Неоплатный долг

Родился я в 1984 году, родной отец ушел из семьи когда не было и 4-х. Спустя некоторое время моя мама второй раз вышла замуж, за простого парня из деревни и забеременела моим сводным братом. Отношения с отчимом не заладились, в итоге меня забрала к себе бабушка. Бабуля с отчимом друг друга терпеть не могли и жить вместе был не вариант, так что жили порознь с мамой, хотя виделись часто, но это было позже, да и не о том речь.

Году в 1990 примерно (точно не помню) маму сократили с оборонного предприятия. Её муж устроится толком нигде не мог, времена были, мягко говоря сложные. По факту у неё было двое детей, безработный муж и крайне напряженные отношения между ним и бабушкой, жили в одной квартире. В какой то момент помню пришли мы ко входу в торговый центр, где мама стала перепродавать чашки с наценкой в 5 рублей. К нам подошла женщина, ругалась, обзывала мою маму спекулянткой и т.д. этот момент мне почему то особенно запомнился, наверное он был особенный, знаковый.

Мать стала торговать шоколадками и прочей мелочевкой, с лотка. Через некоторое время перешла на торговлю вещами, ездила за ними в Москву, купила "ракушку" (небольшой, закрывающийся ларек), потом ларек побольше. Снимала квартиру, жили отдельно от бабушки, вскоре бабуля забрала меня к себе, т.к. родным для отчима я так и не стал... Когда мне было десять лет (матери на тот момент было 32) шел 1994 год, она купила свою первую, двухкомнатную квартиру неподалеку. Стала ездить за товаром в Турцию, Стамбул, позже в Китай. Устроила мужа в гор. газ по блату, купила ему его первый автомобиль, москвич 2141...

Обратной стороной монеты было навсегда подорванное здоровье матери. Множество дней проведенных на морозе, множество перенесенных на себе огромных сумок с товаром, дали о себе знать позже. Она больше так и не смогла родить, хотя и пыталась.

Когда мне было 12 я поехал с ней за товаром, сначала в Стамбул, затем отдыхать в Анталию на автобусе, доехали до Кемера на такси. Эта поездка сильно отразилась на моем мировоззрении. Мое представление собственного будущего, видение окружающего меня мира изменилось тогда навсегда.

В 1998 году произошел кризис в стране, курс доллара за пару дней вырос с 6 рублей до 21 примерно, затем упал и снова поднялся. Многих это разорило, но не мою мать. Она смогла заработать на разнице курсов хорошие деньги, после этого комната с вещами была закрыта, к торговле одеждой она больше не возвращалась. Суть её новой деятельности сводилась к валютно обменным операциям. Работала она сначала в ларьке, затем на машине с партнерами, рядом с Торговым Центром (крупнейший торговый комплекс Челябинска в те времена). После нескольких расстрелов валютчиков средь бела дня, в самом центре города, на одном месте они уже старались не стоять.

Купила отчиму новую 99, 4-х комнатную квартиру в соседнем подъезде от нас с бабушкой, что бы каждый день мы могли ходить друг к другу в гости.

Был случай когда маму, уже возле дома, остановила машина "ДПС" и "сотрудники" в форме увезли маму за город, одев ей мешок на голову, обыскали машину, забрали все деньги и оставили пристегнутой наручниками к рулю. После этого она больше не садилась за руль, видимо боялась ездить одна, но продолжала работать, прекрасно понимая, что сильно рискует и в любой день может произойти новое нападение.

Приобрела новую квартиру 100 кв. м. в спальном районе, в новом доме, нового микрорайона, шел 2001 год. Я окончил школу в этом же году и поступил в престижный ВУЗ, на приличную специальность, опять же не без помощи репетиторов и маминых денег. Учился я плохо, на втором курсе был отчислен, восстановился, взялся за ум, стал учится лучше.

По совету матери я получил права в 18 лет, в этом же возрасте я сходил в церковь и покрестился. Устроился на свою первую работу, потом долго совмещал учебу и работу. В обычной жизни я был достаточно избалованным человеком, из-за неуёмной заботы бабули и легких денег от матери, которые так и жгли ногу. Я не ценил того, что имел. Особенно показательным было, когда под Новый Год, вместо пакета травы у себя в столе я обнаружил записку "Трава у меня. Мама."

Шли годы, ничего не менялось, жизнь плавно перетекала изо дня в день и суть её заключалась в том, что бы намутить денег на пиво, скинуться с пацанами на стакан шмали и сдать всеми правдами и неправдами, платными пересдачами, взятками, правда кое где правда и мозгами сессию.

Мама тем временем, продолжала трудиться, оплачивать мои вечные пересдачи, модные кроссовки (т.к. все свои заработанные деньги я пропивал и прокуривал). Купила дачу, с гаражем и баней неподалеку от города, подарила мне двухкомнатную квартиру, однокомнатную квартиру братишке, и двушку для бабушки, в подмогу на старости. Параллельно помогла решить финансовые проблемы моей тети, которая прогорела в бизнесе, набрав кредитов и единственный выход, который она видела, был в петле. Жилищные проблемы сестры отчима, купив той небольшой дом в деревне. Часто в дом моей матери приходили гости, её любили. Она была очень хорошим человеком, которого деньги не испортили, а дали возможность делать жизнь близких лучше. Себе она во многом отказывала, носила одну и ту же одежду, пару раз ездила отдыхать на море в недорогой Египет (зимой) и Турцию. Ей было присуще отдавание. У моей мамы было отменное чувство юмора, она была очень справедливым человеком. Мы были с ней лучшими друзьями и могли поделится тем, что на душе. В январе 2007 года она оплатила последний семестр моего обучения в университете...

Все изменилось 9 февраля 2007 года. Её сбила машина, неподалеку от места её работы, когда она переходила дорогу. Маму увезли в реанимацию, 2 дня она была в коме. Ей удалили часть внутренних органов, были разбиты кости таза...

Те дни прошли для меня как в тумане, я смутно помню, что мы ездили в церковь, ставили свечи, молили Бога, но ощущение безысходности, непоправимого, необратимости не покидало ни на секунду. Я подъезжал на маршрутке утром, к больнице скорой помощи, когда мне позвонили и сказали, что в 9-41 её сердце остановилось... 11 февраля её не стало, ей было 44 года.

Дальше были похороны, первые похороны на которых я был. Мы с тетей выбрали кладбище, я выбирал гроб, ездил за париком для неё. Помню как консультировался с нашим институтским учителем психологии, как правильно сказать брату о гибели мамы. Отчим был потерян в тот момент и сам сказать не решался. Было плохо, это ничего не сказать. Потерю столь близкого человека, можно сравнить пожалуй с потерей какой то части своего тела, части тебя больше нет. Тоска, ощущение утраты, казалось, приносила боль на физическом уровне. Все о чем я мечтал, что когда закончу институт, когда устроюсь на работу, когда будут деньги я ей подарю, этого ничего уже не сбудется никогда. Щемящее чувство, неоплатного долга перед матерью. Чувство вины, за все что делал, и чего не сделал. Я ведь за всю жизнь, ни разу, так и не сказал ей, как сильно я её люблю...

Все, что мне остается сейчас, так это чистить снег, красить скамейку, приносить свежие цветы и говорить слова любви камню с её изображением, который стоит на её могиле.

Цените своих мам, заботьтесь о них, и говорите слова любви как можно чаще.