1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа.

Итак, очередной чисто-технический пост, без баек и приколов. И да, речь пойдет о настоящей легенде, но про не актера, или режиссера, как это обычно бывает. Мы поговорим о том, что осталось за кадром множества кинофильмов и еще большего количества кинохроники - вот о нем. 1КСР Конвас-автомат, впервые выпущенный в 1954м году, и производившийся, с минимальными изменениями конструкции, аж до 1992го.

А свое название аппарат получил от имени своего создателя Василия Константинова.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Чтоб понять "а что в нем собственно такого", нужно в принципе понимать как устроена и работает кинокамера. Кто знает, листаем ниже, а кто нет - ну я короче как обычно, простенько и на пальцах попробую объяснить.

Итак, для простоты, возьмем 35 миллиметровую кинокамеру снимающую со скоростью "эпохи звукового кино" - 24 кадра в секунду. Логично предположить, что каждый кадр должен экспонироваться некоторое количество времени, при этом кадр, а точнее тот участок пленки, что сейчас экспонируется - должен быть абсолютно неподвижен. Тогда как вся остальная пленка, что "заряжена" в камеру: та бобина с которой пленка идет и на которую наматывается - движутся непрерывно, ну сами посудите, 24 раза в секунду мгновенно двинуть, а затем остановить довольно большую массу пленки - не простая задача.

Выход из ситуации очень простой, перед входом в фильмовый канал, и после него, пленка проходит небольшую "петлю" (будут ниже на фотках). Петля то уменьшается, то увеличивается, и за счет изменения ее размеров, движение пленки из непрерывного становятся "покадровым" (пока кадр стоит, петля увеличивается, а как меняется - уменьшает и петлю), а затем снова непрерывным (вторая петля). Об этом будет подробнее ниже.

Саму же пленку, покадрово перемещает специальный механизм - грейфер. Вот кто знаком со швейными машинками, там есть такие "зубчики", которые выдвигаются из нижней части и двигают ткань, пока иголка находится не в ней.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Вот ровно так-же работает и грейфер, продвигает пленку ровно на один кадр

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

(Да, я взял гифку с википедии) самый простой грейфер имеет один "зуб" и расположен только с одной стороны пленки, его называют "однозубый односторонний", логично предположить что бывают и "двузубые" и "двусторонние" и все сразу. Еще более интересен - "контргрейфер"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

В момент, пока грейфер "уходит", выдвигается штырек контргрейфера, который уже "намертво" блокирует в рамке экспонируемый участок пленки - будущий кадр.

С лентопротягом разобрались (почти), но ведь надо как-то и экспонировать пленку, дозировать количество света что на нее попадет. Естественно никакой затвор, как в фотоаппарате, не выдержит километры пленки и миллиарды кадров. В кинокамере все проще - обтюратор. Просто вращающийся диск... с прорезью. И работает он синхронно с грейфером. Пока диск закрывает кадровое окно от света, грейфер меняет кадр. Диск открывается, кадр экспонируется и так до бесконечности. Обтюраторы имели разные конструкции с одной прорезью или с двумя, на некоторых даже можно было регулировать угол. Но суть от этого не меняется.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Ничего не забыли? Ага, а как собственно оператор будет видеть то, что снимает? В рамках данной конструкции, собственно никак. На камеры даже приделывали дополнительно видоискатель со сменными "объективчиками", чтоб они давали кадр, как и объективы на "турели"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

На фото кстати камера "Эймо" - один из самых распространенных аппаратов операторов-хроникеров времен Великой Отечественной. Кадр,который видит оператор, немного отличается от того, что в итоге будет на пленке, этот эффект называется "параллакс", и присутствовал он во всех наших "Сменах", "ФЭДах", и прочих "Поларойдах" и мыльниц "Кодак" из 90х, не зеркалках короче.. Параллакс простителен для хроники, но вот в игровом кино, когда часто миллиметры отделяют то что должно быть в кадре и то чего там быть никак не должно.

