olgais2020

olgais2020

Окончила журфак МГУ.
Пикабушница
7904 рейтинг 41 подписчик 34 подписки 125 постов 19 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
9

Города воинской славы: Вязьма...

Города воинской славы: Вязьма... История, Города России, Длиннопост

Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 г. — тогда город был отдан в удел Андрею Владимировичу Долгой Руке, сыну великого князя киевского Владимира Рюриковича. При этом Вяземское удельное княжество уже являлось составной частью Смоленского Великого княжества.


В 1403 г. Вязьма в числе удельных городов Смоленской земли была захвачена Великим княжеством Литовским. Но уже в 1493 г. в период русско-литовской войны 1487—1494 гг. отошла к Русскому государству.


Во времена Ивана Грозного Вязьма была приписана к опричнине (1565). Иван Грозный посещал город в 1563 и 1566 гг. и присутствовал на богослужении в соборной церкви.


В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения, после вторжения польских войск город неоднократно переходил из рук в руки. В 1612 г. Вязьма направила в ополчение князя Пожарского свой отряд. После окончания войны город отошел к Русскому царству, здесь происходил обмен пленными между сторонами. Тем не менее, продолжались набеги поляков на Вязьму, в 1630-х гг. царь Михаил Федорович приказал возвести в городе новые укрепления. К 1632 г. была создана новая крепость — Большой нижний город.


С 21 октября 1654 г. по 10 февраля 1655 г. Вязьма временно стала резиденцией российского правительства: возвращаясь из Смоленска с войском, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии чумы вынужден был остановиться в Вязьме. Сюда прибыли патриарх Никон и вся царская семья. В городе был построен деревянный дворец.


В Отечественную войну 1812 г. около Вязьмы русские войска 22 октября (3 ноября) нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника. Особо отличился пехотный Перновский полк, первым ворвавшийся в город.


К середине XIX века Вязьма становится крупным торговым центром. В 1850 г. в городе действовали 8 пряничных фабрик, из которых наиболее известными были фабрики, принадлежащие купцам Ечеистовым, Кустарвым и Сабельниковым. Лучшими пряниками, заслужившими мировую известность и составившими славу Вязьме, были, выпекавшиеся на фабрике Сабельниковых.


30 августа 1869 г. в Вязьме была открыта Александровская мужская классическая гимназия, основанная на средства Смоленского губернского земства. Это было первое земское образовательное учреждение в стране и второе по счету среднее учебное заведение в Смоленской губернии.


Летом 1918 г. в Свято-Духовском монастыре коммунистами был арестован и под эскортом красногвардейцев доставлен в местный революционный комитет епископ Вяземский Макарий (Гнеушев), имевший большой авторитет у местных жителей. Он был подвергнут издевательствам и побоям, осенью чекисты перевезли его в Смоленск, где расстреляли.


Осенью 1941 г. в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попало множество соединений Красной армии: 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк и полевые управления четырех армий, общим числом до 600 000 человек, в том числе 10 дивизий добровольцев-ополченцев из Москвы в возрасте от 16 до 60 лет. Из 15 тыс. ополченцев столичной 7-й Бауманской дивизии народного ополчения около 14 тыс. погибли под Вязьмой. Всего в октябре 1941 г. в боях под Вязьмой погибло около 400 000 советских граждан. В ходе прорыва из окружения вышли 85 000, однако в плен попали около 688 000 советских солдат и офицеров.


7 октября 1941 г. город был оккупирован немецкими войсками.

Города воинской славы: Вязьма... История, Города России, Длиннопост

В Вязьме существовали как минимум два немецких лагеря для военнопленных и мирного населения — Дулаг № 184 и Дулаг № 230.


Пересыльный лагерь (Дулаг № 184) был создан в октябре 1941 г. и просуществовал до марта 1943 г. когда город был освобожден советскими войсками. В лагере содержались попавшие в плен советские воины, в частности, призванные из Зубцовского, Ржевского, Нелидовского и других районов Калининской (ныне Тверской) области, уроженцы Смоленской и Архангельской областей, числившиеся пропавшими без вести, а также добровольцы-ополченцы из Москвы. Пленных зачастую не кормили и не давали воды. Зимой 1941—1942 гг. смертность в лагере составляла до 300 человек в день. По данным СМЕРШ, в списках погибших от ран на территории лагеря — 5500 человек. На территории — 40 (по другим данным — 45) рвов размером 4×100 метров, по площади равным примерно четырем футбольным полям, в которых захоронено, по разным данным, от 70 до 80 тысяч человек. По состоянию на 2009 г., на захоронениях располагаются огороды, гаражи местных жителей, машиностроительное предприятие и Вяземский мясокомбинат, в здании которого лагерь размещался.


В другой пересыльной тюрьме в Вязьме (Дулаг № 230) в октябре 1941 г. в ходе проверки, проведенной офицером абвера, было обнаружено 200 евреев и 50—60 политруков, через несколько дней там же было выявлено еще 40 евреев и 6—8 политруков. Все они были расстреляны. В декабре в лагере военнопленных в Вязьме выявлено и расстреляно 117 евреев.


По воспоминаниям находившего тогда в немецком плену будущего советского историка М.М. Шейнмана:


«В начале октября 1941 г., под Вязьмой, часть, в которой я служил, оказалась в окружении. Мы сразу же очутились в тылу у немцев. 12 октября во время атаки я был ранен в ногу. С ноября 1941 г. по 12 февраля 1942 г. я находился в Вяземском «госпитале» для военнопленных. Люди помещались в полуразрушенных зданиях без крыш, окон и дверей. Часто многие из тех, кто ложился спать, уже не просыпались — они замерзали. В Вязьме истощенных, оборванных, еле плетущихся людей — советских военнопленных — немцы гоняли на непосильно тяжелые работы. В «госпиталь» попадали немногие — большинство гибло в лагере».


«В Вязьме «госпиталь» помещался в полуразрушенных, брошенных жителями домиках, на окраинах города и в развалинах корпусов маслозавода. В домиках всегда было холодно и темно. Раненые валялись на голом полу. Даже соломы не было для подстилки. Только к концу моего пребывания в Вязьме в домиках были сооружены нары, но и на них больные лежали без соломы, на голых досках. Медикаментов не было. Вшивость в госпитале была невероятная. Бани за три с половиной месяца моего пребывания в Вязьме не было ни разу».


12 марта 1943 г. войсками Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобожден силами 5-й и 33-й армий. В ходе боев город был практически полностью разрушен, каменные и кирпичные здания взорваны, деревянные — сожжены.


В 2009 г. Вязьме было присвоено звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
7

Города воинской славы: Дмитров...

Города воинской славы: Дмитров... История, Города России, Длиннопост

Город основан в 1154 г. князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год.


В 1181 г. упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шел водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.


В 1180 г. во время войны Святослава Всеволодовича со Всеволодом Большое Гнездо Дмитров был сожжен черниговским князем. Вскоре он оправился от разорения и к 1214 г. это уже был большой город с предместьями, и принадлежал Ярославу Всеволодовичу. Тогда к нему подошел с набранным в Москве войском сын Всеволода Владимир. Взять город не удалось, более того, во время отступления неприятеля дмитровцы разбили один из его отрядов.


Город неоднократно менял своих хозяев. Во время нападения Владимира он с окрестностями входил в состав небольшого Переяславского удельного княжества с центром в городе Переяславль-Залесский, входившего в состав Владимиро-Суздальского великого княжества. Около 1247 г. образовалось Галицко-Дмитровское княжество, затем, в 1280 г., когда в летописи сообщается о смерти князя Галицкого и Дмитровского Давида Константиновича и в 1334 г., когда упоминаются князья Борис Дмитровский и Федор Галицкий, Галицко-Дмитровское княжество распадается и образуется самостоятельное Дмитровское княжество.


В течение XIII века город дважды (в 1238 г. Батый, в 1293 г. Тудан) был разграблен монголо-татарами. В 1300 г. в Дмитрове состоялся съезд 4-х ведущих князей Северо-Восточной Руси (Андрей Александрович Владимирский, Даниил Александрович Московский, Иван Дмитриевич Переяславский и Михаил Ярославич Тверской). в 1382 г. город был сожжен Тохтамышем, последний раз степной набег затронул город в 1408 г. (Едигей).


В 1364 г. Дмитровское княжество вошло в состав Московского, и титул князя Дмитровского сохранялся за сыновьями Великого князя. В 1372 г. город осаждал и взял с него выкуп Михаил, князь Тверской. Наивысшего расцвета город достиг в первой половине XVI веке при князе Юрии (правил в 1505-1533 гг.), втором сыне Ивана III. Именно в это время возводится Успенский собор и начинается каменное строительство в Борисоглебском монастыре. Торговые связи дмитровских купцов достигали Каспия, через Дмитров проходил торговый путь на север, куда поставлялся хлеб и откуда в Москву везли пушнину, соль и ценных охотничьих птиц.

Дмитровской торговле покровительствовала высшая княжеская власть, например, в 1489 г. именно здесь селят купцов из завоеванной Вятки.


В XV—XVI веках вокруг центра Дмитрова сформировались городские слободы, заселенные ремесленным людом и купцами: Березовская, Спасская, Пятницкая, Никитская, Ильинская (или Юрьевская) и Васильевская, Конюшенная слобода за рекой Яхромой, принадлежавшая одноименному приказу. К городу непосредственно примыкало дворцовое село Подлипичье.

В 1565 г. после разделения царем Иваном Грозным Русского государства на опричнину и земщину город вошел в состав последней.


В 1569 г. дмитровский князь Владимир Андреевич казнен, оказавшись последним удельным князем на Руси, а город был передан в опричнину. В это время Русь была ввергнута в тяжелейший кризис, сказавшийся и на дмитровской торговле.


12 января 1610 г. в городе укрепились отступившие от стен Троице-Сергиева монастыря отряды Яна Сапеги. В феврале против них выступил Михаил Скопин-Шуйский, он победил Сапегу в полевом сражении и освободил бы Дмитров, но город удержали союзные полякам донские казаки. Сапега, однако, не задержался в Дмитрове — дождавшись прибытия из-за Волги отрядов с припасами, он отошел к Волоколамску, а Скопин-Шуйский, сняв таким образом блокаду Москвы, торжественно вступил в столицу.


Польское разорение сказывалось еще долго. Уничтоженные Сапегой деревянные укрепления больше не восстанавливались, тем более, что и потребность в них отпала. В 1624 г. в городе жили лишь 127 человек в более чем 100 дворах. Еще сотня дворов стояла пуста. Однако уже через 25 лет население выросло в 10 раз, но так и не достигло показателя вековой давности. Возрождение старого речного торгового пути началось только с основанием Санкт-Петербурга, хотя еще в конце XVII века он использовался для доставки к царскому столу в особых судах живой рыбы с Волги.


В 1781 г. Дмитров становится центром уезда (который, помимо территории современного Дмитровского района, включал также Сергиев Посад) и в числе многих русских городов получает герб.


В XVIII—XIX веках Дмитров оставался в основном торговым городом. Доля купечества здесь достигала 10-15%, в то время как в среднем по стране купцов было около 1,3% от городского населения. К концу XVIII века начинается новое оживление в местной торговле, что сказывается на развитии Дмитрова. Возобновляется каменное строительство, перестраиваются старые деревянные церкви, в 1784 г. город получает регулярный план застройки.


Отечественная война 1812 г. почти не нанесла городу урона. 10 октября (28 сентября н.ст.) Дмитров занял французский отряд, но, узнав о приближении русских войск из Клина, вскоре оставил город без боя.


Любопытно, что «визитной карточкой» города, как и в Туле, были пряники, а также баранки. В частности, во время визита в 1858 г. Александра II вместо традиционных хлеба-соли гостю поднесли печатный пряник. В музеях еще сохранились доски-формы для традиционных дмитровских пряников «разгоня».


Во второй половине XIX века после строительства Николаевской железной дороги Москва - Санкт-Петербург через Клин (1851) и Московско-Ярославской железной дороги через Сергиев Посад (1869) Дмитров, оставаясь административным центром, оказывается в относительно невыгодном экономическом положении, значение старой речной торговли сходит на нет, население сокращается, хотя уезд в целом считался одним из наиболее промышленно развитых в губернии наряду с Богородским и Московским.


Из этого состояния город отчасти вывела постройка железной дороги Москва - Савелово (1900). Дорогу провели прямо через город. При строительстве засыпали старое русло реки Яхромы (Нетеку).


Ко времени Первой мировой войны начинается рост населения и промышленности. В частности, чугунолитейный завод Галкина получил заказ на изготовление ряда деталей экспериментального Царь-танка, испытанного вскоре на полигоне близ деревни Очево Дмитровского уезда. Развитию экономических связей в уезде способствовало создание в 1915 г. Союза дмитровских кооперативов.


Катастрофичность продовольственного вопроса в городе нарастала по мере усиления натурализации экономики, прямого продуктообмена и других мер политики военного коммунизма, к которой большевики приступили с лета 1918 г. Пытаясь оттянуть голод, городской Совет по постановлению уездного продовольственного комитета решает прекратить выдачу хлеба и муки лицам 1-й категории (все население города было разделено на 3 категории в зависимости от социально-классовой принадлежности), куда относились имущие слои города.


11 августа 1918 г. в Дмитровском уезде случилось восстание местных жителей против попытки дополнительного изъятия имущества силами тройки чекистов и отряда красноармейцев в селе Рогачево. Возмущенные решением местного Комитета бедноты о дополнительном изъятии зерна и продовольствия, жители Рогачева и его окрестностей напали на прибывший сюда продотряд. Были убиты 6 красноармейцев. На следующий день в Рогачево прибыл из Дмитрова отряд латышских стрелков из Москвы. В ходе зачистки несколько зачинщиков восстания были схвачены и расстреляны; их тела, находящиеся на Соборной площади села Рогачево, до сих пор не захоронены. Прах красноармейцев, погибших 11 августа, был перевезен в Дмитров и захоронен в сквере по улице Загорской. На этом месте был поставлен обелиск с красной звездой и 4 памятными досками с записями о шести героях-мучениках, погибших в борьбе с кулаками.


В 1929 г. был образован Дмитровский район, в который вошли 7 волостей бывшего Дмитровского уезда Московской губернии и ряд населенных пунктов Сергиевского и Клинского уездов. В 1930 г. волости как административные единицы ликвидированы. Впоследствии границы района неоднократно менялись. Наиболее существенная из этих перемен — разделение в 1935 г. территории района на два: собственно Дмитровский и Коммунистический с центром в Рогачеве.


10 апреля 1932 г. Президиум ВЦИК постановил «Включить в черту Дмитрова, Дмитровского района, селения: Подлипичье, Шпилево и Подлипичью слободу с их земельными угодиями».

15 июня 1931 г. было принято Постановление Пленума ЦК ВКП(б) о строительстве канала Москва-Волга. 1 июня 1932 г. СНК СССР рассмотрел и утвердил дмитровский вариант направления трассы канала. Строительство канала велось силами заключенных.


В 1932 г. в связи с началом строительства канала руководство ДмитЛага решило приспособить под свои нужды Борисоглебский монастырь, где с 1926 г. размещался музей и архив.

Сентябрь 1934 г. Завершение работ на 1 опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой.


При строительстве канала было так много погибших заключенных, что их закапывали прямо на берегах канала. Потом стали увозить тела подальше, чтобы не подвергнуть заражению водоснабжение Москвы.


Канал был проложен прямо по городской территории. При прокладке канала изолированным оказалось Заречье, почти исключенное из хозяйственной жизни города, и исчезли находившиеся на трассе канала целые кварталы исторической части Дмитрова между рекой Яхромой и ее старым руслом Нетекой. Были снесены Всехсвятская, Преображенская, Никитская церкви и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Нетеке.


Дома, расположенные на территории прокладываемого канала, были перенесены на бывшие колхозные земли с образованием Горьковского поселка. Посёлок получил название в честь известного писателя и деятеля А.М. Горького, неоднократно посещавшего и выступавшего на различных мероприятиях на строительстве канала Волга - Москва.


В то же время стройка дала импульс промышленному развитию города: сформирован Дмитровский экскаваторный завод (ДЭЗ) на базе Чугунолитейного завода Галкина, создан гравийно-песчаный завод № 24 на ресурсах района. Очередной подъем города также связан с возрождением водного пути на север.


Также в результате стройки появились поселок Каналстрой, улицы Волгостроевская, Волжская.

Май 1941 г. Объявление Яхромской поймы «народной стройкой». Начало широких работ по освоению поймы было прервано войной и возобновлено в 1958-1959 гг.


26-27 ноября 1941 г. в районе Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск, развернувшихся на Перемиловской высоте, являющихся частью Битвы за Москву к югу от Дмитрова.

Города воинской славы: Дмитров... История, Города России, Длиннопост

Им удалось форсировать канал и закрепиться на высоте, но 29 ноября они были выбиты оттуда Первой ударной армией генерал-лейтенанта В.И. Кузнецова, находившегося в Дмитрове. От Дмитрова действовал бронепоезд № 73 НКВД под командованием капитана Малышева, дмитровский строительный батальон. После этого началось контрнаступление Красной армии. К 11 декабря весь Дмитровский район был освобожден от захватчиков.


В 1963 г. Мособлисполкомом утверждается новый генеральный план Дмитрова, согласно которому обновляется старый город и запланировано широкомасштабное строительство на новых территориях. В этом же году были заселены первые дома нового микрорайона Космонавтов.


В 1960-е гг. город был застроен многоквартирными панельными домами производства Дмитровского домостроительного комбината и приобрел основные черты современного облика.

В начале 1970-х гг. создание крупной промышленной зоны на севере города с подведенными железнодорожными путями и другой инфраструктурой, где разместились современные предприятия. В 1972 г. строительство Дмитровского опытного завода алюминиевой консервной ленты, на котором впервые в стране была получена алюминиевая лента для пищевой промышленности.


В 1990-е гг. жилищное строительство замерло, возобновившись в прежних масштабах лишь в начале 2000-х гг. К 850-летию города (2004) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.


В 2005 г. Дмитров занял первое место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в категории «До 100 тыс. жителей». 30 октября 2008 г. Дмитрову было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
9

Города воинской славы: Туапсе...

Города воинской славы: Туапсе... История, Города России, Длиннопост, Туапсе

Самое раннее упоминание адыгейского слова Туапсе («междуречье», «местность, лежащая ниже слияния двух рек» ― река Туапсе, образована слиянием двух горных рек ― Чилипси и Пшенахо) встречается в VI―II веках до н.э. Уже тогда в этом месте существовало поселение предков современных адыгов.


В 1829 г. побережье отходит к России по Адрианопольскому мирному договору.


В 1838 г. в составе Черноморской укрепленной береговой линии было построено Вельяминовское укрепление, названное в честь генерала А.А. Вельяминова (1785―1838). Через год укрепление было разрушено шапсугами, но постепенно было восстановлено.


В 1853 г. в условиях Крымской войны русские вынуждены покинуть укрепление, предварительно разрушив его. Территория была оккупирована до конца войны войсками Османской империи, подошедшими по черноморскому побережью с юга.


В 1857 г. здесь была устроена турецкая база, снабжавшая адыгов оружием. В 1859 г. морской десант под командованием майора Левашева разрушает турецкую базу. В 1864 г. отряд генерала Геймана дошел до Туапсе и овладел развалинами форта Вельяминовского.


В 1864 г. завершилась Кавказская война и начался процесс насильного переселения мятежных адыгов в Османскую империю. Район Туапсе являлся одним из главных пунктов морской эвакуации черкесов.


В 1864 г. на месте развалин форта Вельяминовского была основана одноименная станица, в 1870 г. преобразованная в селение. Населенный пункт Вельяминовка был включен в состав города Туапсе в 1925 г. Опустевшее черноморское побережье сперва стали заселять семьями казаков, позже в регион начали переселяться русские и украинцы из центральных губерний Российской империи, а также армяне, греки, грузины.


В 1867 г. был построен маяк на мысе Кадош. В 1875 г. учреждено гражданское поселение — Вельяминовский посад.


В 1895 г. к поселению проложены шоссейные дороги «Новороссийск — Сухум» и «Майкоп — Туапсе». В 1896 г. - начало строительства сооружений морского порта.


В 1896 г. селение Вельяминовское переименовано в посад Туапсе — окружной центр Туапсинского округа Черноморской губернии.


В 1916 г. посад получил статус города Туапсе, проведена железная дорога «Армавир — Туапсе».

Во время гражданской войны (1917—1920) город несколько раз переходит из рук в руки, вследствие чего был сильно разрушен.


16 ноября 1917 г. в Туапсе, первым среди городов современного Краснодарского края, была провозглашена советская власть.


1923 г. — город избран районным центром Туапсинского района Черноморского округа Кубано-Черноморской области.


1928 г. — закончено сооружение нефтепровода Грозный - Туапсе, построены нефтеперерабатывающий завод и нефтяной пирс в морском порту.


1933 г. — порт Туапсе приобретает Всесоюзное значение.


1935 г. — Туапсе получил статус города краевого подчинения.


Октябрь 1941 г. — началось строительство Агойского аэродрома; создана Туапсинская военно-морская база под командованием контр-адмирала Г.В. Жукова.


В декабре 1941 г. на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Особенно тяжкое положение для города сложилось летом 1942 г., когда пал Севастополь и Туапсинский порт стал главной военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск. 23 августа 1942 г. был создан Туапсинский оборонительный район под командованием контр-адмирала Гавриила Васильевича Жукова. 25 сентября 1942 г. немцы перешли в новое наступление в районе села Шаумян и стремительно прорвались в глубь. 17 октября немцами был взят Шаумян, 21 октября село Гойтх. 23 октября Семашхская группировка врага была разгромлена, остатки ее были отброшены за реку Пшиш. Во время Великой Отечественной войны город был сильно разрушен. В 1943 г. он начал восстанавливаться. Ущерб, нанесенный Туапсе, в ценах 1943 г. составил более 22 миллионов. Полностью разрушено 309 домов, 719 нуждались в капитальном ремонте.

Города воинской славы: Туапсе... История, Города России, Длиннопост, Туапсе

В конце 1943 г. введено 2840 м² жилья, восстановлены депо, электростанция, хлебозавод, мясокомбинат, фруктоварочный и рыбный заводы.


1947 г. — начал работать восстановленный машиностроительный завод.


1949 г. — возвратился из эвакуации нефтеперерабатывающий завод и дал первую продукцию.


1956 г. — входит в строй I очередь Дворца культуры моряков, восстановлен стадион «Водник», из Туапсе в Сочи пришел первый пробный электровоз.


1965 г. — на Пионерской Горке состоялась церемония перезахоронения останков неизвестных защитников города в годы Великой Отечественной войны.


К 1970 г. вошли в строй хлебозавод, пивзавод, винзавод, мясокомбинат, обувная фабрика. Реконструируются судоремонтный завод и морской порт. На южном молу строятся нефтеналивные причалы, станция очистки балластных вод, новый пассажирский причал, реконструируется нефтепирс и широкий мол.


1979 г. — открыто движение по железнодорожной ветке Туапсе - Краснодар.


1981 г. — Указом Президиума Верховного Совета СССР город Туапсе награжден орденом Отечественной войны первой степени.


1991 г. — начал работать туапсинский муниципальный театр юного зрителя.


1995 г. — Туапсе вступил в Ассоциацию малых городов Юга России.


1996 г. — на заседании Туапсинской городской Думы принят новый Устав города.


Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2008 г. Туапсе присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
36

Города воинской славы: Ростов-на-Дону...

Города воинской славы: Ростов-на-Дону... История, Города России, Длиннопост

Официально датой основания города считается 15 декабря 1749 г., когда императрица Елизавета Петровна своим указом основала Темерницкую таможню.


По ее указу от 18 августа 1749 г. таможня должна была быть основана в городе Черкасске, но казаки сочли это невозможным для своей коммерческой деятельности, так как имели определенные пошлинные льготы. А на территории таможни эти льготы не действовали.


Императрица, рассмотрев ходатайство, полученное 23 ноября 1749 г., удовлетворила просьбу казаков и обозначила в грамоте от 15 декабря место для таможни в устье Темерника, откуда и взял начало Ростов-на-Дону: «Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого «Богатый колодезь».


Весной 1750 г. в таможне были построены пристань, пакгауз, карантин, гарнизонная казарма.

Здесь в 1756 г. была основана международная «Российская и Константинополь торгующая компания». Темерницкий порт стал единственным русским портом на юге России, через него велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей.


В 1760-1761 гг. для защиты низовьев Дона от турецких набегов и крымских татарских орд у Богатого колодца началось строительство крепости.


Крепость в форме девятилучевой звезды имела в окружности 3,5 км и располагалась между нынешними переулками Чехова и Крепостным, улицами Горького и Станиславского. Крепость имела два форштадта: Доломановский и Солдатский, которые располагались вдоль берега Дона от нынешнего Доломановского переулка до Ворошиловского проспекта. Внутри располагались 7 продольных и 7 поперечных улиц, а территория была застроена различными зданиями для размещения гарнизона и хранения запасов вооружения. Гарнизон крепости насчитывал более 400 000 человек, еще 1000 проживала в окрестных слободах.


6 апреля 1761 г. указом Елизаветы Петровны крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, незадолго до этого причисленного к лику святых Русской православной церковью.


Со временем здесь возвели дома для купечества и духовных лиц, торговые лавки, харчевни, питейные дома, тюрьму и другие строения. Кроме постоянных жителей, на работы в порт регулярно приходило до 3000 человек, выходцев с Украины, селившихся по хуторам и станицам рядом с крепостью. Ростовский порт быстро стал известен в России и за границей, привлекая все больше русских и иностранных купцов. Из Греции и Турции сюда везли вина, сок, апельсины, лимоны, финики, изюм, сушеные фрукты, кофе, жемчуг, сафьян, подзорные трубы, дорогие ткани, предметы роскоши. В обмен вывозились дешевые продукты сельского хозяйства, хлеб, рыба, металл и другие товары.


С историей крепости связаны имена выдающихся русских военачальников. В 1768 г. сюда приезжал адмирал А.Н. Синявин для руководства строительством верфи, в 1783-1784 гг. комендантом крепости был полководец А.В. Суворов, сюда, после нескольких лет службы на Балтике, был переведен адмирал Ф.Ф. Ушаков.


Крепость имела многочисленный гарнизон, была вооружена 238 орудиями и на протяжении полувека использовалась в качестве тыловой базы русских войск. Крепость Святого Димитрия Ростовского сыграла значительную роль в период русско-турецких войн второй половины XVIII века и служила базой для наступления на Азов.


9 марта 1778 г. императрица Екатерина II издала Указ на имя светлейшего князя Г.А. Потемкина, назначенного в 1775 г. правителем Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Исполнение переселения было возложено на командующего крымской армией А.А. Прозоровского. Но ему не суждено было осуществить этот Указ. Ссылаясь на плохое здоровье, он просит о двухгодичном отпуске. На его место назначается молодой генерал А.В. Суворов. По данным ведомостей Суворова, за август-сентябрь 1778 г. выехало из Крыма 31386 человек, из них: греков ― 18407 душ, армян ― 12598, грузин ― 219, валахов ― 162. В создавшихся условиях переселенцы неоднократно обращались к А.В. Суворову. В конце концов, их прошения увенчались успехом и удовлетворена была их просьба об отводе им земли для поселения в устье Дона близ крепости Димитрия Ростовского. 9 декабря 1779 г. они собрались на отведенной им земле к востоку от крепости Дм. Ростовского, рядом с Полуденным станом, и им была зачитана высочайшая грамота. Новый город получил название «Нахичевань», где обосновались городские жители Крыма, а сельское население ― в окрестностях города, в селах Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несвита (Несветай).


9 августа 1797 г. крепость и Нахичевань вошли в состав Ростовского уезда Новороссийской губернии.


К концу XVIII века в связи с присоединением Причерноморья к России крепость утратила свое стратегическое значение, укрепления срыли, а территория крепости отошла к городу. В 1797 г. Ростов становится уездным городом Новороссийской, а с 1802 г. ― Екатеринославской губернии.


После срытия крепостных валов и засыпки рвов город быстро прорезала сеть улиц и переулков, взамен саманных и деревянных стали строить каменные здания, торговая деятельность стала основным занятием жителей. Многоязычная речь, яркие национальные костюмы ростовчан, оживленная жизнь портового города поразили побывавшего здесь в 1820 и 1828 гг. А.С. Пушкина.


В 1835 г. гарнизон и военное имущество Ростовской крепости были переведены в Анапу.

Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. В 1887 г. город был включен в состав Области войска Донского, что стало толчком к дальнейшему развитию промышленности. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX века в Ростове действовало уже более 100 предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причем каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу.


Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. началась в Ростове забастовкой в Главных мастерских Владикавказской железной дороги 13 октября. Утром 18 октября в Ростове стало известно содержание манифеста, изданного Николаем II, социал-демократы организовали манифестацию рабочих и учащейся молодежи, которая завершилась на площади между тюрьмой и трамвайным депо. Здесь состоялся грандиозный митинг с участием около 10 000 человек с требованием свободы политическим заключенным. На митинге выступили кадеты, социал-демократы, в том числе некоторые из арестованных по подозрению в оппозиционной деятельности и освобожденные во время митинга. Собралась большая толпа черносотенцев с национальными флагами и портретами царя и начала забрасывать митингующих камнями и избивать. Для защиты из рядов митингующих раздались револьверные выстрелы. После разгона митинга казаками толпа черносотенцев бросилась громить еврейские лавки. 19-20 октября еврейский погром продолжался. Хотя по числу убитых (176 человек) и раненых (около 500) он уступил «первое место» одесскому погрому, однако по доле жертв среди еврейского населения, составившей более 1% (в Одессе не более 0,5%), он был самым крупным еврейским погромом начала XX века в России.


Одновременно с Декабрьским вооруженным восстанием в Москве 7-21 декабря 1905 г. в Ростове произошла всеобщая политическая стачка, переросшая в вооруженное восстание.

Во время гражданской войны 1918-1920 гг. Ростов сыграл заметную роль как один из центров Белого движения. В первое формирование Добровольческой армии входил Ростовский добровольческий полк — из учащейся молодежи.


21 апреля (4 мая) 1918 г. Ростов был ненадолго занят другим добровольческим отрядом — полковника М.Г. Дроздовского, пришедшим с Румынского фронта.


10 января 1920 г. в город вошла 1-я Конная армия под командованием С.М. Буденного. Советский период истории Ростова-на-Дону начался 11 февраля 1920 г., когда Белая армия бежала из города.


В конце 1920-х в Ростове-на-Дону началось активное строительство. В 1926 г. был заложен гигант советского сельхозмашиностроения завод «Ростсельмаш». 29 ноября 1935 г. открыт крупнейший в стране драматический театр им. М. Горького со зрительным залом на 2200 мест, где работали известный режиссер Ю.А. Завадский, актеры В.П. Марецкая и Р.Я. Плятт.


28 декабря 1928 г. вышло постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город, после чего последний стал Пролетарским районом. Это объединение привело к строительству в Ростове-на-Дону ряда административных зданий. В 1930 г. на площади Нового базара был снесен собор Александра Невского, и в 1929-1934 гг. было построено здание краевого Дома Советов (разрушенное во время Великой Отечественной войны и частично сохранившее исторический облик после реконструкции).


13 сентября 1937 г. постановлением ВЦИК Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский с центром в Краснодаре и Ростовскую область с центром в Ростове-на-Дону.


Немецкие войска занимали город дважды: осенью 1941 г. и летом 1942 г.


В первый раз оккупанты подошли к Ростову 17 ноября 1941 г. Наступление вел 3-й танковый корпус 1-й танковой армии под командованием Э. фон Макензена в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС. Защищали город части 56-й армии РККА, под командованием генерала Ф.Н. Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и Ростовский стрелковый полк народного ополчения, сформированные из местных жителей.


20 ноября войска вермахта вошли в город. 1-й батальон дивизии СС прорвался к железнодорожному мосту и захватил его невредимым.


Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала С.К. Тимошенко в ходе Ростовской наступательной операции отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны.


Ростов-на-Дону оставался советским до июля 1942 г., когда, после провала наступления Красной Армии под Харьковом, немецкое командование начало наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 г. в Ростов вошла 17-я армия вермахта.


Местом массового уничтожения мирного населения стала Змиевская балка на окраине города, где нацистами было убито 27 000 еврейского населения и 3000 человек других национальностей. Всего нацистами было уничтожено более 40 000 человек, 53 000 ростовчан было угнано в Германию.

Города воинской славы: Ростов-на-Дону... История, Города России, Длиннопост

Война нанесла городу большой ущерб, Ростов-на-Дону вошел в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России.


14 февраля 1943 г. после победы под Сталинградом в ходе общего отступления вермахта на южном участке Восточного фронта, Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецких войск.


9 августа 1945 г. был утвержден генеральный план восстановления города. А в ноябре ростовчане узнали, что их город включен в число 15 крупнейших и старейших русских городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Ростов-на-Дону начал очень быстро реставрироваться. Восстанавливались и строились новые предприятия. Вместе с ними восстанавливался и сам город. Была благоустроена Городская набережная, которая стала одним из любимых мест отдыха для жителей.


9 мая 1959 г. в Ростове-на-Дону у братской могилы на площади Карла Маркса был зажжен Вечный огонь.


В 1961 г. в состав города была включена станица Александровская, вошедшая в состав Пролетарского района.


В 1963 г. восстановлен Ростовский академический театр драмы им. М. Горького.


В 1965 г. был открыт новый Ворошиловский мост.


В 1969 г. был сооружен Мемориальный комплекс «Павшим воинам» в месте, где в 1943 г. были захоронены 301 человек — советские воины и мирные граждане, павшие в период германской оккупации и в боях при защите и освобождении города.


В 1970-е гг. была проведена реконструкция «Ростсельмаша» и других крупных предприятий города. Во время Великой Отечественной войны 2500 рабочих и служащих завода ушли на борьбу с фашистами в действующую армию и народное ополчение. Свыше 300 комбайностроителей за ратные подвиги были награждены орденами и медалями, 13 рабочих удостоены звания Героя Советского Союза. В ознаменование этих славных подвигов рабочих «Ростсельмаша», в парке им. Н. Островского была установлена Стела Героев. Инициаторами ее создания стали в 1973 г. трудящиеся завода.


6 июля 2010 г. Президент России подписал указ о создании в России вместо 6 военных округов — 4-х объединенных стратегических командований (ОСК). В ОСК «Юг» (Южный военный округ) со штабом в Ростове-на-Дону вошли: Северо-Кавказский военный округ, южная часть Приволжско-Уральского военного округа, Черноморский флот, 4-е командование ВВС и ПВО, Каспийская флотилия.


В 2000 г. Ростов-на-Дону стал центром Южного федерального округа, подтвердив статус крупного регионального центра.


5 мая 2008 г. Ростову-на-Дону присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
5

Города воинской славы: Полярный...

Города воинской славы: Полярный... История, Города России, Длиннопост

В 1894 г. Сергей Витте посетил Екатерининскую гавань, после чего предложил императору Николаю II устроить здесь коммерческий порт. В мемуарах Витте писал: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел».


В апреле 1896 г. Государственный совет выделил средства на строительство порта на Мурмане. Руководство стройкой было поручено губернатору Архангельска А.П. Энгельгардту, летом было выбрано место для строительства города. Строительство вели русские и норвежские рабочие. За 1897 г. были построены 30 зданий общественного назначения, в 1898 г. уездное управление было перенесено из Колы в Екатерининскую гавань. Имя Александровск город получил в честь императора Александра III 7 июля 1899 г. Тогда же город стал центром Александровского (ранее Кольского) уезда Архангельской губернии. Судя по именному перечню лиц, похороненных на кладбище Александровска в 1899—1920 гг., в число первых жителей входили чиновники, колонисты Платоновки и Екатерининской гавани, выходцы из бывшего уездного центра Колы, северных губерний Европейской России. К началу XX века в городе была построена православная церковь, школа и порт, железнодорожные пути от причалов к складам; город был хорошо обустроен, освещен электричеством собственной электростанции.


В 1926 г. он был преобразован в сельское поселение, а через год стал центром Александровского района, который в 1930-е гг. имел статус финского национального района. В 1931 г. село Александровское было переименовано в Полярное, а в 1939 г. село стало городом Полярный.


В годы Великой Отечественной войны в Полярном находилась главная база Северного флота. Впервые в истории Северного морского театра военные действия распространились на значительные районы Арктики. Считавшиеся ранее недосягаемыми для врага, наши полярные морские коммуникации в юго-западной части Баренцева и Карского морей оказались под его ударами. Действия немецких подводных лодок, рейды надводных кораблей и полеты авиации охватили всю западную часть Северного морского пути до пролива Вилькицкого.


17 июня 1941 г. в Полярном была объявлена боевая тревога. В этот день фашистская авиация начала осуществлять первые разведывательные полеты над территорией главной базы.

Северный флот в начале войны был оперативно подчинен Ленинградскому военному округу, с 24 июня 1941 г. - Северному фронту, а с 10 июля - Северо-Западному направлению и непосредственно взаимодействовал с 14-й армией. Ее войска были развернуты на мурманском и кандалакшском направлениях.


Полярный, являясь единственным крупным населенным пунктом на левом берегу, оказался последним рубежом на пути к Кольскому заливу. В окрестностях города было сооружено два оборонительных рубежа. Эти рубежи занимали 82-я отдельная бригада морской пехоты, 125-й и 126-й морские полки, три артиллерийские батареи и другие подразделения.


29 июня противник перешел границу на мурманском направлении и в результате напряженных боев продвинулся на 30 км. К середине июля сложилась критическая ситуация, резервы 14-й армии были исчерпаны, до Кольского залива оставалось не более 60 км. В эти тревожные дни директивой главнокомандующего Северо-Западным направлением была поставлена задача: помочь 14-й армии изгнать фашистов из пределов страны, «при любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться в Полярном, защищая этот пункт до последней крайности».


В эти дни из личного состава кораблей Северного флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около 10 тыс. чел. В боях на сухопутном фронте они показали образцы воинской доблести, отваги и героизма. Остановить противника помогли артиллерийская поддержка кораблей флота и десанты, высаживавшиеся во фланг наступавшему противнику.


За весь период войны около 40 тыс. моряков-североморцев ушли на сухопутный фронт, защищая Заполярье на мурманском и кандалакшском направлениях, пополнив морские бригады, сражавшиеся в Сталинграде.


На протяжении всей войны штаб Северного флота оставался в Полярном. Отсюда велось оперативное управление разнородными силами на огромном Северном морском театре, отличавшемся суровыми физико-климатическими условиями. В ходе войны Северный флот оборонял морское побережье, поддерживал сухопутные войска, защищал свои морские сообщения и нарушал морские коммуникации противника.


29 июля 1941 г. в Полярном была развернута британская военно-морская миссия. Во время разгрузки конвоя в Мурманском порту корабли эскорта союзников стояли у причалов Полярного.


Основной ударной силой на морских коммуникациях являлись подводные лодки бригады, дислоцированной в Полярном. Во время Великой Отечественной войны бригадой командовали Н.И. Виноградов, а с февраля 1943 г. -И.А. Колышкин. К началу Великой Отечественной войны численность подводных сил на Севере была наименьшей среди других флотов -15 подводных лодок. Именно эти 15 субмарин показали в первое полугодие войны образцы мужества и героизма.


Однако и потери бригады были значительными. Главными из них были люди, накопившие опыт первых трудных месяцев войны. В боевых походах на Северном флоте погибли 23 подводные лодки. Из 15 подлодок, входивших в состав бригады к началу Великой Отечественной войны, победу в Полярном встретили только две: Краснознаменная «Щ-404» и гвардейская «М-171».

Подводники-североморцы, действуя в сложных условиях Заполярья, проявляли самоотверженность, решительность, отвагу и внесли существенный вклад в развитие военно-морского искусства, первыми применив многие тактические приемы использования подводных лодок.


Одной из важнейших задач, решаемых соединениями, базировавшимися в Полярном, стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Кильдинский плес перед входом в Кольский залив являлся наиболее опасным участком прибрежных вод. Именно здесь сосредоточивались подводные лодки противника, атакуя стесненные в маневре суда конвоев.


Катера дивизиона «морских охотников» не только вели систематический поиск вражеских подводных лодок, конвоировали суда, осуществляли противовоздушное прикрытие, но и выполняли разнообразные задачи на коммуникациях противника, ставили минные заграждения, высаживали десанты.


Катерники-североморцы проявляли массовый героизм в борьбе с врагом. 379 из них за годы войны были награждены боевыми орденами и медалями.


В первые же дни войны началась эвакуация гражданского населения из населенных пунктов Мурманской области. Особенность Полярного заключалась в том, что большую часть его жителей составляли военные моряки, служащие береговой базы и рабочие судоремонтных мастерских, продолжавших работу в прифронтовом городе.

Города воинской славы: Полярный... История, Города России, Длиннопост

Несмотря на частые массированные бомбежки, прифронтовому Полярному был нанесен минимально возможный ущерб. Причиной тому - умелые действия воинов 58-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны. В течение всей войны зенитчики надежно прикрывали город - главную базу флота.


В окрестностях города нашли свою могилу 45 фашистских стервятников. Это была цена за попытки прорваться к главной базе Северного флота. 455 воинов-зенитчиков награждены боевыми орденами и медалями. Около 1500 воинов, служивших в ПВО в Полярном, ушли на различные фронты Великой Отечественной войны, многие из них дошли до Берлина.


Высокая оценка Родины заслуг североморцев в достижении побед над врагом на ее северных рубежах - свидетельство того, что Северный флот с честью выполнил поставленные перед ним задачи в период Великой Отечественной войны. Всего за время войны Северный флот обеспечил проводку около 1400 транспортов союзников, а также 1548 конвоев по внутренним коммуникациям. В результате боевых действий сил флота было уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов противника, 1308 самолетов. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны 12 боевых кораблей, частей и соединений флота преобразованы в гвардейские, 47 награждены орденами, 14 присвоены почетные наименования. За ратные подвиги 48 тыс. человек награждены орденами и медалями, а 85 из них присвоено звание Героя Советского Союза.


Указом Президента РФ от 5 мая 2008 г. за мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Полярному присвоено почетное звание «Город воинской славы».


15 сентября 2018 г. город был удостоен общественного ордена «Во славу флота российского» 1-й степени.


Сейчас в Полярном находится пункт базирования дивизиона тральщиков Северного флота ВМФ России.

Показать полностью 1
7

Города воинской славы: Воронеж...

Города воинской славы: Воронеж... История, Города России, Длиннопост

В архиве хранится распоряжение боярина Никиты Романовича Юрьева от 1 марта 1586 г. о реорганизации сторожевой службы на южной окраине Московского государства, в котором написано: «По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищи на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж…» Однако, запись в Разрядном приказе от 1585 г. «об отписке рязанских бортных ухожьев и рыбных ловель новому городу Воронежу» доказывает, что Воронеж уже существовал в 1585 г. Тем не менее, так как крепость была построена в 1586 г., то официально годом основания Воронежа считается именно этот год.


Воронежская крепость была построена под руководством первого воронежского воеводы Семена Федоровича Сабурова. В апреле 1590 г. крепость была подожжена черкасами. Город был почти полностью уничтожен. К 1594 г. Воронеж был восстановлен заново.


В годы Смуты воронежцы были настроены против официальной власти. В 1605 г. Воронеж поддержал самозванца Лжедмитрия I, а после его смерти не принял воцарение Шуйского. В 1610 г. город оказал поддержку Лжедмитрию II, который готовил себе в Воронеже убежище, собирая здесь оружие и продовольствие. Переждать неприятности в городе Лжедмитрию II так и не удалось, потому что 22 декабря 1610 г. он был убит. Тем не менее, воронежцы не стали присягать польскому королевичу Владиславу. 29 июля (по старому стилю) 1613 г. сторонники королевича ― атаман И.М. Заруцкий с Мариной Мнишек и отряд мятежных казаков были разгромлены к северу от городской крепости. После сражения казаки бежали. Многие из них потонули при переправе через реку Дон. Заруцкий и Мнишек смогли добраться до Астрахани.


В борьбе с Крымским ханством русское правительство было заинтересовано привлечь на свою сторону донских казаков. Поэтому в 1613 г. воронежцы начали поставлять им деньги, сукно, продовольствие и оружие, что получило название «донских отпусков». Маршрут доставки был речным. Для этого в Воронеже строились специальные суда ― струги. Так в 1613 г. казакам воронежцы доставили 11 поставов (36 аршин) сукна, 189 четвертей хлеба, 22 пуда свинца, 4 пуда серы, 22 пуда селитры, 55 ведер вина, а в 1614 г. ― 1 000 рублей, 23 постава сукна, 200 четвертей хлеба, 60 пудов пороха, 30 пудов свинца, 30 пудов селитры, 100 ведер вина. Кроме этого воронежцы обязаны были встречать и сопровождать послов из Москвы в Османскую империю и обратно.


Жалование казакам частично привозилось в Воронеж русскими послами из Москвы. В 1616 г. в город приезжали послы П. Мансуров и С. Самсонов, которые должны были на 60 стругах добраться в Османскую империю, а также передать казакам их жалование. Суда были как в Воронеже, так и в соседних городах. В 1617 г. по специальному приказу русского правительства приготовленные «донские отпуска» были отменены; гонец успел прибыть в Воронеж в последний момент. Причиной такого наказания казаков стало их самовольное нападение на турецкие берега. В 1628 г. для русского посольства было построено 80 стругов, а в 1630 г. ― 86. В 1634 г. в Воронеже было построено специальное судно для того, чтобы русские послы смогли доставить турецкому султану Мураду IV от царя Михаила Федоровича ценный подарок ― хищных кречетов. После подавления восстания под предводительством Степана Разина к казакам из Воронежа был отправлен военный отряд на стругах под командованием полковника Григория Косагова. Казаки впервые принесли присягу русскому царю.


7 января 1637 г. в Москве принимают решение о строительстве Белгородской черты для защиты юга Русского царства от набегов крымских татар. В августе этого же года донские казаки захватили азовскую крепость. В течение пяти лет татарских набегов на Воронеж и Воронежский уезд практически не было, что дало возможность воронежцам и жителям других южных русских городов спокойно заниматься строительством оборонительных сооружений. В 1642 г. турецкие войска осадили Азов; защита города казаками получила в истории название азовское сидение. Вместе с казаками город обороняли и некоторые торговые люди Воронежа, приехавшие туда ранее. После ухода казаков из Азова, нападения крымских татар на Воронеж снова начались. Тем не менее через 15 лет Белгородская черта была почти построена. Воронежский ее участок проходил от устья реки Воронеж до устья ее притока Песчанка и далее на восток к крепости Усмань.


Опыт воронежцев в судостроении и судоходстве, а также их военный опыт в защите русских границ от набегов татар был использован в конце XVII - начале XVIII века в строительстве кораблей русского военно-морского флота и ведения военных действий.


В 1695 г. во время первого Азовского похода русские войска не смогли захватить крепость Азов. Осада оказалась неудачной, так как турецкий гарнизон в крепости получал поддержку с моря. Поэтому при подготовке ко второму Азовскому походу в селе Преображенском недалеко от Москвы зимой были построены 22 галеры и 4 брандера, которые по частям были перевезены в Воронеж, где были собраны снова. В то же время в Воронежском крае были построены около полутора тысяч стругов, морских лодок и плотов, а также один корабль. В результате второго похода крепость Азов была взята русскими войсками. Русский флот не допустил снабжения крепости людьми, боеприпасами и продовольствием.


20 октября 1696 г. Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России регулярного военно-морского флота. По указу Петра I в городе было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 г. были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки, которые приняли участие в Керченском походе. Эскадра под командованием Петра I сопровождала до Керчи корабль «Крепость», на борту которого находился русский посол думный дьяк Е.И. Украинцев. Дальше корабль направился в Константинополь, где в середине 1700 г. Украинцев заключил мир с Османской империей на 30 лет.


В 1701 г. в Европе начинается подготовка к войне за испанское наследство. Союз Русского царства с Австрией и Венецией, заключенный против Османской империи, распадался. В таких условиях Русское государство в качестве стратегического направления выбрало борьбу со Шведской империей. Поэтому дальнейшее усиление Азовского флота многопушечными кораблями было направлено на недопущение военного конфликта с Османской империей и предотвращение войны на два фронта. C 1696 по 1711 гг. было построено около 215 кораблей, в том числе корабль «Гото Предестинация» ― первый российский линейный корабль и первый корабль IV ранга по европейской классификации начала XVII века, созданный в России без участия иностранных специалистов. Благодаря новому Азовскому флоту Русскому царству удалось подписать мирный договор с Османской империей для того, чтобы начать войну со Швецией.


Из-за обмеления реки Воронеж напротив Чижовской слободы английский инженер Джон Пери построил плотину для подъема уровня воды со шлюзом. Тем не менее 1 июня 1705 г. по распоряжению Петра I были основаны тавровская крепость и Тавровская верфь, куда 13 февраля - 9 апреля (по старому стилю) царь велел перевезти адмиралтейство из Воронежа.

В 1709 г. после Полтавской битвы в Воронеж было отправлено три тысячи пленных шведов. Они участвовали в строительстве новой крепости Осеред (ныне город Павловск) на реке Дон и корабельной верфи.


12 ноября (по старому стилю) 1721 г. в Воронеж поступил указ о «вечном мире» со Шведской империей согласно Ништадтскому мирному договору. Пленные шведы были отпущены домой.

В 1708 г. была образована Азовская губерния, центром которой стал Азов, а в 1715 г. ― Воронеж, а сама губерния после смерти императора в 1725 г. была переименована в Воронежскую.

В 1745 г. учреждена Воронежская духовная семинария.


10 мая 1748 г. Воронеж очень сильно пострадал от пожара. Сгорел почти весь центр, который располагался на берегу реки. После этой трагедии центр города опять стал располагаться в том месте, где сейчас находится современная Университетская площадь.


В 1812 г. в город стали поступать рекруты-новобранцы из Воронежской, Харьковской и Пензенской губерний, для 3-го и 4-го Егерских полков. Их экипировка проходила на пожертвования, собираемые в Воронеже. После комплектации полков офицерами они были направлены к Москве и смогли присоединится к основным силам русской армии после Бородинского сражения. Сохранилось письмо М.И. Кутузова, в котором он пишет: «3-й и 4-й Егерские полки по прибытии их к армии при осмотре моем найдены, что они в столь короткое время довольно хорошо образованы и что большая часть людей стреляют довольно хорошо».

В 1832 г. в Воронеже была проведена торжественная церемония открытия мощей Святителя Митрофана, на которую приезжал император Николай I. Праздничное мероприятие было омрачено недавно закончившейся в городе эпидемией холеры, которая возникла из-за большого количества прибывших паломников. Другая трагедия произошла летом 1833 г., когда из-за засухи в Воронежской губернии начался голод. На борьбу с трагедией из государственной казны была выделена большая сумма денег. Кризис был преодолен.


В 1845 г. открылся Воронежский кадетский корпус имени Великого князя Михаила Павловича, в котором обучались C.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов и др. В 1879 г. последний приезжал в Воронеж, где участвовал в съезде революционной организации «Земля и воля». В городе произошел ее окончательный раскол, после чего она разделилась на «Народную волю» и «Черный передел».


В 1905 г. в Воронеже произошли черносотенский погром, мятеж в воронежском дисциплинарном батальоне и две политические стачки. Декабрьская стачка прошла 8 декабря после получения ее организаторами телеграммы из Москвы о начале всероссийской политической забастовки. 12 декабря стало известно о начавшемся в Москве вооруженном восстании, после чего был проведен митинг, в котором приняли участие 7 тысяч воронежцев. Возникла угроза восстания. Поэтому 16 декабря город был объявлен на военном положении. При помощи властей Тамбова волнения были прекращены.


В 1913 г. создается первое светское высшее учебное заведение в городе ― сельскохозяйственный институт им. Петра Великого (ныне Воронежский государственный аграрный университет). 28 августа 1914 г. согласно принятому решению городской Думы Воронеж стал членом Всероссийского союза городов. Союз был учрежден 8―9 августа того же года и оказывал помощь больным и раненым солдатам, офицерам, тесно сотрудничал со Всероссийским земским союзом и обществом Красного креста.


В октябре 1917 г. получив известия о революции в Петрограде, местные власти в лице эсеровского исполкома Совета и и.о. губернского комиссара правительства попытались скрыть эти сведения. Большевики и левые эсеры не смогли добиться от эсеровского исполкома Совета создания военно-революционного комитета (ВРК) и решили действовать самостоятельно. Их подпольному ВРК противостоял созданный 27 октября Комитет общественной безопасности из представителей думской управы, губкомиссара, Совета, железнодорожного союза, начальника гарнизона и прокурора. 30 октября (12 ноября) 1917 г. после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету. 3 декабря 1917 г. банк перешел под контроль комитета. 10 декабря (23 декабря) 1917 г. исполнительным комитетом Воронежского совета начал создаваться специальный отряд Красной Армии. 28-31 декабря 1917 г. (9-13 января 1918 г.) в Воронеже прошел I Губернский крестьянский съезд, на котором были созданы новые органы власти.


Во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз с 11 по 12 сентября 1919 г. 4-м Донским корпусом К.К. Мамонтова и с 6 октября по 24 октября отрядами А.Г. Шкуро.


В 1918 г. из Юрьева был переведен Юрьевский университет, на его базе был создан Воронежский государственный университет. В 1926 г. в городе был пущен первый трамвай.


В 1930 г. в Воронеже были размещены большой военный аэродром А и малый аэродром, запасные площадки, полигон для бомбометания и стрельб 11-й бригады тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 дальней авиации Московского военного округа ВВС РККА. 26 июля было проведен первый учебно-тренировочный сбор по прыжкам с парашютом на базе 53-й эскадрильи. Этот день считается днем рождения советского парашютного спорта. 2 августа 1930 г. в двух километрах от Воронежа был сброшен первый советский военно-воздушный десант, состоявший из двенадцати человек. С тех пор 2 августа празднуется как день рождения воздушно-десантных войск России.


В июне 1941 г., выполняя полученный в феврале государственный заказ, на Воронежском экскаваторном заводе им. Коминтерна были собраны две пусковые установки БМ-13 («Катюша»), в июле ― 30 установок, а в августе совместно с другими воронежскими заводами ― более 100 установок. В Воронеже конструкция «Катюши» была усовершенствована так, что ее изготовление стало проще, а время залпа было уменьшено с 5 минут до 15 секунд. Более 300 артиллерийских установок БМ-13, изготовленных в Воронеже, в декабре 1941 г. участвовали в контрнаступлении под Москвой.


В связи с приближением к Воронежу немецких войск 22 октября 1941 г. был создан городской комитет обороны. 7 ноября по указанию ставки в Воронеже в ознаменование годовщины победы октябрьской революции был проведен парад войск. Таких парадов было всего три ― в Москве, Куйбышеве и Воронеже.


Летом 1942 г. оборона 13-й и 40-й армий Брянского фронта была прорвана немецкими войсками из-за предположения Ставки Верховного Главнокомандующего, что наступление будет проведено так же, как и в 1941 г. на Центральном фронте в сторону Москвы. Из-за численного превосходства в личном составе и технике немецким войскам удалось подойти к Воронежу и 6 июля захватить правобережную его часть. В тот же день город был подвергнут массированной бомбардировке с воздуха, в ходе которой большая его часть была разрушена. Территория левого берега, которая в 1930-е гг. была включена в состав города, немецкими войсками захвачена не была. В результате обороны Воронежа в июле 1942 г. под командованием Ф.И. Голикова и Н.Ф. Ватутина был задержан на 4-5 дней прорыв немецкой группы армий к Сталинграду для окружения Юго-Западного фронта на Среднем Дону.


7 июля 1942 г. был образован Воронежский фронт. К 10 июля советские войска освободили северо-восточную окраину Воронежа, а 12 июля начали первое наступление. В августе ― сентябре 1942 г. на правом берегу реки Воронеж был создан и расширен Чижовский плацдарм. С октября по декабрь 1942 г. велись позиционные бои местного значения, сковывая в районе Воронежа почти 10 дивизий 2-й немецкой армии. 25 января 1943 г. в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции Воронеж был освобожден войсками 60-й армии под командованием генерала И.Д. Черняховского. В честь этого события были названы несколько улиц Воронежа: улица 25 января, улица 60-й армии и площадь Черняховского, на которой впоследствии был установлен памятник генералу.

Города воинской славы: Воронеж... История, Города России, Длиннопост

С 7 июля 1942 г. по 25 января 1943 г. Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понес значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля, в городе было разрушено 18 тыс. домов (92% всех жилых зданий). Во время оккупации немецкими военнослужащими осуществлялись массовые убийства мирных жителей Воронежа, в том числе женщин и детей.


К 1950 г. восстановление города было завершено; были восстановлены многие здания и архитектурные памятники. В 1954 г. начались первые регулярные телевизионные передачи. В 1960 г. появились первые троллейбусы. В 1950-60-е гг. заработали новые предприятия: Воронежский керамический, шинный, станкостроительный заводы.


В конце 1950-х гг. на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 г. впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту. В Воронежском научно-исследовательском институте связи была создана система автоматической мобильной связи «Алтай» и мобильный телефон «Алтай-АС-1». Систему «Алтай» запустили в опытную эксплуатацию в Москве в 1963 г., а в 1967 г. ― в Воронеже. По некоторым данным это была первая в мире система такого типа. В 1968 г. в городе на Воронежском авиационном заводе было налажено производство первого в мире серийного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. В октябре 1977 г. был построен первый советский аэробус Ил-86. С 1993 г. выпускается первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96.


6 мая 1975 г. Воронеж был награжден Орденом Отечественной войны I степени.


В связи с распадом СССР произошло изменение политико-экономической ситуации в России. Крупнейшие промышленные предприятия Воронежа оказались на грани банкротства. Для преодоления экономического кризиса большинство из них вошли в концерны и холдинги с другими предприятиями. У городского хозяйства возникли большие проблемы. Уничтожение памятников архитектуры, незаконное строительство на территории исторического центра, негативно влияло на культурную жизнь в городе.


Тем не менее, несмотря на указанные проблемы, с конца 80-х гг. в Воронеже произошли значительные политические и культурные события. 11 июня 1989 г. в городе было основано колокололитейное предприятие. В 1990 г. Министерство культуры и Госстрой РСФСР внесли Воронеж в список исторических городов России. В 1983 г., в 6,5 км от черты города, было начато строительство Воронежской атомной станции теплоснабжения, которое было приостановлено на основе проведенного среди воронежцев референдума. В 90-е гг. XX века многие церкви были возвращены епархии; была продолжена (а в некоторых случаях начата) их реставрация.


В 2003 г. город был выбран столицей празднования Дня славянской культуры и письменности. В 2008 г. Воронежу присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
14

Города воинской славы: Елец...

Города воинской славы: Елец... История, Города России, Длиннопост

Первое упоминание о Ельце в летописных источниках относится к 1146 г. Именно, в Никоновской летописи под 6653 г. от сотворения мира (то есть 1146 г.) упоминается, что через Елец проезжал Святослав Ольгович (в то время ― князь белгородский). Под 6654 г. (1147) в той же летописи говорится, что в Чернигов из Ельца прибыл Андрей Ростиславич, внук Ярослава Святославича Муромского. Предполагается, что город Елец в XIII веке мог входить в состав Черниговского княжества, а в конце XIV века был зависимым от Рязанского княжества.


В 1156 г. по Никоновской летописи половцы пришли на Рязань и грабили по Быстрой Сосне. На обратном пути половцев догнала погоня. Их истребили, пленных отбили. Данная запись показывает места по реке Быстрая Сосна под властью рязанского князя.


В 1389 г. елецкий князь по приказу великого князя рязанского Олега Ивановича встретил посольство митрополита Пимена, направлявшееся в Константинополь, недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон. В «Сказании о Мамаевом побоище» упомянут елецкий князь Федор, но достоверность этого упоминания сомнительна.


В 1395 г. Елец был разрушен отрядами Тимура (Тамерлана), а князь Федор был пленен. Рядом с Вознесенским собором, с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тимура, открытая и освященная в 1801 г.


В 1414 г. елецкие земли разорили татары; елецкий князь был убит, а жители бежали в Рязань.

На протяжении большей части XV ― XVI веков город Елец не упоминается.


В конце 1591 г. по указу царя Федора Ивановича начинается строительство новой крепости Елец. Строительство велось на незаселенной территории служилыми казаками, стрельцами и детьми боярскими, набранными и присланными сюда из Данкова, Епифани, Новосиля, Ливен, Черни, Тулы и других южнорусских городов.


Первоначально город был населен служилыми людьми, несшими воинскую службу. Вместе с городом возникает Елецкий уезд. В короткое царствование Лжедмитрия I Елец был превращен в военную базу для готовившегося похода на Крымское ханство. В 1606 г. ельчане выступали против царя Василия Шуйского на стороне Ивана Болотникова. Город был осажден царскими войсками, однако Истома Пашков разбил их в битве при Ельце. Во время польско-литовского похода 1618 г. город был сожжен гетманом Сагайдачным. В августе того же года под Ельцом гетманом Сагайдачным схвачено царское посольство, которое везло 30000 рублей из царской казны на подкуп крымского хана.


