266

10 лет роста* под руководством великого лидера

Наткнулся тут на замечательную картинку

10 лет роста* под руководством великого лидера Политика, Авто

Источник: https://autoreview.ru/articles/avtorynok/kesh-v-pol

Вы только посмотрите как выросло благосостояние россиян. Если в 2013 году в среднем россияне тратили на новый автомобиль жалкие 900 тысяч рублей, то теперь это полноценные 3 миллиона!

Если же говорить серьёзно, то начиная с 2012 года способность россиян покупать новые автомобили постоянно снижается. 3 основных удара - Крым (девальвация рубля), ковид (из-за дефицита компонентов автомобили сильно подорожали во всём мире), СВО (закрылось 70% внутреннего производство) привели к тому, что автомобиль у нас снова роскошь, а не средство передвижения.

Кто-то может сказать, что россияне просто такие сознательные и отказываются от личного автомобиля в пользу такси, каршеринга, общественного транспорта. На это есть следующие возражения

  1. Нормальный ОТ есть только в Москве, ещё немного в Питере и Казани. Но именно эти регионы - лидеры по покупкам новых автомобилей (пруф: https://www.eg-online.ru/news/450090/ ).

  2. Массовое использование такси и каршеринга требует массовых же закупок автомобилей таксопарками и операторами каршеринга. Эти автомобили тоже попадают в статистику продаж.

  3. Давайте сравним продажи автомобилей в России и в странах с хорошим ОТ. Для примера возьмём Германию, Нидерланды и Японию (надеюсь никто не будет спорить, что ОТ в этих странах уж точно не хуже российского)

    Германия. Продажи в 2022 году 2,65 млн, население 84 млн - 31,5 тысяча автомобилей на млн

    Нидерланды. 313 тысяч на 17,5 млн - 17,9 тысяч на млн (данные по продажам: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/passenger_cars_sal... )

    Япония. 4,2 млн на 125 млн - 33,6 тысяч на млн ( https://www.asahi.com/ajw/articles/14808691 )

    Россия. 1,1 млн на 145 млн - 7,5 тысяч на млн.

Как видим, наличие ОТ никак не мешает людям покупать новые машины, даже в такой компактной и велосипедной стране, как Голландия.

Автопарк России стремительно стареет. По состоянию на начало 2023 года средний возраст автомобиля достиг 14,7 лет (пруф: https://www.autostat.ru/news/54844/ ), тогда как в 2013 он составлял 11,9 лет ( https://www.autostat.ru/news/13738/ ). В ближайшие годы средний возраст будет ещё расти, т.к. автомобили "массовых" годов стареют, а полноценного замещения новыми не происходит.

Как на Кубе у нас конечно не будет, но грустно это всё.

* - отрицательного

Автомобильное сообщество

30.6K поста50.3K подписчиков

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
112
Автор поста оценил этот комментарий

Самое главное не показывать статистику начиная с 2000 года. А то вдруг кто то рост увидит)

Основная проблема с ценой на авто это спрос!!! превышающий предложение, потому что много крупных игроков ушли с рынка.

раскрыть ветку (54)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Понижаем ввозные пошлины - цены идут вниз.

Можно так или надо всё население раком трахать?

раскрыть ветку (48)
49
Автор поста оценил этот комментарий

Можно что угодно, но пошлины были введены что бы автопроизводители делали заводы у нас, платили тут налоги, создавали рабочие места, увеличивали локализацию давая заказы местным поставщикам. И сейчас примерно то же самое хоть сделать с китайцами. Вы же предлагаете просто все купить. Так же выгоднее. Будет совсем плохо снимут пошлины и завалят рынок бушкой, только польза от этого очень кратковременная.

раскрыть ветку (44)
11
Автор поста оценил этот комментарий

В  2012 году РФ становится членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), это означало снижение некоторых пошлин с 9,5% до 7,3%, однако в это же время (2012 год) в России начинает взиматься утилизационный сбор – это разовый платёж за будущую утилизацию техники, который самим государством позиционируется как экологический сбор.

Изначально утильсбор ввели только для импортируемых машин, и его можно было расценивать именно как очередной «заградотряд», однако с 2014 года в соответствии с теми самыми нормами ВТО ввели утильсбор и для российских производителей. Но одновременно с этим для отечественных автозаводов ввели промышленные субсидии, которые вроде бы и не связаны официально с утильсбором, но фактически компенсируют его.

А в 2018 году льготы на импорт комплектующих для промсборки автомобилей были отменены вовсе! А ведь они действовали с 2005 года, позволяя беспошлинно ввозить комплектующие при условии локализации производства.