Ну собственно решение сей проблемы, как и в зеркальных фотоаппаратах - зеркало и система призм и линз, но отдельно зеркало поставить в камере некуда, а потому зеркальным сделали сам обтюратор

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Свет проходит или в кадровое окно и экспонирует кадр, или если идет смена кадров, то он идет через призму и таки попадает оператору прямо в глаз.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Вот он, зеркальный обтюратор, видно если снять объектив.

Так чем же удивителен Конвас? Так это же первая РУЧНАЯ камера с зеркальным обтюратором, раньше такие встречались только на "больших" камерах и все. И мы не будем обсуждать что примерно в то же время вышел французский "Эклер" схожей конструкции, не думаю что конструкторы этих камер общались друг с другом через Вотсапп.

Но, зеркальный обтюратор - это не все, нет. Второй новинкой стала система лентопротяга, встроенная в кассеты. Да-да, наверное никто не задумывался сколько времени требуется чтоб перезарядить камеру? Полная катушка пленки, это 300 метров - 10 минут материала. Но таскать такую в руках тяжело, как по весу, так и по размерам, "ручная" камера обычно имела кассеты на 60 или 120 метров, это 2 или 4 минуты, и все, перезаряжай!

Возьмем кинокамеру той же эпохи - "Родина". Если интересно, вес 17кг.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Пленка выходит из подающей кассеты, делает виток, затем выставляется петля, и пленка уходит в фильмовый канал, еще петля и еще один виток, после чего она таки попадает в принимающую кассету. Пленка, по пути из одной кассеты в другую, проходит, аж через ТРИ плоскости. И за минуту ее в камере не заменить, как и за две... хотя за две опытный механик наверное справится.

У Конваса же весь лентопротяг был уже в кассете.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Поэтому, чтоб ее поменять, надо было просто вынуть старую кассету, покрутить колесико, чтоб грейфер встал в нужное положение "по риске", вставить новую кассету, защелкнуть, покрутить механизм вручную 2-3 кадра... и все. "В интернетах" пишут что процесс занимает 7 секунд... не верю, 10 точно надо, у меня за 7 не получалось.

Кстати красные кружки - в них те самые "петли" пленки про которые я говорил в начале, а стрелочка на ржавую железку - счетчик оставшийся в кассете пленки.

И именно за такую возможность менять кассету "обоймой", камера и получила приставку "автомат".

И это еще не все. Давайте подумаем про то, как всю эту "радость" приводить в движение? Итак, на самых первых камерах была "ручка", и ее нужно было крутить со скоростью 2 оборота в секунду. Крутить с нужной скоростью, а при этом еще и водить панорамы, или переводить фокус - задача не из простых. Затем, на смену ручке, пришла пружина, завода хватало на 20-30 секунд материала, если говорить о 35мм кинопленке. На больших камерах уже конечно был и электромотор, но не на ручных.

Так какой же привод у Конваса? А все!

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост
1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

На фото Кольцо регулировки частоты кадров -крупно.

От безысходности, оператор мог покрутить и ручку, в полях и весях, на целине и в тайге, где нет электричества, можно было использовать пружинный привод, он кстати имеет ограничения и выше заданной скорости камеру не разгонит,  одного "завода" хватало на 20 секунд съемки.

И главное конечно - электромотор, ручка на фото слева. Мотор имел колечко-регулятор, помечен стрелкой "влево". А стрелка вниз - то самое колесико, которое нужно было покрутить для установи грейфера в нужное положение при смене кассеты.

Частоту кадров, правда, нужно было выставлять и поддерживать вручную, вот по такому "спидометру"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Ну круглая штука со стрелкой. А красная стрелка указывает на грейфер, ну и сюда собственно и вставляется кассета. Надпись гласит о возможности снять рамку, да рамки сменные под разные форматы кадра.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

А так выглядел аккумулятор, если не ошибаюсь, серебрено-цинковый. И адово тяжелый. Наверху с кнопками "пуск" и "стоп", так называемое "отключающее устройство". Были и аккумуляторы меньшей емкости, по паре кг весом. Рядом на фото мотор от Конваса, более поздняя модель, о нем ниже. Белая кнопка - мотор.

Итого, что мы имеем? Простую, надежную и легкую (5,5 кг веса) ручную камеру с возможностью оператору "смотреть через объектив", с быстрой сменой кассет и электромотором. В далеком 1954м году!

А что это все значит? А это значит что теперь можно снимать кино совсем иначе, не статичными планами, панорамами или проездами, теперь можно взять камеру в руки и начать двигаться уже с ней. Не на кране или тележке, а именно в руках. Снимать в движении из машины, катера или даже самолета. И не только хронику, но и кино!

Осталось только найти оператора, кто сможет перестроить свое сознание, и начать использовать эту возможность. И такой нашелся - Сергей Урусевский, первым понял потенциал и возможности такой техники. Вообще Урусевский - человек икона для многих операторов, про него можно рассказывать отдельно.

А как у него получилось?  Можете посмотреть в фильме режиссера Михаила Калатозова - "Летят журавли"

Фильм кстати взял «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. И это единственный советский полнометражный фильм, взявший этот приз. И конечно работа Урусевского сыграла тут далеко не последнюю роль, ведь сам он тогда получил  Приз высшей технической комиссии Франции, а его работа стала классикой операторского искусства. Классикой, перевернувшей сознание зрителя и восприятие им фильмов.

Да, кроме съемки с рук широкоугольной оптикой, были и тележки, и уникальный лифт, но и Конвас внес очень не малую лепту в это фильм.

Мало? Ладно, как вам съемка первого орбитального космического полета Германом Титовым? Да, он снимал на Конвас. А какая камера была штатным оборудованием на космических кораблях "Восток"? Да-да, все тот же Конвас, у него даже свое место на корабле было, штатное. А Олимпиаду 80 снимали... правильно на Конваса! Почти вся советская кинохроника, начиная с 50х годов- Конвас.

В последствии камера претерпела несколько изменений: вышли версии 1КСР-1М и 1КСР-2М, главное, камера получила новый "кварцованный" мотор, который мог уже сам держать нужную частоту кадров. Колечко регулятор  убрали

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Теперь можно было выбрать одну из скоростей съемки, и камера сама ее держала, вне зависимости от погодных условий или заряда аккумулятора, ну насколько возможно. Если скорость падала, то загорался красный индикатор "несинхрон" и раздавался противный пиииии.

1КСР-2М отличалась отсутствием "турели" под 3 объектива.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Турель убрали, чтоб усилить конструкцию камеры и дать возможность устанавливать на нее большие и тяжелые длиннофокусные или зум-объективы.

Но не все конечно было идеально и минусы тоже присутствовали, куда без них. 1я беда, это отсутствие контргрейфера, достаточно немного ошибиться с петлями при зарядки кассеты (помните я их красным отмечал), и кадр начнет ощутимо "подрагивать", с этим уже ничего не сделать - брак. Сами кассеты тоже зарядить было не так то уж и просто, особенно новичкам. Сидеть в темноте и на ощупь выставлять размер петель, а затем проверять их, двигая пенку влево-вправо и считая количество перфорации, насколько пленка уйдет. А чуть не так, пленку заедало, и грейфер начинал ее рвать и "рубить". Такое явление называли "салат". Даже песенка была: "Нажми на кнопку, получишь ты салат и твоя мечта осуществится..." Но настоящие профи, кто уже "набил руку" на зарядке кассет - таких проблем не имели.

Кроме того, Конвас - откровенно шумный гаджет. Снимать на него в студии или павильоне - гиблое дело, получить "чистовую" фонограмму, можно сказать что было невозможно. Хотя, в те годы этим занимались редко, фильмы озвучивали уже после монтажа.

