5 фильмов, которые вам стоит посмотреть перед «Интерстелларом»

В общем, эта статья из "Empire Magazine", которую я переводила на своей практике. Может быть, уже поздно говорить о том, что стоит посмотреть перед "Интерстелларом", ибо половина пикабу его уже видала, но отчет по практике я сдала только в эту среду, так что вот.
Не спускайтесь в червоточину пока не посмотрели…
«2001 год: Космическая одиссея»(1968 год)
Как «дедушка» всей серьезной современной научной фантастики, Стенли Кубрик вместе со своим космическим шедевром однозначно стоит на первом месте в любых «списках того, что вы должны посмотреть перед…» любой премьерой какой-либо научной фантастики. И нет, это не отговорка для размещения его здесь.
Начнем с того, что Кубрик оказал просто гигантское влияние на Кристофера Нолана. Точка. Нолан и раньше упоминал о том, какое впечатление на него, семилетнего, произвела «Космическая одиссея» – впечатление, которое нашло отклик во всех его режиссерских работах. Прибавим, что истории очень похожи – грандиозное путешествие небольшой команды под руководством искусственного интеллекта, которое начинается с Солнечной системы, а потом вдруг совсем куда-то уносится, уносится ОТСЮДА. И, само собой, затрагиваются темы будущего человечества и его места во вселенной.
«Поклонников научной фантастики ожидает множество отсылок» – признается Нолан, – «но я не думаю, что они как-то помешают. Уж точно не мне!».
«Выносливость», главный корабль команды, внешне напоминает орбитальную стыковочную станцию в «Космической одиссее». В обоих фильмах герои решают проблему искусственной гравитации, в буквальном смысле раскручивая корабли вокруг своей оси. И Нолан намеренно предал двум своим роботам – CASE и TARS точно такую же прямоугольную форму, как и у монолитов Артура Чарльза Кларка (по крайней мере, пока они в лежачем положении).
Несмотря на то, что он хочет, чтобы его фильм запомнили не сходством, а отличием от «Космической одиссеи», Нолан не боится говорить о том, что его вдохновляло.
«Я думаю, если вы так упорно будете пытаться скрыть влияние того, чем вы вдохновлялись, то в итоге все обернется чем-то фальшивым» - говорит он. «Лучше уж делать то, что нравится. Вам все равно не удастся спрятать предмет своего вдохновения. Я думаю, что фильмы, на которых вы выросли, культура, которую вы впитали в себя за десятилетия – все это становится частью того, что вы ожидаете увидеть в фильме. Поэтому невозможно создать кино в «вакууме». Мы делаем научно-фантастический фильм. Создавая «Интерстеллар» нельзя сделать вид, что «Космическая одиссея» не существует. Надо просто погрузиться в эту атмосферу и делать то, что тебе самому нравится. Конечно, найдутся люди, которые заметят все отсылки, но найдутся и те, для кого все будет в новинку. Думаю, лучшее, на что вы можете надеяться в качестве создателя кино – это уважение к тому, что вас вдохновило и к тому новому, что вы смогли внести и совместить».
«Чужой» (1979)
Эй, полегче! Мы не говорим об инопланетянах в «Интерслелларе». Может быть, там и найдутся инопланетяне – кто знает? – но это не та причина, по которой космический триллер-ужастик Ридли Скотта попал в наш список. Все дело в эстетике и подходу к декорациям. В художественном оформлении «Интерстеллара» задействовано минимум «зеленого экрана». Все окружение можно посмотреть и пощупать. Другими словами – это скорее «Ностромо» ( космический корабль из «Чужого»), нежели «Прометей».
«Первым правилом было не использовать неоправданный футуризм на площадке» - говорит Нолан. «Все должно было быть функциональным и реальным для актеров. Они могли щелкать переключатели, двигать рычаги управления, чувствовать, что они по-настоящему что-то делают». Как и в случае с «Космической одиссей», мы возвращаемся к тому, что производило на Нолана впечатление в годы его становления.
«Для меня, выросшего в семидесятые, реальность песка и грязи в таких фильмах, как «Чужой», или в первых «Звездных войнах», навсегда засели в моей голове образом того, как надо правильно подходить к научной фантастике. Надо, чтобы все выглядело таким же эксплуатируемым, как это выглядит в реальной жизни. Мне не нужен дизайн ради дизайна. Много чего я оставил на усмотрение Натана (Кроули, художник-постановщик), типа «взять кучу пенопластовых блоков, раскрасить их в серебристый цвет и прилепить к стене», делая вид, что все это имеет какую-то практическую функцию, хотя это не так. Мы рассуждали так: «если бы здесь был какой-то важный переключатель, то лучше, чтобы он располагался вот тут».
«Близкие контакты третьей степени» (1977)
В свое время за «Интерестеллар» брался Стивен Спилберг. Без всяких сомнений, Спилберга привлекла эта история, ведь однажды он уже написал «Близкие контакты», да и не стоит забывать о том факте, что его отец, Арнольд, был большим любителем астрофизики. Плюс это еще один фильм о большом путешествии с семьей в центре событий, и отце, который покидает свою семью, дабы отправиться в «Прекрасное Далеко».
Нам не стоит удивляться тому, что Нолан решил подобрать этот проект после того, как его покинул Спилберг. В конце-концов, он вырос на фильмах Спилберга и стремился возродить его подход к блокбастерам который, как ему кажется, за последние годы ушел на задний план.
«Если говорить о «Близких контактах», о других фильмах Спилберга, я думаю, больше всего мне хочется повторить их невероятную атмосферу. Язык этих фильмов, классический, даже несколько старомодный, и все то, что Спилбергу, Лукасу и другим режиссером удалось сделать так хорошо».
Эти фильмы предназначались для семейного просмотра, ну или, по крайней мере по сегодняшним меркам, граничили с ним.
«Без сомнения, «Близкие контакты» слишком жесткие в некотором смысле» - соглашает Нолан. «Жестокая реальность. Но то, что я люблю в фильмах того времени, и то, что я хотел передать в своем фильме – это то, что, насколько бы фантастическими не были бы эти фильмы, - они, в первую очередь, о семьях. О людях, об их взаимоотношениях. Они рассказывают об этом не в высокомерном и нравоучительном тоне, а с помощью базовых концепций, с которыми может соотнести себя любой человек. Эти фильмы рассказывают о нашей повседневной жизни с ее проблемами на фоне фантастики и экстрима. Мне кажется, это очень мощный стиль повествования, соответствовать ему было трудно.
«Парни что надо» (1983)
Эпическая адаптация Филиппом Кауфманом книги Тома Вулфа, представляющая из себя хроники зарождения космической программы США, возможно, больше всех повлияла на «Интерстеллар». Нолан со своей командой постоянно ссылается на НАСА и реалии космических путешествий. Они не только посетили Калифорнийский космический центр, дабы вживую увидеть космический корабль «Индевор», они так же сели за просмотр «Парней что надо», делая заметки – особенно о приемах, задействованных при съемке.
«Да, такое нынче в блю-рее не найдешь» - смется Нолан – «мне даже пришлось поцапаться с «Уорнер Хоум видео» ради того, чтобы этот фильм достать, потому что это действительно потрясающий. Мы даже скопировали некоторые его приемы. Вернее, два приема. Один – просто великолепен. То, что они делали на камеру, со всеми этими проекциями через окна, чтобы получить реальные отражения на шлемах и прочем... Знаете, когда мы на это посмотрели, я сказал «Ребята, сейчас нам намного легче все это сделать, в отличие от них. Поэтому мы не имеет права не сделать так же. Мы просто не можем оставить все это на компьютерные эффекты. И мы не оставили».
Посмотрев на летчика-испытателя Чака Йегера (которого сыграл Сэм Шепард), Нолан нашел для себя идеальный образ персонажа-лидера – Купера, и это сподвигло его взять на эту роль сыгравшего вместе с Шепардом одну из главных ролей в фильме «Мад» (продюссером которого был друг Нолана – Аарон Райдер) Мэтью Макконахи.
«Контакт» (1997)
Нельзя сказать, что эта адаптация романа Карла Сагана о первом контакте человечества с внеземной жизнью напрямую повлияла на Нолана, но она в некотором роде близка к становлению «Интерсталлара».
Саган был другом Линды Обст, на тот момент исполняющей обязанности директора компании «Casablanca Filmworks», – первой, кто оценил идею его сценария во время совместной работы в далеком 1979 году. На то время, как Саган опубликовал свой роман, ставший бестселлером, «Контакт» томился в производственном аду. Это помогло вновь обратить на него внимание и внести его в список картин на рассмотрение Робертом Земекисом и «Уорнер Бразерс». Так же в процесс создания вовлекли Кипа Торна – американского физика и астронома, чью теорию о космических путешествиях через червоточины Саган взял в основу своей истории.
Через десять лет, а может даже больше, Торн уже лично обратился к Обст, которая, кстати, теперь большая шишка в «Парамаунте». В это раз он хотел, чтобы его червоточины были главной темой повествования. И вот, «Интерстеллар» - другая многобюджетная история, в основе которой лежит большая научно-фантастическая концепция, «ноги» которой растут из реальной теории.
Остальное, конечно, сильно отличается, но есть еще одна важная точка соприкосновения этих двух фильмов: Мэтью МакКонахи. В «Контакте» он играл министра - Палмера Джосса (как описал его сам Макконахи – «тот, кто представляет верующих»), а в «Интерстелларе» он – главный персонаж – пилот Купер. В общем, именно «Контакт» подтолкнул МакКонахи к участию в фильме Нолана: «После «Контакта ,– говорит он – я начал думать о том, что верить в то, что мы одни во Вселенной – идиотизм».