Как стать Инженером в Германии - часть 5

Первая часть тут:

http://pikabu.ru/story/kak_stat_inzhenerom_v_germanii__chast_1_4193618


Вторая часть тут:

http://pikabu.ru/story/kak_stat_inzhenerom_v_germanii__chast_2_4195760


Третья часть тут:

http://pikabu.ru/story/kak_stat_inzhenerom_v_germanii__chast_3_4204798


Четвертая часть тут:

http://pikabu.ru/story/kak_stat_inzhenerom_v_germanii__chast_4_4207188


Все дисклаймеры с прошлой части действуют и тут:


Не грамотно пишу, пруфы по мере сил, учился еще при дипломе и мало знаю о теперешней системе Бачелор/Мастер, много многоточий потому что мысль плывет, много немецких терминов, потому что иногда не уверен как по русски будет и наконец часто пишу УНИ, потому что привык к такому сокращению, но постараюсь по возможности писать универ ;)


Так, мои дорогие читатели, хотел написать о своей практике на бмв, но решил сначала узнать у HR а что я вобще имею право написать - как выяснилось вобще ничего. Это всё закрытая инфа :(


По этому решил написать об университетских практиках и позже о своей дипломной и под конец про свои собеседования. О них я точно имею право написать, так как имен фирм называть не буду.


Вобщем мы остановились на том, что я попал на бмв на практику и был этому рад. Пропустим следующие 6 месяцев аж до конца июня и перенесёмся в конец учебы на самую финишную прямую. Скажу лишь, что на этой практике я очень хорошо овладел знаниями в Catia V5 и основами программирования на языке CatScript для макросов, которые мне безумно пригодились в моей дипломной. Впечатления от практики осталось двоякое: я был счастлив, что получил уйму полезных знаний, умений и знакомств и был огорчен, что пол года пролетели так быстро и незаметно и что впереди опять учеба. Но я "понюхал пороха" из настоящей рабочей жизни опытного инженера в огромном и успешном концерне и мне это очень понравилось. Заряд мотивации был получен и его должно было хватить на следующий заключительный год "пытки" - дипломной работы.


Забегая вперед скажу, что как раз дипломная оказалась крайне спокойным периодом, мне очень повезло с профом - apl. Prof. Dr.-Ing. habil. Christian Breitsamter с кафедры аэродинамики. Он оказался наверное самый классный и самый адекватный проф в моей жизни. Очень строгий, очень внимательный и капец какой настойчивый. Ну а в плане специальности - то я более прошаренного профа в своем предмете еще никогда не видел. Без лишних слов - всё по немецки педантично, ясно и прямо. Короче я даже после дипломной спросил у него совета для дальнейшей карьеры и еще до кучи много задал вопросов про то, как теперь с умом раскрутить свой диплом для хорошего заработка. Короче для тех кто таки поступил в TUM и дошел до дипломной, очень рекомендую пойти и попроситься к нему для опеки над дипломной работой - не пожалеете!


Но перед дипломной мне предстояли относительно лёгкие и от того интересные университетские практики. Их всего должно быть 4 штуки. Я свои выбрал так:


- FEM (Ansys) Рассчеты структурной динамики


- CAD für Flugzeugkonstrukteure - конструирование в Catia V5 для авиаконструкторов


- Regelungstechnik (Matlab/Simulink) - проектирование систем контроля


- Flugführung (Simulator Beech Baron C-58) - симуляция полетов


Начну с последнего. Ребята, если вы таки поступите в TUM на специальность Luft- und Raumfahrt с первого же дня, С ПЕРВОГО ДНЯ КАРЛ запишитесь на эту практику. Там нужно ждать не менее 8 семестров и народу там около 3000 человек на 20 мест в семестр. Но многие вылетают заранее и по этому на перекличке проходя по списку вычеркивают по 100-200 имен, которые не явились и ваша мечта будет ближе с каждым семестром. Это не практика - это влажная мечта любого начинающего авиаинженера да и думаю любого мальчишки (а может и девченки) с самого детства.


http://www.fsd.mw.tum.de/infrastructure/simulators/#ResearchSim


Вас будут учить профессиональные летчики и военные инженеры ЛЕТАТь, да да КАРЛ летать на двух типах самолетов - Beech Baron C-58 и подобии А3хх.


По ссылке вся статья и описание этих симуляторов. Я учился на C-58 и немного застал этот эксперементальный симулятор. Он тогда только тестировался. Но нам дали полетать на нем раз 10-15 кому как повезло. Остальные появились уже после моего ухода и я про них ничего не знаю. Но блин... после нескольких лет стресса, сухой теории и бессонных ночей над сложными экзаменами - эта практика была просто раем. Сначала ты учишь теорию и сдаёшь реальный экзамен, который признаётся в авиашколах как теория для Flugschein (типа права на самолет). Это реальный экзамен и после его сдачи и налета на настоящем самолете вы будете иметь право летать например на Cessna 172. Теорию оплачивает универ, а вот за практику придётся платить самим, что-то около 6000 евро. После сданного экзамена вас и еще одного счастливчика сажают в кабину С-58 и вы в первый раз пытаетесь взлететь сами :) Это такой ритуал. Я в первый раз врезался в башню мюнхенского аэропорта :) Потом вам дают роли и вы по настоящему учитесь летать. Первый час вы как пилот, а ваш сосед как ко-пилот, потом меняетесь. И то и то интересно, как пилот вы управляете самолетом и летите по маршруту или по VFR (visual flight rules), сами определяете ваши координаты и учитесь прокладывать курс и следовать по chekpoints. Как ко-пилот вы занимаетесь двигателем, радиостанциями, разговорами с ATC (air trafic control) и вообще делаете всю штурманскую работу начиная от проверки всевозможных checklists и настройки барометра на актуальную погоду до подготовки к посадке в слепую и/или по ILS (Instrument landing system). Только спустя несколько лет я увидел частично то что мы делали в первом Microsoft Flight Simulator 2004 в качестве туториала к игре, но на тот момент я про это не знал и писял кипятком при ожидании этой практики. Общение исключительно на английском, за сутки нужно было выучить ICAO-алфавит со всеми Альфа, Браво, Чарли, Лима и прочими Зулу :) До сих пор с улыбкой вспоминаю, как я весь потный от напряжения и с дрожащими руками в микрофон говорю:


- Munich Tower, this is Delta India Lima Foxtrot Mike, requesting flight permission.


Потом еду до полосы и


- Report runway on hold, Ready for take-off, Delta India Lima Foxtrot Mike, over.


И рычаг газа на полную вперёд до 150 узлов, а мне ко-пилот, говорит предвзлетный чеклист, и потом V1 past, V2 and rotate - и штурвал на себя с тангажом 15° :):):):) Эх были времена :)


Короче налетался я за эту практику конкретно и хорошо узнал не только как самолеты строить но и как нa них летать :) Экзамен был длинный и капец какой сложный. Посадка в грозу на полосу в Аугсбурге с одним двигателем и с двумя ожидательными петлями. Первый раз я был как ко-пилот по жребию и потом тоже самое как пилот. Получил свою 1,0 :) И проф нам сказал, что теперь если при полете на самолете все пилоты потеряют сознание и случайно оставят дверь в кабину открытой, то вы сами сможете связаться с диспетчером и с горем пополам посадить самолет с минимальными потерями :)


Две гругие практики FEM + CAD были довольно обычными и не такими сложными, так как я уже на практике на бмв многому научился и сдал экзамен быстро и безболезненно. В FEM мы строили какой-то агрегат типа турбины (уже не помню) и потом нагружали его разными нагрузками от температуры до турбулентных потоков и программирoвали на CEL/CCL (CFX Expression/Command language) что бы выяснить сломаются ли лопасти или нет. А на CAD мы немножко строили разные "свободные поверхности" типа крыло или винты, собирали из них сами детали и из деталей собирали целый самолет. А...еще делали кинематическую подвижную модель уборки шасси во внутрь, короче ничего такого... Я на бмв намного сложнее штуки выделывал ;)


А вот практику по проектированию систем контроля хочу выделить особенно и предостеречь людей от моей ошибки. Дело в том что эта практика была впервые и проф тогда сказал, что всем поставит единицы главное только приходить и делать то что мы должны. Он сам хотел получить от нас feedback и понять что ему нужно доработать, что бы практика получилась и интересной и полезной для будущих студентов. Мы были подопытными кроликами и по этому нам многое прощалось. Так вот НИКОГДА НЕ ГОНИТЕСь за халявой, потому что в этом случае ничего не выучите и получите оценку ни за что. Я вот таки поддался искушению ничего не делать и расслабил булки. Просто ходил на занятие, смотрел как программируют актуаторы и сенсоры для фермы, которую специальный шэйкер трясёт и она типа устраняет эти колебания и остаётся в полном покое. Но ничего не запомнил, так как экзамена не было. Теперь кусаю локти и жалею, потому что Simulink часто нужен по работе, а я его почти не знаю... Единственное что я запомнил это low pass filter и то что если мне когда либо потребуется сделать и расчитать систему из сенсоров и актуаторов - то мне лучше обратиться к другому человеку, который это знает... так то.


И так, я вышел на финишную прямую, я уже не хрен с бугра и не жалкий второкурсник, я уже целый cand. aer. Ing (UNIV) то есть кандидат в инженеры. С этого момента перед моим именем я имел право писать этот титул, который означает, что я - почти инженер аерокосмонавтики от универа причем запись в скобочках показывает на то, что универ - элитный ;-P


Осталось самое малое, найти тему для дипломной работы, найти для этой темы опекуна (Betreuer), произвести какие-то манипуляции с информацией, написать что-то умное про эти манипуляции, показать какую либо тенденцию, потом защититься и всё - раз плюнуть :):)


Ха ха ха, как наивно я думал. Начнем с того, что я понятия не имел о чем я хочу писать... Хотелось что-то глобальное и эпичное, типа


"планирование первой населенной базы на марсе и ее окупаемость для дальнейшей колонизации"


или


"проектирование летающего многоцелевого авианосца на солнечных батареях" и это за хрен знает сколько лет до "Мститeлей" :):):)


Но жизнь сделала свои рассчеты и направила меня прямиком на кафедру аэродинамики, где скромно на стеночке с объявлениями висела такая простенькая темка как:


"Влияние частоты осцилляции предкрылков на маневренность дельтовидного крыла при сверхзвуковых скоростях в средах с переменным градиентом плотности"


и под ней была нарисована картинка самолетика.


http://www.dlr.de/as/en/DesktopDefault.aspx/tabid-183/251_read-13695/gallery-1/gallery_read-Image.5.6570/


К стати теперь там весит картинка из моей дипломной :) Но это так к слову :) Я так и так все права передал универу, DLR и EADS.


Я подумал, прикольный самолетик, нужно пойти и расспросить что там вобще делать нужно. Профа я знал еще по лекциям аэродинамики, так что я пришел и спросил.... и на следующие 7 месяцев я ушел в нирвану многочисленных тестов, симуляций, рассчетов, сеточных разбивок, математических выкладок и интерпретаций результатов в Ansys POST-Processing и прочих отфотошопленных графических объяснений с преобразованиями Фурье и цветных диаграмм.


Для пятой части хватит. В следующей напишу подробнее про дипломную и о том, как важно все делать самому.


Всем добра :)