А, да, кассеты! Кассеты шли в комплекте на 60 и 120 метров.

Вообще комплект был не маленький

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

К этому еще и оптика, целый чемодан. Объективы не имели байонетов, место них было свое крепление через пазы.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Из Конвасов делали "стереопары" для стереокино, для них были и подводные боксы, и жаропрочный боксы для съемок стартов ракет, да-да, с точки зрения "из под ракеты".

Ставили их на шлемы, для съемки парашютных прыжков, как вам "Го про" 5,5кг весом? К шлему ручки приделывали, чтоб парашютист шлем держал во время раскрытия парашюта и не травмировал себе шею, а сам Конвас облегчали по максимуму, снимая "лишние" объективы, видоискатель и тд.

Да что там, почти ни один советский фильм не обошелся без съемок на эту камеру: проходы, проезды, движения и тд - тут ему небыло равных.

Еще интересный момент - видоискатель. В нем была встроена шторка, когда оператор смотрел в камеру он прижимался к видоискателю и шторка открывалась, но стоило ему оторваться от камеры и шторка мгновенно закрывалась. Да, свет мог через видоискатель попасть в камеру и подзасветить кадры, пока они экспонируются.

Еще можно поговорить про электронную начинку камеры: систему экспозици и тд... тут все просто - ЕЕ НЕТ! Ни автофокуса, ни экспонометра -ни-че-го, замер экспозиции производился сторонним прибором. А фокус, ну просто матовое стекло, владелец современной зеркалки не мало помучается, чтоб навести резкость по такому.

Камера могла развивать до 32х кадров в секунду и только "вперед", заднего хода тоже небыло. А чтоб снимать "покадрово" - в кино это называется "цейтрафер", ну как там "травка растет", "цветочек распускается" и тд, то к Конвасу приделывали мотор от дворников автомобиля. Один оборот мотора дворников - 1 "взмах" дворников на автомобиле или же 1 кадр на Конвасе. К мотору же приделывали реле, чтоб срабатывал через определенное время.

В 91м, кино начало умирать. Отечественная пленка уже не могла конкурировать с Кодаком и Фуджи, а современные на тот момент Киноры, не могли сравниться с Арри.

Ну а Конвас, тем временем продолжал жить и работать, его "не точный" однозубый грейфер мог спокойно тянуть и Кодаки с их "не такой как у нас" перфорацией. А не высокая цена и огромное количество выпущенных камер, сделала его идеальной "экстремальной" или "крэш" камерой той эпохи.

Но эту камеру уважали и любили, были даже свои "тюнинг-ателье", которые ставили на Конвас контргрейфер, систему playback для вывода изображения на монитор, байонет для импортной оптики, или магнитофон, или вот такие моторы.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

А для некоторых Конвас - вообще элемент дизайна!

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Даже сейчас в сети существуют ресурсы с инструкциями по работе с этой камерой и ее ремонту,  в том числе и не в России.

Последний раз я держал Конвас в руках и снимал им в 2007м, - самый простой "трехглазый" с первым мотором с колечком регулировки частоты кадров. Конечно после Арри, не покидало ощущение что эта маленькая шумная и вибрирующая камера сейчас просто сломается, но нет, это не про него! Кадры снятые на Конвас и на Арри-Эволюшен отличить оказалось в общем то невозможно. А хроникеров с Конвас видел вот буквально год назад! Кинохронику на пленке заказывает и покупает Госфильмофонд, до сих пор!

Вот такой вот девайс, он как автомат Калашникова или Т-34, кому как больше нравится,

вроде как и проигрывает зарубежным аналогам в цифрах характеристик, но простота, надежность и неприхотливость, таки делают его лучшим в своей эпохе!

Ну и бонус - фото рабочего процесса одного, наверное всеми любимого фильма, а снимают его на...

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Спасибо за внимание.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо! Оч познавательно!

а можно еще?)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку