30 июня 1973 года. Солнечное затмение

☀️ Полное солнечное затмение 30 июня 1973 года, по-видимому, является наиболее тщательно прослеженным за всю историю человечества. Его наибольшая продолжительность, наблюдавшаяся в Западной Африке, на границе Мали и Мавритании, составляла 7 минут 4 секунды, что близко к максимально возможной. В этот момент была сделана известная фотография

30 июня 1973 года. Солнечное затмение Авиация, 1973, 70-е, Затмение, Конкорд, Ту-134, Авиакатастрофа, Длиннопост

На борту англо-французского сверхзвукового самолета «Конкорд» группа английских, французских и американских ученых следовала за лунной тенью на высоте около 17 километров со скоростью, превышавшей 3200 километров в час. В результате наблюдения продолжались 74 минуты, что является беспрецедентным. Наблюдения были также организованы на борту космической лаборатории «Скайлэб», где имелся телескоп, снабженный автоматическими фотокамерами.

🛫 Это затмение также могло послужить причиной катастрофы при взлёте советского самолёта Ту-134, выполнявшего рейс SU-512 по маршруту Амман—Бейрут—Ереван—Москва. Ошибка экипажа, возможно, произошла из-за негативного влияния необычного изменения освещённости на действия членов экипажа.

30 июня 1973 года. Солнечное затмение Авиация, 1973, 70-е, Затмение, Конкорд, Ту-134, Авиакатастрофа, Длиннопост

Аналогичный борт

В Аммане стояла ясная погода, дул умеренный западный ветер, видимость была свыше 10 километров. В 13:37 экипаж начал осуществлять взлёт с ВПП №24. Лайнер достиг скорости V1 (252 км/ч), а затем Vr (260 км/ч), о чём доложил штурман, после чего Григорян при скорости 265 км/ч оторвал переднюю стойку шасси от ВПП, о чём также доложил штурман. Но тут Григорян (как ему показалось) увидел, что приборная скорость самолёта быстро упала с 265 до 240 км/ч, поэтому вскрикнул: «Что это такое!», а через несколько секунд: «Отказ двигателя!», после чего принял решение прервать взлёт. В 500-550 метрах до конца ВПП был задействован реверс.

Промчавшись по всей ВПП, рейс SU-512 выкатился за пределы ВПП, подскочил на краю крутого оврага, после чего упал на склон и помчался по нему, ломая деревья и столбы, а затем в 290 метрах от торца ВПП врезался в железобетонный одноэтажный дом и остановился. Фюзеляж лайнера разорвало на три части, а кабина штурмана разрушилась на 2/3 длины. Стойки шасси разрушились, а правая плоскость крыла, отогнувшись вверх, сломалась. Дом был полностью разрушен. В подпольной части туалетов возник небольшой пожар, но прибывшая аварийная служба успела его ликвидировать. В катастрофе погибли 2 члена экипажа (штурман и бортрадист), а также 7 жильцов дома: 3 взрослых и 4 ребёнка.

Материал проекта «50 лет назад», в котором я ежедневно рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 50 лет назад. Дабы не травмировать, и без того слабую психику телеграмоненавистников, ссылки спрятал в профиль