В XVII―XVIII веках Елецкий уезд активно заселялся. Большинство населения уезда составляли потомки служилых людей, называвшиеся сначала «детьми боярскими городовыми», а затем «помещиками-однодворцами». Меньшую часть населения составляли казаки и крепостные крестьяне.


После того, как Петр I своим указом от 18 (29) декабря 1708 г. разделил Россию на 8 губерний, Елец был приписан к Азовской губернии (переименованной 22 апреля (3 мая) 1725 г. в Воронежскую). Новый указ императора от 29 мая (9 июня) 1719 г. ввел деление губерний на провинции, и Елец стал центром Елецкой провинции Воронежской губернии. По указу Екатерины II от 5 (16) сентября 1778 г. было образовано Орловское наместничество, в 1796 г. преобразованное в Орловскую губернию, а Елец стал уездным городом ― центром Елецкого уезда этого наместничества.


Основой экономики города становится торговля хлебом. Страшным бичом города в XVIII веке были пожары, особенно в 1769 г. После этого город отстраивался по новому генеральному плану, вместо концентрической планировки вокруг крепости создается новая ― прямоугольная, а сама крепость исчезает.


В 1874 г. строится участок Узловая ― Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. В Ельце появляется одноименная станция и вагонное депо. До настоящего времени сохранилось здание железнодорожного вокзала, депо и несколько казарм для служащих дороги. В 1918 г. линия упразднена и расшита. На месте путей станции Елец в советское время устроены гаражи и склады.


В 1888 г. в Ельце построен первый в России элеватор.


27 октября (9 ноября) 1917 г. в Ельце на общегородском митинге, проходившем на Сенной площади (ныне пл. Революции), была провозглашена советская власть. 11 (24) ноября 1917 г. в городе был создан Военно-революционный комитет (ВРК), взявший на себя властные полномочия, а 30 декабря 1917 г. (12 января 1918). 1-й съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состоявшийся в Ельце, одобрил действия ВРК и принял всю власть в городе и уезде на себя.


31 августа 1919 г. Елец был взят конницей 4-го Донского корпуса генерал-лейтенанта К.К. Мамонтова, которая в городе, впрочем, не задержалась.


24 января 1925 г. Галичья гора объявлена государственным заповедником и передана в ведение Елецкого краеведческого музея.


30 июля 1928 г. Елецкий уезд упразднен. Елец стал центром новообразованного Елецкого района в составе Центрально-Черноземной области. В этом же году в храме Святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) создан Антирелигиозный музей, открыта первая городская поликлиника со специализированными кабинетами, появился городской радиоузел.


В 1929―1931 гг. были построены и начали работать кожевенный и известковый заводы.


23 июля 1930 г. - упразднение Елецкого округа, а 20 августа Елец был преобразован в город областного подчинения.


В 1933 г. железная дорога Москва — Донбасс прошла через Елец, открыт Каракумский автомобильный мост через реку Сосну.


13 июня 1934 г. ― разукрупнение Центрально-Черноземной области; Елец вместе с районом вошел в состав новообразованной Воронежской области. В этом же году введено всеобщее обязательное начальное обучение, Галичья гора передана Воронежскому государственному университету.


27 сентября 1937 г. ― Елец вместе с районом передан в состав новообразованной Орловской области. В этом же году на международной выставке в Париже елецкие кружевницы отмечены дипломом и большой Золотой медалью.


Во время Великой Отечественной войны, Елец грудью встал на пути захватчиков, бросивших огромные силы на то, чтобы захватить Москву. В переломный момент исторической битвы под столицей войска Юго-Западного фронта с 6 по 16 декабря 1941 г. провели успешную наступательную операцию, которая вошла в историю под названием «Елецкая». Ее результатом стал разгром значительной части сил 2-й полевой армии фашистов. 45-я и 134-я пехотные дивизии врага были почти полностью уничтожены. Уникальность этой операции заключалась в том, что в районе Ельца советские войска без предварительной оперативной паузы неожиданно для врага перешли от обороны к наступлению. Достигнутая победа была одной из первых побед нашего народа в Великой Отечественной войне. В результате успешной Елецкой операции советские войска освободили от гитлеровских оккупантов более 8000 кв. км территории, 400 населенных пунктов, в том числе города Елец, Ефремов. Гитлеровцы потеряли под Ельцом 12 тыс. человек убитыми и ранеными, 226 орудий, 319 пулеметов, 1,5 тыс. автоматов и винтовок, 907 автомашин и много другого военного имущества. Гитлеровскому командованию пришлось расформировать 34-й армейский корпус. Разгромив елецкую группировку, войска Юго-Западного фронта сорвали попытку гитлеровцев прорваться на Дон, оттянули на себя часть сил 2-й немецкой танковой армии, переброшенных на помощь разгромленным соединениям 2-ой полевой армии и создали благоприятные условия для разгрома немецко-фашистских войск южнее Тулы. Огромное значение в военное время приобрел крупный Елецкий железнодорожный узел, который длительное время являлся важной базой фронта в районе Орловского плацдарма и Курско-Белгородской дуги. Немецкая авиация в течение 20 месяцев, вплоть до августа 1943 г., совершила 3136 налетов, зачастую массированных, и сбросила 450 тонн бомб, пытаясь вывести железнодорожный узел из строя. Доставалось и городу. От бомбежек погибло 759 человек, 517 было ранено. Но гитлеровцам не удалось парализовать работу елецких железнодорожников. Благодаря действиям летчиков 591 истребительного авиаполка железнодорожный узел работал без перебоев. Победа досталась дорогой ценой: более 9 тыс. ельчан не вернулись домой.

Города воинской славы: Елец... История, Города России, Длиннопост

После войны 6 января 1954 г. Елец вместе с районом передан в состав новообразованной Липецкой области.


В 1969 г. построен новый мост через Сосну. Каракумский мост становится пешеходным.


В 1978 г. построен еще один мост через реку Сосну.


8 октября 2007 г. Ельцу присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
7

Города воинской славы: Ельня...

Города воинской славы: Ельня... История, Города России, Длиннопост

Считается, что Ельня впервые упоминается как Елна в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава в 1150 г.


В 1239 г. поселение подверглось набегу монголо-татарского отряда.


В XV веке Ельня вместе со Смоленским княжеством находилась в составе Литвы, а в 1608 г. была пожалована «на вечность» пану Сапеге, но вскоре была завоевана Московским государством.


Во время польско-шведской интервенции Ельня была возвращена в состав Великого княжества Литовского, однако в 1654 г., в период войны с Польшей, начавшейся после воссоединения России с Украиной, она снова была присоединена к Московскому государству.


В 1776 г. Ельня стала городом и уездным центром Смоленского наместничества. К этому времени в городе было 4 улицы, 9 переулков, 131 жилой дом, богадельня, кузница, харчевня и питейный дом.


В 1780 г. был утвержден регулярный план, по которому город и развивался в последующее время.


В 1812 г. Ельня в числе других русских городов подверглась нашествию французских войск, а во время наступления русской армии здесь около двух суток находился М.И. Кутузов со своим штабом.


Менее чем через месяц с начала Великой Отечественной войны, 18 июля 1941 г., у города появились немецкие танки. Армия Германии обладала численным преимуществом, поэтому в результате неравных боев советские войска были вынуждены укрепиться в 18 километрах восточнее Ельни. Линия фронта, расчленившая район на две части, образовала знаменитый ельнинский выступ. Однако использовать свое преимущество гитлеровцы не смогли. Части Советской Армии предприняли наступательную операцию. В течение 26 дней шли упорные кровопролитные бои, во время которых войска 24-й армии при поддержке авиации разгромили ельнинскую группировку немецко-фашистских войск и ликвидировали ельнинский выступ. 6 сентября над Ельней снова взвился красный флаг. У врага был отбит второй советский город (после Великих Лук).

Города воинской славы: Ельня... История, Города России, Длиннопост

В боях на ельнинской земле советские воины проявили чудеса отваги. 14 солдатам и офицерам было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь во время самых ожесточенных боев 1941 г. родилась Советская гвардия; 18 сентября 1941 г. приказом Наркома обороны, наиболее отличившимся в боях соединениям, было присвоено звание «гвардейских».


Повторное взятие немцами города произошло через месяц, 6 октября, и длилось до 30 августа 1943 г., когда в ходе Ельнинско-Дорогобужской операции он был освобожден силами 10-й гвардейской и 21-й армий при поддержке частей 2-го гвардейского танкового корпуса (Западный фронт).


В честь освобождения города в Москве был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.


В 1981 г. город награжден орденом Отечественной войны I степени. 8 октября 2007 г. Указом Президента Российской Федерации Ельне присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!