Таким образом, при относительно высоких ставках на импорт автомобилей с целью наполнения бюджета государство больно ударило и по «промсборщикам». При этом у «промсборки» есть еще один существенный недостаток: если отрасль не является самодостаточной и выпускает металл для кузовов, коврики и набивки сидений, то высокотехнологичные компоненты всё равно производятся за рубежом. А это значит, что даже при локализованном производстве немалая доля выручки все равно уйдёт за границу.


Но все это еще не было началом конца, поскольку рынок в очередной раз был на подъеме и смог довольно безболезненно «переварить» очередную нагрузку. Но вот события 2022 года не просто ударили по отечественному и локализованному автопрому наотмашь, а загнали геополитический обух противостояния ему в голову по самую рукоятку.

Ведь в 2022 году иностранные производители начали массово покидать Россию во всех смыслах этого слова. И если закрытие некоей сборочной площадки в Калуге – это одно, то уход из страны такого гиганта, как Renault, оказался санкционным приговором для АвтоВАЗа. Ведь, во-первых, это ставило крест на совместных проектах и лишало завод возможности выпускать что-либо, кроме собственных моделей, а, во-вторых, как оказалось, без французов даже пожилая Нива надолго лишилась ABS и других современных компонентов.


Ведь интеграция АвтоВАЗа в структуру Renault была глубокой именно в производственном смысле – концерну было выгодно выпускать комплектующие не конкретно в Тольятти или вообще в России, а там, где их производство было давно налажено. И неважно, была это Франция, Румыния или вообще какое-нибудь Марокко.

А теперь перейдем от ретроспективной аналитики к осторожным рассуждениям и ответим не только на вопрос «кто виноват?», но и «что делать»? Да, в нынешних условиях развитие автопрома видится в довольно мрачных тонах. Но можно сделать предположение, что прямо сейчас отмена пошлин либо их снижение до уровня 20-летней давности могли бы быть не «либеральной странностью», а реальным способом стимулировать рынок, и без того турбулентно трепыхающийся в экономических конвульсиях. По крайней мере, пошлин на автомобили в возрасте до 3 лет, машинокомплекты и комплектующие. Ведь, с одной стороны, россияне столкнулись с отсутствием привычных автомобилей, а с другой, с удивлением обнаружили, что оставшиеся на рынке модели заметно подорожали.

А в конце давайте всё же немного потеоретизируем. Если вдруг взять и отменить или резко снизить пошлины как на машинокомплекты, так и на ввозимые автомобили (для начала ограничимся новыми), то и собираемые здесь, и импортируемые машины по законам рынка должны неизбежно подешеветь. Проиграет же от этого разве что государство, которые недосчитается поступлений в бюджет. Однако историческая ретроспектива показывает, что ни заградительные пошлины, ни их отсутствие на ввоз машинокомплектов, ни их возврат хоть и стимулировали локализацию, но не способствовали напрямую развитию собственно отечественного автопрома. Так что теоретическая отмена растаможки необязательно подкосила бы АвтоВАЗ, особенно с учетом его новых партнерских перспектив, но при этом сделала бы китайско-российский Москвич ощутимо дешевле.

раскрыть ветку (4)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Собираемые здесь машины иностранных марок должны не подешеветь а пропасть как класс. Ибо нет смысла что то делать и вкладываться в производство когда можно просто развести. Именно пошлины стали причиной открытия у нас заводов по сборке основных мировых концернов. Без них они бы сюда и не пришли а просто таскали бы бушку из Европы, Америки и Японии. И эта схема очень неплохо работала до февраля 22 года. Пока есть вариант провернуть что то подобное подобное китайцами никто пошлины снижать не будет. И китайцам это невыгодно потому что они проиграют конкуренцию бу-шкам от немцев и японцев  Их уберут только в случае совсем лютой нехватки машин.

Автоваз тут вообще сбоку и никакого отношения к пошлинам не имеет. Он как варился в своей нише сверхбюджеток так и будет вариться ещё долго

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Какие блять у нас остались производства иномарок, за которые ты так переживаешь?

Haval и прочее китайское дерьмо?

Они никому в дупель не упёрлись.

Цена на них завышена.

Если бы они продавали их по адекватной цене, то вопроса бы к пошлинам не возникало.

Но в данный момент абсолютно все китайские повозки стоят спекулятивно дорого.

И вот снижением пошлин этих пидоров надо опустить по цене.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
И? Это не значит что надо отменять пошлины и разрешать ввоз всего что угодно. Если концерны хотят продавать автомобили на рынке РФ дешевле конкурентов то велком, строишь / покупаешь завод и вперёд
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В данный конкретный момент нет концернов, которые хотят тут разворачивать производство и продавать.

