рекорд: он развил скорость 105,88 км/ч на электромобиле La Jamais-Contente. В 1902 году этот рекорд был побит паровым автомобилем Леона Серполле (120,77 км/ч).

Самый продолжительный рекорд скорости парового автомобиля на суше был установлен в 1906 году. С водителем Фредом Марриотом за рулем Stanley Steamer разогнался до 195,65 км/ч.

В 1909 году Blitzen-Benz мощностью в 200 лошадиных сил стал первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, который преодолел отметку в 200 км/ч: Виктор Эмери побил мировой рекорд скорости, преодолев километр со средней скоростью 202.700 км/ч.

Зачем ставить рекорды? Разумеется, не только ради рекламы. Идет поиск новых конструкций автомобилей, более безопасных, экономичных и комфортных. Но наряду со стремлением увеличить скорость транспортных средств было и обратное: взять ее под контроль, ограничить определенными пределами, чтобы не доводить до беды.

О том, что ограничение скорости способствует безопасности движения, было известно задолго до появления автомобиля. В некоторых французских городах еще в 15 веке конным повозкам разрешалось двигаться по определенным улицам только шагом, т.е. не быстрее 6 км/ч, считая превышение этого предела опасным для пешеходов. Неприязнь к новому виду транспорта отразилась в первых ПДД, изданных на рубеже 19-20 веков. Ограничения скорости устанавливались произвольно и всегда были намного ниже технических возможностей самих автомобилей.

Но, как сказал Джон Скотт-Монтегю в 1904 году, «"Скорость" и опасность не являются эквивалентными понятиями, как и "медленность" и "безопасность"; и осмотрительность водителя является лучшей гарантией безопасности для публики, чем простое ограничение скорости в милях в час».

Какие сейчас ограничения скорости в ваших городах?

В Париже, за исключением нескольких крупных дорог, ограничение скорости составляет 30 километров в час. Существуют также ограничения скорости для микромобильности. В городских районах Франции скорость электрических самокатов не должна превышать 25 км/ч, и в обязательном порядке они должны ездить по велосипедным дорожкам или, в противном случае, по дороге, на которой максимально разрешенная скорость движения составляет 50 км/ч. Электрические самокаты самообслуживания (а как это называется по-русски, кстати? Когда через приложение можно зарезервировать) ограничены скоростью 10 км/ч во многих зонах Парижа.