6 июня 1937 — начала работу первая дрейфующая станция Северный полюс-1

К середине 1930-х годов потребовался прогноз ледовой обстановки для судов, которые плавали в летние месяцы на трассе Северного морского пути, проходящей вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана. Необходимая информация поступала с полярных станций на океанском побережье и с островов, но из района полюса ее просто не было. Такое положение не устраивало прогнозистов, поскольку окраинные моря Арктики и ее центральный бассейн образуют единую природную систему.

13 февраля 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции "Северный полюс-1", предназначенной для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелетов советских самолетов и т.п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолетами с посадкой на лед. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север-1", предназначенной для переброски полярников, был утвержден академик Отто Шмидт, его заместителем – Марк Шевелев (начальник Управления полярной авиации Главсевморпути). Начальником полярной станции "Северный полюс-1" назначили Ивана Папанина; в персонал станции были также включены гидролог и гидробиолог Петр Ширшов, геофизик и астроном Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель. В качестве транспортного самолетов выбрали АНТ-6, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъемности и дальности полета. Четыре таких самолета, названных "Авиаарктика", доработали применительно к арктическим условиям (кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию самолета и т. д.). Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолет АНТ-7.

Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов.

Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

На спасение четвёрки были направлены: самолёт лётчика Власова, пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром». Последние два и сняли папанинцев с льдины.

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу»

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Всем участникам экспедиции были присвоены учёные степени докторов географических наук.

За выдающийся подвиг в деле освоения Арктики всем четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам, доставившим экспедицию на Северный полюс — А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву.

Интересные факты:

В 1938 году была выпущена серия марок «Воздушная экспедиция на Северный полюс в 1937 г.», посвящённая открытию первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». На первых двух марках этой серии (номиналом 10 и 20 коп.) указан маршрут перелёта четырёх полярников на станцию. Третья и четвёртая марки (номиналом 40 и 80 коп.) изображают флаг СССР на Северном полюсе.

В 1995 году Банком России в серии «Исследование Русской Арктики» выпущена памятная монета достоинством 25 руб., посвящённая станции.

Если есть что добавить, пишите в комментариях.

Спасибо что дочитали до конца!

6 июня 1937 — начала работу первая дрейфующая станция Северный полюс-1 История России, Северный Полюс, Длиннопост
6 июня 1937 — начала работу первая дрейфующая станция Северный полюс-1 История России, Северный Полюс, Длиннопост
6 июня 1937 — начала работу первая дрейфующая станция Северный полюс-1 История России, Северный Полюс, Длиннопост