Не хотят продавать потому что санкции и пошлины.

Не хотят производства потому что санкции и налоги.

Парам-пам-пам - фьють.

А народу как жить?

И так цены на еду и жкх растут, ещё и квартиры с тачками в 2 раза подорожали.

Можно хотя бы с машинами дать какое-то послабление людям?

6
Автор поста оценил этот комментарий
А потом может случиться ситуация, как с самолётами, и придется с горящими жопами бегать и как-то налаживать производство самим
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как бы уже горит, не? Но что то не налаживается производство.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

так горит, никто и не спорит, и с горящими жопами все бегают. над пд-8 пыхтят, одну тушку-таки собрали для нордвинда вроде, остальные обещанные не успели. это не дизайн на коробке сока перерисовать, тут мощности строить надо.

2
Автор поста оценил этот комментарий

А где сейчас все эти заводы? Они закрыты.
Китай не спешит и скорее всего не будет заходить в Россию.

Так как они хорошо видят, что произошло с заводами Фольтсваген, Форд, Киа, Хендай, Мерседес....

Поэтому ваш вывод

что бы автопроизводители делали заводы у нас, платили тут налоги

Не более чем ШУМ.

Допустим придут КИтайцы... Через 30 лет их попросят на выход.... Потом придут Индусы и 30 лет их попросят на выход...

Будете открывать завод в стране, история которой показывает, что у вас его отнимут?

раскрыть ветку (19)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Претензия к схеме которая неплохо проработала более 15 лет мягко говоря странная.

Особенно странно когда вы говорите что произошло с заводами. Их кто  попросил на выход?  Или что с ними произошло? Их кто то выгнал и отнял заводы? Или наоборот все были бы счастливы если бы они остались но они решили не ссорится со своими политиками и сказали что работать в РФ не будут? Ашан вот остался, его не выгоняют, а рено/ниссан прямо выгнали?

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

Их кто попросил на выход?

Мне не доступна информация переговоров. Поэтому я не знаю кто инициатор.

Из последний информации все перечисленные заводы скуплены Российским менеджментом за символические 1-10000 рублей. Сейчас оборудование с этих заводов сдают в металлолом.

Ашан вот остался

О как. Ашан поссорился со своими политиками во Франции?


Дело в выгоде. Ашан прибыльный бизнес его не закрывают. Автозаводы были в убытках.
Поэтому тут надо еще спасибо сказать им(закрывшимся автозаводам), что они пришли в России и продержались целых 15 лет.

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз, эти компании сами заявили что уходят из РФ  их никто не выгонял кроме их политиков. Макдональдс тоже был наверное убыточным, раз был продан за символическую сумму)

И никто не загонял строить эти "невынодные" заводы. Просто те кто их не построили соснули по продажам. Но пошлины на это никак не повлияли естественно.

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Еще раз, у Ашана, Леруа и др. магазинов свои отдельные политики в Европе которые разрешили им остаться?

Им разрешили остаться или их просто не стали отжимать?


Откройте историю России хотябы за последние 200 лет. Откройте историю любого небольшого города. Почти в каждом городе будут заводы построенные англичанами, французами, немцами - которые в дальнейшем были отжаты.

Тут не надо удивляться - это наша история, которую надо помнить. Поэтому я вам и написал, что через 30+- лет все китайские заводы тоже будут отжаты.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Еще раз, кто выгонял ваг, рено, японцев и корейцев? Кто заставлял из делать заявления что в такой плохой стране они работать не будут. Японцы сами запретили экспорт в РФ авто с движком больше 1.8. Кто санкции вводил на автомобили?

Просто очевидно что давить через поодуктовый ритейл нецелесообразно потому что производство продуктов в РФ есть своё, так же как и пятерочки с лентами, как замена ашану, а вот через авто давить можно потому что почти весь рынок был зависим от тех кто вводит санкции и это оказалось действительно неприятно, возник дефицит авто и цены взлетели, в том числе и на запчасти, масла и тд. Как не странно но свято место пусть не бывает и на дорогах уже полно новых китайцев, которые постепенно налаживают пока отверточную сборку.

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий

возник дефицит авто и цены взлетели, в том числе и на запчасти, масла и тд.

В чем проблема снять ввозную пошлину, убрать утиль сбор, пока дефицит не будет устранен? Как аналогичное сделали с Яйцами.


на дорогах уже полно новых китайцев

Прям вот полно? С таким же успехом я вам скажу, что видео где владельцы этих китайцев рассказывают как машины разваливаются уже при 20 тыс. пробега - полно.


Еще раз, кто выгонял ваг, рено, японцев и корейцев?

Представьте, что в комнате находитесь вы и я.

Я напердел в комнате, вы из неё вышли.

Я вас выгонял? Нет. Вы сами вышли.

На все ваши претензии публикуемые в СМИ и рассказываемые остальным, я буду отвечать, что  "я не пердел, вы сами встали и вышли". Видимо вам это ваши тараканы в голове нашептали сделать.


Думаю на этом примере, данный спор можно завершить.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Какие претензии, РФ никак не мешала работе автозаводов, им мешали те государства которые ввели санкции. Можно продолжать повторять что по другому ну никак нельзя и пришлось уйти, но это ложь, не вводились санкции ни на тех кто вторгся в Ирак, ни в Югославию. Автопроизводители это прекрасно пережили и им ничем не пахло.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я не вижу доброй воли китайцев построить тут автозаводы.

Их поделки стоят невменяемых денег.

Когда джили атлас стоил сравнимо с дастером (1,2 млн. руб) это было как-то понятно.

А когда какая-то хуета типа Haval стоит 2-3 млн. руб., притом имея завод в Туле.

Мне вот это непонятно.

Кто там и кого поддерживает.

Я считаю поддерживать надо население, а не китайских пидорасов, имеющих какую-то невьебенную маржу.


2,2 млн стоит тигуан новый 2л.

2,6 млн стоил топовый рав4.


С какого хуя ебота типа хавал стоит 2-3 ляма?

Если эта китайская поебота будет стоить 1,5 млн потолок, я согласен на такие заградительные пошлины.


Но когда москвич стоит 2,1 млн, ларгус сраный 2 с чем-то, нива говнолегенда 1 млн, веста 1,7 в комплектации "пидор едишен" - это нихуя не нормально.


Дастер в максималке 1,2 млн стоил.

Даже с учётом курса - машины так стоить не должны.


Так что пидорасов китайцев и говноВАЗ надо выебать в жопу снижением пошлин.

Чтобы они не охуевали с ценами.


А сделать это надо было в 2020 году.

Когда сначала охуели дилеры.

Тогда бы прижали их, сейчас бы такой гомосятины бы не было.



Вы же предлагаете просто все купить. Так же выгоднее. Будет совсем плохо снимут пошлины и завалят рынок бушкой, только польза от этого очень кратковременная.

А нам и нужна сейчас именно кратковременная передышка.

Цены на авто невменяемые и надо любым способом насытить рынок.

Если всё нормализуется, то я не против обратно вернуть пошлины.

раскрыть ветку (7)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Короче снизить пошлины я куплю себе машину а потом можете опять повышать. Сферически в вакууме я тоже не против)))

Как думаете если снизить пошлины кто то тут в принципе производство будет делать? Или просто те же китайцы уйдут даже оттуда где они только недавно простую сборку начали?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А какое в принципе есть производство авто сейчас?

ВАЗ, хавал и москвич, на последнем где только бампера прикручивают?

Ахуенное производство.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Че ты до хавала то доебался, нормальная машина.

раскрыть ветку (4)
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Цена не нормальная.

Не должно китайское говно, которое выпускается внутри страны стоить дороже европеек и японок.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Так китайцы и не дороже)) Европейцы и японцы в два-три раза дороже чем китайцы. Я же говорю - подорожало вообще всё. У китайцев кстати норм тачки.

Автор поста оценил этот комментарий

Заградительные пошлины делались для поддержки именно отечественного автопрома. Они не делались для того, чтобы например Тойота здесь собирала авто. Популярные марки так и так хорошо продаются по всему миру, так как на них везде есть спрос. Поэтому Тойота собираемая в РФ и ввезенная из Японии или еще откуда то одинаково стоили (при том что пошлина при ввозе составляла от 30 до 100% стоимости авто за границей).

Но что-то пошло не так и наши отечественные производители так и не научились или не захотели делать, а просто начали тупо повышать цены на свою продукцию.

Все же помнят времена, когда Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Vesta в примерно одинаковой комплектации (т.е. коробка автомат, мультимедиа, подогревы и т.д.) стоили плюс минус одинаково?

Сейчас ушли из РФ почти все конкуренты из Европы и Японии, хлынул поток собранных в РФ китайцев, но цены постоянно поднимаются, причем это вообще не зависит от курса доллара. Почему же так?

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да конечно, одинаково. Кому вы рассказываете. С японцами все как раз очень показательно было когда тоёта порвала по продажам хонду именно за счёт пошлин. Но самое смешное что хонду порвали и ниссан с митсу, хотя на вторичке они гораздо меньше ценятся.

Аналогично и с "немцами" когда оставил универсал стоила намного дороже лифтбека потому что сборка Чехия. Или когда джетта была гораздо дешевле гольфа.

Автоваз вообще сбоку от всех этих пошлин, все популярные иномарки на нашем рынке собирались у нас, и фокус в своё время, и риосолярисы, и полорапиды, и сиды, и октавии, и камри и кодьяки.

А где же в этом списке сивик, сервант, корола, гольф, приус и тому подобные модели которые явно были бы востребованы если бы не завышенная из за пошлин цена?

Цены поднимаются из за нехватки машин, потому что многие ушли, и даже автоваз останавливал производство. Машин мало, скупают даже китайцев за оверпрайс на которых все смотрели очень сомнительно.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понял где Тойота порвала по продажам Хонду? Если вы имеете ввиду в РФ, то Тойота и до ввода и после ввода заградительных пошлин продавала больше машин чем Хонда. Свежую Короллу праворульку в Японии сейчас можно купить за небольшие деньги, даже с учетом низкого курса рубля, но после завоза в РФ она облагается пошлиной почти от 60% стоимости авто. Думаете Тойота собранная в РФ стоила дешевле до санкций, чем Тойота ввезенная из Японии после пошлин в то же время? Они одинаково стоили для конечного потребителя. Если бы заградительных пошлин не было, никто бы не покупал отечественный автопром.

А основные крупные производители локализовывали свое производство вовсе не из-за пошлин, а из-за масштабирования производства и глобализации в целом. Так как многие заводы в Европе и Азии не справлялись с производством на два фронта, плюс расходы на логистику ложились на плечи автосалонов, а те в свою очередь все это перекидывали в конечную стоимость авто, что отторгало покупателей этих марок.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Хонду так же порвали митсу и ниссан. Проще сказать кто её не порвал. Не нужно делать вид что вы не поняли.

В том то и дело что корола (во всяком случае несколько последних поколений) в РФ не собиралась. И внезапно оказалась не нужна. Вот корейцы нужны, немцы нужны в этом классе, а королла не нужна. Камри нужна, рафик нужен, даже прадик нужен в не самой богатой стране а на королле свет клином сошелся.

Автор поста оценил этот комментарий
Утиль сбор платиться даже если машина собрана в РФ тупо на привезенных запчастях. Что бы этого не было должен быть % локализации деталей в стране. И пошлины как раз таки были для того что бы в стране строились заводы помимо помощи автовазу. Это давало сотню другую тысяч рабочих мест в стране, налогов с этиж же работников, налогов с предприятия а не тупо вывоз денег за бугор.
ещё комментарий
0
Автор поста оценил этот комментарий

И дохуя у нас автозаводов сейчас?

А автоТАЗ сука почему не расцвёл за всё это время?

Где сотни тысяч авто? Ведь ему такие преференции дали, а он опять сука госбабло трясёт.


Т.е. понимаешь, 30 лет пытались и прямо сейчас мы видим, что не получилось.

Может попробовать что-то иное?

Мне 44 года. 30 лет мне ебут голову с нашим автопромом.

Можно блять я остаток жизни поезжу на нормальном импортном авто за адекватную цену?

Или хуй мне? И ждать внукам только?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, ну ладно бы тебе 25 было. С 2006 по ковид с небольшим перерывом на 2014-2015 вообще никаких проблем не нашим автопромом небыло. Форд фокус даже мемом стал. Какой нахуй автоваз, к чему он вообще. Преференции были для тех кто зашёл сюда с заводами и это в целом неплохо работало. Кто тебе большую часть жизни не давал ездить на "импортном" авто по нормальным ценам?

11
Автор поста оценил этот комментарий

Иди в любой стране потребуй снизить пошлины, только же в России ебут, если ебут беги, заебало такое нытье. И ещё цены не пойдут в низ. Потому что такие перекупы как скорее всего ты в край ахуели

ещё комментарии
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, был рост всего до 2014 года. Потом у нас началась эпоха великих геополитических открытий и уже 10 лет ухудшение по многим фронтам.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А во всём мире рост. Да? Да же?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

До 2020 был почти везде рост. У нас 6 лет роста украли.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В Европе все экономики уже давно растут на уровне арифметической погрешности типа 1-2% в год. Российская экономика тоже такие темпы давала.

Автор поста оценил этот комментарий
Ну точно, превышающий) кек.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку